Что такое даосизм: кратко об основных идеях и философии. Даосизм и его основные принципы и идеи Даосизм сообщение кратко

Даосизм — другое мощное направление древнекитайской философской мысли.

В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще . Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях» ), созданной в V — IV вв. до н. э.

Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного» . Естественность и простота — вот что лежит в основе философии даосизма. Многие из этих идей будут впоследствии развиты многими западными философами.

Основатель даосизма

Его основателем считается китайский философ Лао-цзы (или «Старый мастер / философ»). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди) . В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы . В отличие от источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао , из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию — дэ . Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия . Для этого необходимо:

  • Во-первых, питание духа : — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
  • Во-вторых, необходимо питание тела : соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия . Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди , который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Мистический — привлекал необразованные массы, которые шли к даосским монахам за помощью, советом, рецептом. Именно в этой форме даосизма сложился гигантский пантеон богов: каждый человек, совершавший добродетельные поступки, мог быть обожествлен;

Протонаучный — занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Официальной наукой в Китае было , однако китайцы известны как первооткрыватели многих технических достижений: пороха, стекла, фарфора, компаса и т.д. Многие из этих открытий были сделаны монахами-даосами, пытавшимися создать эликсир бессмертия и совершивших попутно значительные научные открытия. Создали даосы и так популярное сегодня учение фэншуй (геомантия), дыхательную гимнастику — цигун , а также боевые искусства, в частности ушу .

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. Так случилось в конце II в. н.э., когда под предводительством даосских монахов произошло мощное народное восстание, которое получило название восстания "Желтых повязок" . Лидером восстания был даосский маг Чжан Цзюэ . Он провозгласил своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства; 184 г. был объявлен началом нового 60-летнего цикла — эпохи

«Желтого неба», которая принесет людям счастье и навсегда покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на головы желтые повязки. Восстание было подавлено правительственными войсками. Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север, где, объединившись с другой даосской сектой, образовали теократическое государство даосских пап , просуществовавшее в Китае до середины XX в.

В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.

В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.

Даосизм возник в Китае во 2-й половине I тысячелетия до н.э. Основателем даосизма считается Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.).

Согласно легенде, на склоне лет Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил через пограничную заставу, ее начальник упросил Лао-цзы оставить в о себе книгу, в которой отразились бы мысли «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов иод названием «Дао-дэ цзын». Данное произведение, включающее 81 стих, является мировоззренческим основанием даосизма.

В центре даосской доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное , постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао (Л.С. Васильев, с. 284).

Дао - это первооснова всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао выступает также синонимом единого мирового целого.

Дао при этом - бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Значение иероглифа «Дао» - путь, дорога, средство, способ, идея, основание, говорить, проистекать из, держать путь из, вести за собой, течь (Лао-цзы, с. 5, комментарий переводчика).

Все в мире находится в пути, в и изменении, все непостоянно и конечно. Человек включается в это движение и этим постигает Дао, т.е живет в согласии с миром. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества.

Человек, создавая общество и цивилизацию, породил множество искусственных вещей (которые не порождены Дао), стал от них зависеть, что привело к противопоставлению человека и мира и его дисгармонии.

Дао присуща благая сила дэ (добродетель), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (многообразие вещей) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.

К состояниям, характеризующим Дао, относятся принципы цзы (самоестественность, спонтанность) и у-вэй (недеяние).

Принцип цзы жань указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственна и природе. Принцип цзы жань не требует от человека никаких усилий полностью покоится на собственных природных ритмах. «Цзы жань рядом, она в природе. Ее не надо логически доказывать. Правда цзы жань проста: где бы ты не был, природа воды - ЯНЬ вниз, природа огня - подниматься вверх. Человеку от этой Ювленской правды никуда не деться, он ею ежедневно питается и греется» (А.Е. Лукьянов, с. 124).

Принцип у-вэй означает отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы жань. Это не бездействие. Это , которая согласуется с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

У-вэй - это одна их характеристик Дао. «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: «Небо и земля бездействуют и все совершают». (Даосские притчи, с. 1).

В более поздних вариантах даосизма появилось понятие «ци» (пневма, эфир), которое является аналогом понятия Дао. Под «ци» понимается исходная первосубстанция, из которой «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, «ци» становится веществом, утончаясь - духом. В промежуточном состоянии «ци» представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле - одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений системы цигун.

