Аналитический подход к юнг. Аналитическая психология карла юнга. Мир снов, духов, символов и история

Введение.

Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу «Символы трансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон.

К.Г.Юнг - Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.

Аналитическая психология К.Юнга.

Нововведения: Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

1. Личное сознание

2. Коллективное сознание

3. Личное бессознательное

4. Коллективное бессознательное («разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа»). Некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы».

В общих чертах, «архетипы» образуют наиболее древние и универсальные формы мышления, проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:

Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень. Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании.

«Архетипы», по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.

Юнг отмечал, что психологически люди пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихического закрепления культуры. Полагая, что основой культуры является прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей.

Следует отметить, что, стремясь типологизировать систему взаимоотношений между личностью и средой, Юнг предложил классификацию личностей на основании их отношения к социальной среде. В качестве исходного признака он принял определенную направленность распространения психической энергии (либидо).

Юнг выделил два основных противоположных типа личностей:

1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.

2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя.

Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.

Методы аналитической психологии К.Г. Юнга.

Надо заметить, что сам Юнг возражал против превращения лечения в сугубо техническую или научную процедуру, утверждая, что практическая медицина есть и всегда была искусством; это относится и к анализу. Поэтому нельзя говорить о методах аналитической психологии в строгом смысле. Юнг настаивал на необходимости оставлять все теории на пороге консультационной комнаты и работать с каждым новым клиентом спонтанно, не имея каких-либо установок или планов. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь - агапе в библейском смысле - и активное действенное сострадание людям. А его единственным инструментом является вся его личность, потому что любая терапия осуществляется не методами, а всей личностью терапевта. Юнг считал, что психотерапевт в каждом конкретном случае должен решать, хочет ли он вступать на рискованный путь, вооружившись советом и помощью. Хотя в абсолютном смысле лучшая теория - не иметь теорий, а лучший метод - не иметь методов, эту установку не следует использовать защитным образом для оправдания собственного непрофессионализма.

Юнгианский анализ. Анализ был и остается основным методом практики аналитической психологии. Исходной методологической моделью для юнгианского анализа послужил психоанализ 3. Фрейда. Однако в аналитической психологии этот метод получил несколько иное теоретическое обоснование и практическое выражение, так что можно говорить о юнгианском анализе как о совершенно другом типе работы.

Очевидно, что большинство людей, обращающихся за психологической помощью, ищут в анализе прежде всего облегчения своих страданий. Должно быть, они понимают, что если им не удается справиться со своими проблемами волевыми сознательными усилиями, то существуют глубинные бессознательные факторы, препятствующие этому. Обычно они также осознают, что если их проблема существует уже несколько лет и имеет долгую историю формирования, то не так-то легко решить ее за несколько сеансов и требуется долгая кропотливая работа с опытным специалистом. Можно предположить, что типичный «аналитический клиент» с самого начала имеет установку на долгосрочное сотрудничество. У него есть достаточно самоуважения и самостоятельности, чтобы не полагаться на чудо или магическую силу извне, но верить, что с помощью аналитика ему удастся самому постепенно разобраться в своих проблемах и рано или поздно изменить свою жизнь.

Почему сейчас невозможно обойтись без диплома, где его можно купить и чем Вам поможет наша компания?

Купить диплом Гознак

Многим известно, что система образования, сформировавшаяся в нашем государстве, не только не идеальная, но и устаревшая. Для получения образования требуется немало времени и денежных средств. Получить его еще сложнее, если бывший выпускник школы сразу не поступил в вуз после ее окончания. В результате все чаще бывшие учащиеся сталкиваются с необходимостью покупки диплома, что позволяет, при оплате в один раз решить все проблемы без временных затрат.

Документы, которые мы предлагаем нашим клиентам, абсолютно законны. Распечатка их производится с использованием официальных бланков фабрики Гознак. Данные диплома попадают в государственный реестр. Качество готового результата, обеспечиваемого нашими специалистами, позволяет убеждаться в том, что Ваш выбор полностью безопасен и верен. Менеджеры компании подберут документ требуемого образца, учебного заведения и года его окончания.