В VII-VIII вв. под влиянием в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психотехнических методов созерцательной . Основное начинает уделяться приемам внутренней гармонизации, нравственному совершенствованию и практике созерцания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лао Цзы. Дао Дэ Цзин - «Книга пути и достоинства» (аудиокнига)

    ✪ Философия. Даосизм Лао Цзы.

    ✪ Дао наука для любого человека.

    ✪ Личность и учение Лао Цзы Алексей Маслов

    ✪ Мировоззрение древних китайцев. Даосизм и конфуцианство (рус.) История древнего мира.

    Субтитры

История

Формирование даосизма

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке , но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае, в - III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века .

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая .

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э. , практически одновременно с учением Конфуция . Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди . Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы . Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин ». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Ещё одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы », автором которого является Чжуан Чжоу (369-286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы , в честь которого и названо его произведение.

Первые даосские школы

Оформление религиозного даосизма произошло во времена правления поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже - Небесных Наставников 天师) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань , которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в и прекратило своё существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников .

Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао .

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма . Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов . Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в трактате «Чжуан-цзы» говорится о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

Формирование канона

Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

Даосизм в настоящее время

При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти учёные призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже учёные-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции ». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина . На Тайване даосизм сохранил своё влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается по традиции преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра .

Элементы учения

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм . Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй - означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребёнок рождается от смешения изначального ци (юань ци ) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци ), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Основные категории даосизма

  • Дао (道) - буквально «путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.
  • Дэ (德) - буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете ». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
  • У-вэй (無為) - буквально «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
  • Пу (樸) - буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Компоненты даосизма

  • Даосская философия
  • Книга Перемен , особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме
  • Даосское учение о бессмертии , внешняя алхимия , внутренняя алхимия
  • Даосская медитация
  • Хуантинцзин - «Канон Жёлтого Двора»
  • Шанцин - «Школа Высшей Чистоты»

Видные фигуры в даосизме

Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство .

Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао . Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии . При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия , отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры - счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Синтетические учения

Даосизм в традиционном образовании

Популярность даосизма в ранний имперский период сказалась на том, что «Лао-цзы» в эпоху Тан (618-907) являлся одним из текстов в программе на сдачу имперских экзаменов кэцзюй . В 1080-1120 гг. эпохи Сун (960-1279) было возможно получение «степени по даосизму» даокэ . Впоследствии, однако, даосская литература исчезла из экзаменационной программы .

Примечания

Литература

  • Бондаренко Ю. Я. Этика парадоксов [: очерк этики и философии даосизма]. - М.: Знание, . - 62, с. - ISBN 5-07-002544-9 .
  • Вэнь Цзянь , Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. [: Монография]. - Благовещенск: Изд. АмГУ , 2002. - 210 с. - ISBN 5-85803-306-6 ; - 2-е изд. : СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - 160 с. - ISBN 5-85803-306-6 .
  • Гомулин А. Л. Рецензия на главу «Даосизм» 2-го тома «Истории Китая» // Общество и государство в Китае: 44-я научная конференция. - М.: ИВ РАН, 2014. – Т. XLIV. Ч. 2. - 900 с. - С. 584-599. - (Учёные записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15.)
  • Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае / Отв. ред. Л.С. Васильев . - М.: Наука, 1982. - 289 с. - С.80-106.
  • Лукьянов А. Е. Древнекитайская философия: Курс лекций. Часть II. Философия даосизма. - М. : ИДВ РАН , 2015. - 546 с. - ISBN 978-5-905379-73-4 .
  • Маслов А. А. Даосские символы // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003. - С.70-82. - ISBN 5-89321-117-0 .
  • Масперо А. Даосизм. - СПб.: Наука, 2007. - 294 с. - ISBN 978-5-02-026924-8 .
  • Мышинский, А. Л. Проблемы раннего даосизма в отечественной историко-философской литературе. Автореферат диссертации… к. филос. н. Екатеринбург, 1996.
  • Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. - М.: Наука, ГЛВР, 1984. - С.230-270. - (Культура народов Востока).
  • Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имён в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока [ В 2 ч.] / Отв. ред. М. Т. Степанянц . - М. : , 1986. - Ч.I. - 89 с.
  • Торчинов Е. А. Алхимия и ритуал в даосизме: к постановке проблемы // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1985. - Ч.1. - С.96-101.
  • Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 310 с. - (Мудрость веков). - ISBN 5-87452-042-2 . - 2-е изд .: СПб.: Лань, 1998. - 448 с. - ISBN 5-8114-0015-2 .
  • Торчинов Е. А. Даосизм . «Дао-дэ цзин» / Предисл. пер. с кит., коммент. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 288 с. - (Мир Востока, 1). - ISBN 5-85803-130-7 ; 2-е изд. : СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. - 256 с. - (Мир Востока). - ISBN 5-85803-257-5 , ISBN 5-352-00648-4
  • Торчинов Е. А. Даосизм: Пути обретения бессмертия. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2007. - (Academia). - ISBN 978-5-352-02178-1 , ISBN 978-5-85803-350-9
  • Торчинов Е. А. Даосские практики. 2001. - ISBN 5-85803-159-5 ; - 2-е изд. : СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. - 256 с. - (Мир Востока); - 3-е изд. : Даосские практики: Путь золота и киновари. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. - ISBN 978-5-85803-351-6 , ISBN 978-5-352-02179-8
  • Филонов С. В. Вехи отечественной историографии в изучении даосизма // Россия и Восток: Основные тенденции социально-экономического и политического развития: Тезисы докладов к общероссийской научно-методической конференции. - Ярославль: Изд. ЯрГУ , 1998. - С.64-66.
  • Филонов С. В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности // Религиоведение (журнал) . - 2009. - № 3 . - С. 56-69 . - ISSN 2072-8662 .
  • Шкуркин П. В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. - 1925. - № 53. - С.121-125.

на английском языке:

  • Balfour, Frederic Henry . The Divine Classic of Nan-Hua; Being the Works of Chuang Tsze, Taoist Philosopher : With an Excursus, and Copious Annotations in English and Chinese. - Kelly & Walsh, 1881.
  • Barrett, Rick . Taijiquan: Through the Western Gate. - Blue Snake Books, 2006. - ISBN 1-58394-139-8 .
  • Cane, Eulalio Paul . Harmony: Radical Taoism Gently Applied. - Trafford Publishing, 2002. - ISBN 1-4122-4778-0 .
  • Carr, Michael . Whence the Pronunciation of „Taoism“? // Dictionaries: Journal of the Dictionary Society of North America. - 1990. - #12. - Рp.55-74.
  • Carr, David T. & Zhang, Canhui . Space, Time, and Culture. - Springer, 2004. - ISBN 1-4020-2823-7 .
  • Chan Wing-tsit . A Source Book in Chinese Philosophy. - Princeton, 1963. - ISBN 0-691-01964-9 .
  • Chang, Stephen T. The Great Tao. - Tao Longevity LLC, 1985. - ISBN 0-942196-01-5 .
  • Demerath, Nicholas Jay Crossing the Gods: World Religions and Worldly Politics. - Rutgers University Press, 2003. - ISBN 0-8135-3207-8 .
  • Dumoulin, Heinrich ; Heisig, James W. ; Knitter, Paul . Zen Buddhism: A History: India and China. - World Wisdom, Inc, 2005. - ISBN 0-941532-89-5 .
  • Eliade, Mircea . A History of Religious Ideas, Volume 2 / Translated by Willard R. Trask. - Chicago: University of Chicago Press, 1984.
  • Fasching, Darrell J. & DeChant, Dell . Comparative Religious Ethics: a narrative approach. - Blackwell Publishing, 2001. -

Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

История[править | править исходный текст]

Основная статья: История даосизма

Формирование даосизма[править | править исходный текст]

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V - III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369-286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

В начале II века н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира - Пань-гу.



Первые даосские школы[править | править исходный текст]

Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже - Небесных Наставников 天师) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников.

Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV-III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

Формирование канона[править | править исходный текст]

К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

Развитие даосизма[править | править исходный текст]

Даосизм почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[источник не указан 1021 день]

Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по всему Китаю, однако другие школы приобретали популярность, и влияние Небесных Наставников ослабевало. Школа была расколота, появились также Северные Небесные Наставники а потом и Южные Небесные Наставники. Параллельно набирали силу школы Шанцин (делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями) и Линбао (обращающая внимание на медитации, испытавшая влияние буддизма).

Позднее, в танскую эпоху Школа Небесных Наставников была воссоздана как Школа Истинного Единого (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии, в эпоху Сун школа Чжэнъи получила императорские привилегии и было признано её главенство над Шанцин и Линбао, а в 1304 году монгольские власти подтвердили статус школы, и заметно ослабевшие Шанцин и Линбао были поглощены и прекратили самостоятельное существование.

Ван Чунъян (XII век) и его ученики основали школу Цюаньчжэнь монастырского даосизма, которая получила распространение преимущественно на севере Китая. Таким образом в послемонгольскую эпоху даосизм стал представляться двумя основными школами - Школа Истинного Единого на юге и Цюаньчжэнь на севере.