Недорого купить диплом на оригинальных бланках

Купить диплом вуза России – вовсе не значит обмануть всю систему образования и трудоустройства. Согласитесь, часто бывает так, что человек получает образование по смежной специальности, а потом понимает, что сделал после школы неправильный выбор. Или много лет работает на одном предприятии, пока в один прекрасный день работодатель не ставит условие: "работники должны быть только с профильным образованием". И вы можете быть во сто крат опытнее, надежнее, трудолюбивее и ответственнее любого молодого специалиста, однако преимущество отдадут ему – ведь у него диплом! Что делать? Начинать готовиться к ЕГЭ? А если нет ни денег на обучение, ни возможности потратить еще пять лет для получения заветной "корочки"? Именно по этой причине пользователи все чаще вбивают в поисковые системы запрос "диплом Москва куплю" и стараются найти надежного продавца документов об образовании. И здесь главное – не дать себя обмануть и купить исключительно настоящий диплом!

Калькулятор стоимости документа

Выберите тип документа Высшее образование Среднее проф. образование Аттестаты Свидетельства ЗАГС Справки Другие документы

Наименование документа

Год выдачи

Срок изготовления

1-2 дня 3-5 дней до 10 дней

Доставка

Россия Страны СНГ Др. зарубежье

Заказать документ

Что мы предлагаем

Вы хотите достичь карьерного роста, наметили достойные варианты заработка, стремитесь к финансовой независимости. От успеха задуманного зависит благосостояние, личное признание, уверенность в будущем. Не хватает лишь диплома о высшем или среднем образовании.

Получить диплом о среднем или высшем образовании легко, если:

поступить в учебное заведение с 1 раза

усердно посещать лекции и вовремя сдавать экзамены

удачно совмещать занятия с работой

Готовы к таким испытаниям?

За годы учебы Ваша ситуация изменится. Ожидания не оправдаются.

Диплом Вам НУЖЕН СЕЙЧАС!

Мы ПОМОЖЕМ достичь нужной Вам цели!

Предоставим НАСТОЯЩИЙ ДИПЛОМ о высшем или среднем образовании.

Без лишних вопросов. Быстро. С гарантией качества.

Абсолютно конфиденциально!

Наши преимущества

Оригинальность дипломов на бланках ГОЗНАК.

НИКОГДА не выдаем типографский бланк сомнительного качества за настоящий ГОЗНАК. НИКОГДА не «половинем» бланки (как некоторые компании подобного рода деятельности). Вы всегда получаете сам диплом на бланке ГОЗНАК и приложение с оценками тоже на настоящем бланке ГОЗНАК.
ВСЕГДА разрешаем нашим клиентам на встречу с курьером взять с собой чей-то образец реально выданного диплома или любого другого документа и сравнить с нашим… Отличий никогда не будет! Диплом полностью соответствует оригиналу!

Справедливая стоимость и удобство доставки.

Цена диплома, именно на полных бланках ГОЗНАК полностью соответствует затраченным средствам на его приобретение и правильное заполнение. Возможна реализация варианта с использованием типографских бланков, они немного дешевле. Готовый документ Вы получаете удобным для вас способом в течении 2-5 дней с момента заказа. Есть срочное изготовление документа за один день.
Сотрудничать с нами комфортно, безопасно, выгодно!

Коллективная деятельность профессионалов.

15-ти летний опыт работы, знание тонкостей оформления и заполнения дипломов, очень тесное сотрудничество с ВУЗами, техникумами и колледжами России - позволяет выполнять Ваши заказы максимально качественно и в назначенный срок. Ошибки в оформлении диплома исключены!

Согласование макета диплома и фото-видео готового документа.

До момента изготовления оригинала мы согласовываем с Вами полную электронную версию диплома, со всеми предметами, нужными оценками, темой дипломной или выпускной работы, а по мере его готовности, демонстрируем Вам скан, фото и видео уже готового, заполненного под Ваши данные документа. При чём, фото и видео можем сделать под ультрафиолетовой лампой. Вы убеждаетесь в качестве заказанного диплома дистанционно. Вы всегда спокойны за полученный результат!

Полная конфиденциальность.

Вы получаете заветный документ, а мы забываем о факте вашего обращения в нашу компанию и удаляем все личные данные без возможности их дальнейшего восстановления. Вы уверены в полной безопасности своей покупки!

Этапы реализации вашего заказа

Оставляете заявку на нашем сайте, заполнив нужную форму заказа или отправляете письмо на нашу почту, со всеми Вашими данными, указав качество и тип документа, который Вам необходим. При возникновении сложностей заполнения обращаетесь к менеджеру онлайн или заказываете обратный звонок.

Уточняются детали вашего заказа. Менеджеры проверяют правильность предоставленных Вами данных, консультируют по возникшим вопросам.

Изготавливается макет документа, согласовывается с Вами и полностью утверждается. На этом этапе возможны любые правки по документу.

Оформляется сам оригинал диплома, по готовности он фотографируется и снимается на видео, Вам демонстрируется его подлинность. Возможно использование УФ лампы

Доставляется документ удобным для вас способом (обсуждается).Вы будете на 100% довольны результатом!

Заказать документ

На нашем сайте представлены все образцы дипломов , выдававшиеся студентам вузов в различных регионах России, начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день. При оформлении заказа вам необходимо учитывать, какой именно диплом вам необходим: старого или нового образца, образца до 1996 года или нынешнего, 2016-го. На каждый вид диплома цена будет немного отличаться: все зависит от качества выбранного бланка, года выдачи документа и срочности выполнения заказа. Перед отправкой готового, заполненного документа мы всегда демонстрируем заказчику фото и видео диплома или любого другого документа, чтобы вы могли убедиться в том, что на документе присутствуют необходимые водяные знаки, микртотекст, ультрафиолетовые и другие защиты. Мы изготавливаем дипломы на настоящих бланках ГОЗНАК следующих видов: - диплом бакалавра нового образца; - диплом специалиста нового образца; - диплом магистра нового образца; - дипломы вузов РФ, выдававшихся до 2003 года; - дипломы старого образца (до 1996 года); - дипломы техникума или колледжа; - красные дипломы; - дипломы для нерезидентов РФ и т. д.

Диплом о высшем образовании: почему заказать документацию лучше у нас

Изготовлением дипломов о высшем образовании мы занимаемся не первый год, хорошо знакомы с особенностями и нюансами создания документации такого рода, понимаем, насколько важны его качество и подлинность. Ведь ваш будущий работодатель наверняка заинтересован в том, чтобы взять в коллектив хорошего сотрудника с достойным образованием. Перед тем как заказать диплом, сообщите нам: документ какого вуза России вас интересует (название вуза, факультет, специальность); в каком году, согласно документации, вы должны были закончить учебу; нужная форма обучения и качество бланка (настоящий ГОЗНАК или типография).

Каждый документ изготавливается индивидуально под заказ. Мы гарантируем качество продукции, что подтверждается высокой репутацией нашей компании! С нами вы сможете быстро построить успешную карьеру по выбранной вами специализации! Звоните! Наши менеджеры готовы ответить на все интересующие вас вопросы относительно приобретения документов о высшем образовании!

Это одно из направлений психоанализа , автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг . Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии.

Различают индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное . Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей . Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.

В отличие от З.Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте. Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребёнка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К. Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте.

Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды. Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребёнок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения. Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается и целенаправленно предъявляется миру. При этом те аспекты личности, которые не отвечают критерию социальной желательности, не просто скрываются, но активно отвергаются на внутриличностном уровне и, в конечном счёте, вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго. Тень — это как бессознательный комплекс, в котором содержатся все вытесненные или отчуждённые части сознательной личности. В сновидениях тень может быть представлена в виде тёмной фигуры того же пола, что и сам сновидец. Человек, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения.

Данное направление психотерапии не теряет своей актуальности уже много десятков лет. Кроме того, аналитическая психология Юнга дала начало таким направлениям психотерапии, как:

  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия),
  • Юнгианская арт-терапия,
  • Юнгианская психодрама,
  • Процессуально ориентированная терапия,
  • Песочная терапия,
  • Неоэриксонианский гипноз,
  • Соционика.

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2-3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.


«Мы народ простой и спокойный, и приключения нам ни к чему, они гадкие, неудобные, тревожные! Заставляют опаздывать к обеду!» Джон Р.Р. Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно»

Вы помните, как коварный Гэндальф вынуждает благополучного и в общем-то всем довольного хоббита Бильбо Баггинса отправиться в путь навстречу опасным приключениям, интригующим тайнам и неожиданным открытиям?

Наша жизнь и есть опасное приключение и тайна. Мы живём в поисках ключей от этой тайны, и насколько мы осознанно относимся к этим поискам, во многом зависит наш успех, удача, счастье и многое другое. И хорошо, если подталкивать к поискам нас будет добрый Гэндальф, а не какая-нибудь совершенно чуждая нам сила. При этом ситуация часто складывается так, что либо нам приходится подчиняться некой внешней силе, которая вынуждает нас к , либо мы сами в определённый момент делаем осознанный, ведущий к переменам выбор.

Чтобы уметь сделать правильный выбор, надо понимать, что в каждой ситуации заложено зерно многих возможностей. Но часто мы не видим всех вариантов выбора. Для каждой ситуации имеется в запасе очень мало стратегий. Чем больше стратегий, тем больше выбор, тем больше творчества, тем лучше адаптация. Исходя из этого, нужно установить, что именно ограничивает наш выбор, что можно изменить в наших внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научиться делать не один, а несколько выборов.

Но мы чаще всего живём на автомате, в привычных ситуациях используя стандартные модели поведения и не желая ни внешних, ни внутренних перемен. Иной раз поведение на автомате оправданно. исходят из того, что большая часть наших поступков бессознательна. В этом легко убедиться, ведь часто мы совершенно не задумываемся над тем, что в тот или иной момент делаем. Это относится, в первую очередь, ко всем привычным действиям – начиная от пробуждения, одевания и умывания и кончая вождением машины и игрой на пианино.

Таким образом, бессознательное - это подводная часть айсберга сознания , некоторым образом связанного с теми элементами нашего поведения, которые по крайней мере в настоящее время не требуют сознательного размышления. Некоторые психологи утверждают, что таковы более чем 90% наших действий. Но, действуя систематически и привычно, мы не часто задаём себе вопрос, достаточно ли хорошо служит нам подобное поведение . Это может привести к тому, что мы постоянно наступаем на одни и те же грабли, идём по замкнутому кругу и никак не можем из него выбраться, или на нас сваливаются неожиданные перемены, которые совершенно не спрашивают на то нашего согласия.

В такой ситуации надо менять модель своего поведения, если та, которую мы используем, больше не приводит, а может быть, и никогда не приводила к успеху. Но это легче сказать, чем сделать. Потому что сначала необходимо понять, что же именно мы должны изменить . Существует множество разных методик, которые предлагают помощь в подобных ситуациях. Но не стоит забывать, что перемены в нашей жизни появляются не просто так, не по нашему желанию, а потому, что наша реальность управляется волей , который хочет перемен для нашего духовного роста и нашей растущей близости к Нему. При этом нам дана свобода воли, и смысл жизни человека, по словам К.Г. Юнга , состоит в том, чтобы «понять свою иную волю как аспект Божьей воли».

Что может нам помочь на этом пути? Своё сотрудничество с Богом можно попытаться увидеть и осознать, изучив то, что содержит в себе наш гороскоп. Гороскоп личности отражает смысл её существования. «Именно астрология даёт возможность увидеть единство мира - внутреннего и внешнего - и понять истинные границы свободы воли человека. Любое предсказание возможно с точностью до свободы воли человека», - писал в свое время Авессалом Подводный .

Астрология представляет собой символическую систему, основанную на том, что всё, что рождается или возникает в определённое время, обладает энергиями этого времени. Астрология как наука изучает связь между движением светил и планет по небосводу и внутренней и внешней жизнью человека. Планеты не являются причиной происходящего и ни в коей мере не принуждают человека вести себя тем или иным образом. По сути, они не более чем индикаторы тех , что проявляют себя на Земле, в людях, в местах и во всём остальном. Мы можем наблюдать за планетами и использовать их в качестве показателей того, что происходит здесь, будь то в душе конкретного человека или же в определённом пункте земного шара.

Гороскоп сам по себе содержит как внешние проявления нашей жизни, так и внутренние. Внешние , так как он связан с внешней стороной жизни Солнечной системы - движениями по небу её планет. Внутренние , так как противоположные знаки симметричны относительно центра . То есть, он может рассматриваться как противопоставление внешнего и внутреннего. Козерог - жесток снаружи, но мягок внутри (там он - как Рак). Неслучайно он жесток снаружи – иначе ему не уберечь свою внутреннюю мягкость. Рак – мягок, податлив снаружи, но внутри он твёрд (это как основа, каркас для внешней мягкости).

Пока мы не научимся воспринимать происходящие вне нас события как метафоры для описания нашей внутренней сущности, негативные события могут показаться препятствиями и проблемами, которые кто-то воздвигает перед нами. Всё, что останавливает позитивный рост, будь это работа, взаимоотношения или личная собственность, должно быть устранено с дороги, чтобы обеспечить необходимый рост.

Очевидно, что лучше действовать соответствующим образом, прежде чем случится катастрофа. Серьёзные несчастные случаи, нечто ужасное в продвижении по службе или провал в личных отношениях - всё это проявления принципа «действуйте или вас заставят». Случится что-нибудь, что направит вас в том направлении, по которому вы должны идти. И если вы подойдёте к этому моменту, не совершая ничего конструктивного, то вас заставят это совершить. Поэтому лучше, конечно, заранее к переменам подготовиться. И в этом нам может помочь .

Астрология рассматривает натальную карту человека (карту рождения), на которой показаны зодиакальные знаки, дома и планеты, в том состоянии, в каком они были в момент рождения человека. Эта карта определяет общий ритм судьбы, склонности человека, его соблазны и способности. Астрология утверждает, что условие, господствующее в момент рождения человека, определяет его психофизические особенности. И что вся наша будущая жизнь совершенно чётко или в значительной степени определена этим моментом. Движение и положение Солнца и планет относительно друг друга и Земли принимается за главный признак, по которому толкуется это предопределение.

Чтобы понять, что происходит в нашей жизни в настоящее время, используются прогрессии и транзиты . Транзиты и прогрессии могут помочь нам предвидеть самые благоприятные моменты в нашей жизни и воспользоваться ими, а моментам менее благоприятным не дадут выбить нас из колеи.

Карта прогрессий сообщает о том, что сюжеты и перемены, заложенные в натальной карте, ожидают своего раскрытия спустя некоторое время. Часто это можно ощутить изнутри, однако перемены будут происходить вовне. Расчёт времени для этих перемен – дело сугубо индивидуальное и основывается оно на нашей натальной карте.

А карта транзитов подобна «пусковому устройству», транзиты дают начало тому или иному процессу. Транзиты имеют место, когда текущее положение образует аспект (определённый угол, который две планеты образуют по отношению друг к другу) с планетами в натальной карте. Они стремительнее прогрессий и действуют куда быстрее; большинство из них определяются особо для каждого человека. Но в то же время есть и такие транзиты, которые являются аспектами между планетой в транзите и её положением в натальной карте, и они одинаковы для всех.

Астрологию можно использовать как компас , поскольку мы способны не только увидеть, какие события и явления нам предстоит повстречать на пути, но и то, как мы растём и совершенствуемся в течение нашей жизни. Эти знания обеспечат нас картой нашей жизни и дадут более осознанный подход к её регулированию. Разве знание того, что ждёт нас в нашем жизненном путешествии, не лучше слепого движения вперёд? При этом выбор всегда за нами. Недаром древние говорили, что «звёзды склоняют, но не принуждают» .

Астрология ничего не говорит о том, какой человек сделает выбор. У. Шекспир сказал: «В определённое время люди становятся хозяевами своей судьбы. Недостаток не в наших звёздах, а в нас самих, в том, что мы слабы». Человек в значительной степени является хозяином своей судьбы, и его воля, личные усилия, и концентрация могут преодолеть, уменьшить или нейтрализовать отрицательные моменты в жизни и усилить их положительное влияние.

И в заключение притча Рамакришны Парамахансы:

В один прекрасный день встретились два друга. Один из них сказал, что идёт в храм молиться, а другой, что идёт к куртизанке. Когда первый из них вышел из храма, в ногу ему воткнулась колючка. А когда второй вышел от куртизанки, то нашёл на дороге монету достоинством в одну рупию. Два друга обменялись своими впечатлениями и пошли к своему учителю за толкованием произошедшего. Учитель сказал им: «Того из вас, кто пошёл в храм молиться, должна была укусить змея, в то время как тот, кто пошёл к куртизанке, должен был обрести большое состояние. Таким образом, хорошее поведение человека может превратить укус змеи в укол колючки, в то время как плохой поступок может сократить богатство до одной мелкой монеты».