Упадок даосизма в Цинскую эпоху[править | править исходный текст]

Известно, что император Канси (1654-1722) был скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.

Даосизм в настоящее время[править | править исходный текст]

На территории даосского храма Чан Чунь (Вечная Весна) в Ухане

При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти ученые призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже ученые-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина. На Тайване даосизм сохранил свое влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра.

Всекитайская Ассоциация Даосизма

Элементы учения[править | править исходный текст]

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй - означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Дао (道) - буквально «путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.

Дэ (德) - буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным

У-вэй (無為) - буквально «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

Пу - буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Компоненты даосизма[править | править исходный текст]

Даосская философия

Три сокровища (даосизм)

Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме

Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия

Даосская медитация

Даосский пантеон

Хуантинцзин - «Канон Жёлтого Двора»

Шанцин - «Школа Высшей Чистоты»

Видные фигуры в даосизме[править | править исходный текст]

Хуан-ди - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма

Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей даосизма

Чжан Даолин - основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху

Гэ Сюань - легендарный даос, на сочинения которого опирается традиция Линбао

Гэ Хун - китайский даосский учёный и алхимик, внучатый племянник Гэ Сюаня, написавший энциклопедический труд Баопу-цзы по внешней алхимии

Гэ Чаофу - внучатый племянник Гэ Хуна, основатель школы Линбао

Коу Цяньчжи - реформатор Школы Небесных Наставников, впервые добившийся провозглашения даосизма государственной религией

Ян Си - даос, основатель школы Шанцин

Тао Хунцин - даосский энциклопедист, укрепивший школу Шанцин

Люй Дунбинь - легендарный патриарх, входит в Восемь Бессмертных

Чэнь Туань - знаменитый даос с горы Уданшань, повлиявший на общественную мысль в Китае

Ван Чунъян - основатель школы Цюаньчжэнь

Чжан Саньфэн - даос с горы Уданшань, которого считают основателем нескольких систем гимнастики, в том числе Тайцзицюань

Однако в хаосе, как цыплёнок в курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Он рос, и ему стало тесно в яйце. Тогда Паньгу пробил скорлупу и оказался между Ян, превратившимся в небо, и Инь, ставшей Землёй. Ещё 18 000 лет продолжал расти Паньгу, и своей головой всё выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь».

До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называли Инь и Ян. И чтобы улучшить жизнь хуньдуня, они просверлили в его теле те семь отверстий, какие теперь есть в голове всякого человека, - глаза, уши, ноздри и рот. Но продырявленный Хуньдунь от этого вдруг умер.

Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Считалось, что если люди действуют в согласии с естественной закономерностью, отражённой этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и всё в ней приходит в смятение. И наоборот – неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились основой религиозно-философского миропонимания древних китайцев и были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).

2. Даосизм

Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в VI – V вв. до н.э. Главный источник – философский трактат «Даодэцзин».

Основные понятия:

§ «Дао» - имеет два значения: во-первых, это путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; во-вторых – это субстанция от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту;

§ «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

В мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-Цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма –теория недеяния.


3. Конфуцианство

Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-фу-цзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»)

Особенности конфуцианства:

§ основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.

§ представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера такого управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношении е подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчинённым – как отца к сыновьям.

§ конфуцианское «золотое правило нравственности» гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе .

§ Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остаётся актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора

Главные принципы конфуцианства:

§ принцип «жэнь» , то есть гуманность и человеколюбие;

§ принцип «ли», то есть почтительность и ритуал;

§ принцип «цзюнь-цзы», то есть образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью;

§ принцип «вэнь», то есть образованность, просвещённость, духовность в сочетании с любовью к учению;

§ принцип «ди», то есть повиновение старшим по должности и возрасту;

§ принцип «чжун» , то есть преданность государю, нравственный авторитет правительства.


Проблема руководителей и подчинённых в конфуцианстве:

Качества, которыми должен обладать руководитель :

§ подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

§ управлять на основе добродетели («бадао»);

§ обладать необходимыми знаниями;

§ верно служить стране, быть патриотом;

§ обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

§ быть благородным;

§ делать только добро государству и окружающим;

§ заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом

Качества, которыми должен обладать подчинённый:

§ быть лояльным по отношению к руководителю;

§ проявлять старание в работе;

§ постоянно учиться и самосовершенствоваться

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран.