Стихотворение "ты отстрадала, я еще страдаю" фет афанасий афанасьевич. «Ты отстрадала, я еще страдаю…» А. Фет

Стихотворение “Ты отстрадала, я еще страдаю” было написано А. Фетом в 1878 году и посвящено памяти возлюбленной поэта – Марии Кузьминичны Лазич.
История чувства Фета и Лазич глубоко трагична – искренне любящие друг друга люди не смогли быть вместе. И виной тому были, по большей части, не внешние причины, а страх и предубеждения Фета. Поэт, с самого раннего детства живущий с ощущением отверженности и обездоленности, испугался союза с Лазич – так же, как и он, небогатой девушки.
Фет пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами

Марии – и просто бежал. А через некоторое время узнал, что девушка погибла – странно и мучительно: от тяжелейших ожогов. Больше того, ходили даже слухи о самоубийстве Лазич.
Как бы то ни было, Фет, судя по всему, до конца жизни испытывал любовь и огромное чувство вины по отношению к Марии. Подтверждение тому мы находим в стихотворении “Ты отстрадала, я еще страдаю”.
Произведение состоит из трех строф, каждую из которых можно считать самостоятельной смысловой частью.
Так, первое четверостишие –
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю

/> Искать того, чего нельзя понять
это констатация настоящего положения лирического героя. Он страдает. Чем вызвано это состояние? Герой “дышит сомнением” – вся его жизнь пронизана им. В чем же он сомневается? Мы можем предполагать, что причин для этого у героя несколько: он может сомневаться в правильности своего ухода – “побега” от возлюбленной; может сомневаться в истинных причинах ее несвоевременной смерти. И мысли, которые повергают героя в сомнение, настолько тяжелы и страшны, что он “трепещет” и “сердцем избегает” размышлять о том, точный ответ на что никогда не найдет.
Выразить угнетенное состояние лирического героя помогают изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом. Прежде всего, это метафоры: “сомнением суждено дышать”, “сердцем избегаю”.
Важно, что поэт начинает стихотворение со слов “ты отстрадала”. Это подчеркивает, как мне кажется, с одной стороны, то, что все мысли лирического героя устремлены к его возлюбленной, к ее судьбе. Но, с другой стороны, в этих словах звучит и некоторая попытка героя оправдаться, снять с себя вину – ведь он продолжает страдать, в то время как его возлюбленная уже перестала мучиться.
Передать состояние героя помогает и звуковой ряд первой строфы – обилие свистящих и шипящих согласных создают атмосферу угнетенности, страдания, муки.
Вторая строфа стихотворения – его самая светлая часть. Она представляет собой воспоминания героя о лучших моментах его любви:
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Эти воспоминания, можно предположить, были самыми счастливыми в жизни героя. Обилие восклицательных предложений в четверостишии помогают понять это. Строфа насыщена метафорами и символами. Так, “рассвет” стал для героя воплощением не только утра дня, но и утра жизни, которая, с появлением любви, озарилась надеждами, радостью счастьем. Все в мире воспринималось героем через “язык любви, цветов, ночных лучей”. И причиной тому были глаза возлюбленной, которые говорили лучше любых слов, которые были такими теплыми, родными, волшебными… В душе героя “цвел всевидящий май”.
Однако счастье было недолгим:
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
Блеск очей скоро потух – а вместе с ним потухли все мечты и чаяния, вместе с ним потух и сам герой. Никто и ничто уже не радует его, и в жизни этого человека есть лишь одно желание – поскорее сойти в могилу (“Скорей, скорей в твое небытие!”) Больше того, он говорит, что завидует своей возлюбленной, которой уже не нужно больше жить в мире “тупости и злобы”, которая обрела покой в небытии.
Последняя строфа также насыщена метафорами: “не страшны гробы”, “завидно безмолвие”, “скорей в твое небытие”, “не судя ни тупости, ни злобы”.
Кроме того, фонетический строй заключительной части призведения наполнен резкими, “колкими” звуками – сонорными и звонкими. Это, с одной стороны, создает торжественно-пафосное финальное звучание, с другой стороны – помогает выразить скорбь и боль лирического героя.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. В нем использована перекрестная рифмовка, здесь чередуются мужская и женская рифмы, преобладают точные рифмы.
Таким образом, “Ты отстрадала, я еще страдаю” Фета – тонкая лирическая элегия, посвященная потерянной любви, трагическому одиночеству героя. Построенное на метафорах, с широким использованием фонетических изобразительных средств, это произведение погружает нас во внутренний мир человека, опустошенного страданием и тоской, но в жизни которого, однако, существовала настоящая любовь.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. В стихотворении “Ива” А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя. Его восторженное состояние подчеркивают Read More ......
  2. Стихотворение “Шепот. Робкое дыханье…”, посвященное возлюбленной поэта М. Лазич, рассказывает о свидании влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, передать все оттенки переживаний двух любящих людей. Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще “сонный”, Read More ......
  3. Стихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Конец аллеи…” рисует зимний пейзаж. Он метафоричен (“Опять серебряные змеи Через сугробы поползли”), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: “Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело”. Read More ......
  4. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать все богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 Read More ......
  5. Афанасий Фет – поэт тонкой лирической души, умевший видеть и ценить красоту. Все творчество этого художника слова, по сути, посвящено одной теме – восхищения и тоске по красоте, которую так легко разрушить, теме страдания по исчезнувшей гармонии. Стихотворение “На заре Read More ......
  6. Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев – одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие “истинной красоты”, они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Read More ......
  7. Стихотворение “Сияла ночь…” – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов Read More ......
  8. Стихотворение А. А. Фета “После бури” датируется 1870 годом. В этот период автор активно переписывался с Л. Н. Толстым, который проявлял живой интерес к его творчеству и восторженно отзывался о многих стихах, в том числе, и о стихотворении “После бури”. Read More ......
Анализ стихотворения А. А. Фета “Ты отстрадала, я еще страдаю”

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. М. Светлову Веселый флаг на мачте поднят — как огонек на маяке. И парус тонет, и парус тонет за горизонтом вдалеке. А по воде гуляют краски, и по-дельфиньи пляшет свет…...
  2. Гаснут розовые краски В бледном отблеске луны; Замерзают в льдинах сказки О страданиях весны; Светлых вымыслов развязки В черный креп облечены, И на празднествах все пляски Ликом смерти смущены. Под...
  3. Право, завидно смотреть нам, как любит тебя Дионея. Если ты в цирке на бой гладиаторов смотришь, иль внемлешь Мудрым урокам в лицее, иль учишься мчаться на конях,- Плачет, ни слова...
  4. Не однажды встречал на пути подлецов, Но один мне особо запал, — Он коварно швырнул горсть махорки в лицо, Нож в живот — и пропал. Я здоровый, я выжил, не...
  5. Цвести средь немолчного ада То грузных, то гулких шагов, И стонущих блоков, и чада, И стука бильярдных шаров. Любиться, пока полосою Кровавой не вспыхнул восток, Часочек, покуда с косою Не...
  6. Вполне понятно мне значенье Твоей болезненной мечты, Твоя борьба, твое стремленье, Твое тревожное служенье Пред идеалом красоты… Так узник эллинский, порою Забывшись сном среди степей, Под скифской вьюгой снеговою, Свободой...
  7. Спит женщина, и ты ей снишься ночью,- Когда кругом безмолвие и мгла,- Тем юношей, которого воочию Она конечно, видеть не могла. Там вдалеке, в холодном блеске полдня, Десантный взвод взмывает...
  8. Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое...
  9. Имя твое шепчу неустанно, Шепчу неустанно имя твое. Магнитной волной через воды и страны Летит иностранное имя твое. Быть может, Алиса, за чашкою кофе Сидишь ты в кругу веселых людей,...
  10. Hast thou prayed… Десдемона, Десдемона! Далека тревог земных, К нам из тучи с небосклона Ты дрожишь звездой любви. Ты красу свою и младость Обрекла мечте святой; Но тебе мелькнула радость...
  11. Ужели я во всем разочаруюсь! Ужели весь прекрасный этот мир — Одна мечта, пустое заблужденье, И некогда слетит с него покров? Ужели я не должен верить чувству, Не увлекаться пламенной...
  12. Расина русского здесь лик изображен; Он музам от пелен служенью обречен; Философ и пиит в глубь сердца проникает И слезы из очей невольно извлекает....
  13. Язык и ум теряя разом, Гляжу на вас единым глазом: Единый глаз в главе моей. Когда б судьбы того хотели, Когда б имел я сто очей, То все бы сто...
  14. Не помню такого зловещего лета, — Один за другим уплывают гробы. Там первая женщина — мука поэта, Последняя женщина — шутка судьбы. И с первою — первая книга сгорела, С...
  15. За днями дни… Дела, заботы, скука Да книжной мудрости отбитые куски. Дни падают, как дробь, их мертвенного стука Не заглушит напев тоски. Вся жизнь — как изморозь. Лишь на устах...
Вы сейчас читаете стих Ты отстрадала, я еще страдаю, поэта Фет Афанасий Афанасьевич

«Ты отстрадала, я еще страдаю…» Афанасий Фет

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Анализ стихотворения Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю…»

В жизни Фета было лишь одно сильное чувство — любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла в 1850 году от многочисленных ожогов — на ней загорелось платье от неаккуратно брошенной горящей спички. Фет посвятил Лазич значительную часть своей любовной лирики. Впрочем, долгое время литературоведы не знали имени возлюбленной поэта. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к «Евгению Онегину». Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета.

«Ты отстрадала, я еще страдаю…» — стихотворение, датированное ноябрем 1878 года и относящееся к лазичевскому циклу. Произведение можно разделить на три части. В первой строфе описывается настоящее положение лирического героя. Его жизнь наполнена страданием, сомнениями. Вторая часть — самая светлая. В ней даются воспоминания лирического героя о лучших моментах отношений с погибшей возлюбленной. В заключении поэт возвращает читателей в мрачное настоящее. Мир без дорогой сердцу женщины — мир, в котором не хочется жить. Лирический герой мечтает скорее отправится за ней в небытие, чтобы более не сталкиваться с людской тупостью и злобой.

Лазичевский цикл — истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Мотив этот встречается еще в творчестве Василия Тредиаковского, реформатора стихосложения в нашей стране. Далее его подхватили Державин, Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Полонский, Надсон. В некоторых случаях тема появлялась в связи с биографическими событиями, иногда ее осмысление базировалось лишь на художественном вымысле. Фет лазичевский цикл создавал через много лет после смерти возлюбленной. Большая часть стихотворений относится к 1870-1880-м годам. Любовная лирика поэта выступила в роли своеобразного венка на могилу Марии Козьминичны, пусть и сильно запоздалого.

В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной. Сильного любовного чувства он к ней не испытывал, но отношения между супругами были хорошие. Боткина сумела стать мужу примерной женой и помощницей.

В жизни Фета было лишь одно сильное чувство – любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла в 1850 году от многочисленных ожогов – на ней загорелось платье от неаккуратно брошенной горящей спички. Фет посвятил Лазич значительную часть своей

Любовной лирики. Впрочем, долгое время литературоведы не знали имени возлюбленной поэта. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к “Евгению Онегину”. Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета.

“Ты отстрадала, я еще страдаю…” – стихотворение, датированное ноябрем 1878 года и относящееся к лазичевскому циклу. Произведение можно разделить на три части. В первой строфе описывается настоящее положение лирического героя. Его жизнь наполнена страданием, сомнениями. Вторая часть – самая светлая. В ней даются воспоминания лирического

Героя о лучших моментах отношений с погибшей возлюбленной. В заключении поэт возвращает читателей в мрачное настоящее. Мир без дорогой сердцу женщины – мир, в котором не хочется жить. Лирический герой мечтает скорее отправится за ней в небытие, чтобы более не сталкиваться с людской тупостью и злобой.

Лазичевский цикл – истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Мотив этот встречается еще в творчестве Василия Тредиаковского, реформатора стихосложения в нашей стране. Далее его подхватили Державин, Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Полонский, Надсон. В некоторых случаях тема появлялась в связи с биографическими событиями, иногда ее осмысление базировалось лишь на художественном вымысле. Фет лазичевский цикл создавал через много лет после смерти возлюбленной. Большая часть стихотворений относится к 1870-1880-м годам. Любовная лирика поэта выступила в роли своеобразного венка на могилу Марии Козьминичны, пусть и сильно запоздалого.

В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной. Сильного любовного чувства он к ней не испытывал, но отношения между супругами были хорошие. Боткина сумела стать мужу примерной женой и помощницей.

(No Ratings Yet)



  1. Последний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из...
  2. Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу,...
  3. Личную жизнь Фет старался держать в тайне, не вынося на суд общественности. Несмотря на то, что любовная лирика занимает значительное место в его творчестве, у стихотворений нет конкретных адресатов. Поэт...
  4. Внутренний мир Афанасия Фета долгое время был закрыт для окружающих. Даже близкие поэта не догадывались о том, что на заре жизни он переживал настоящую душевную драму, связанную с гибелью любимой...
  5. Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная...
  6. Поэт Афанасий Фет является непревзойденным лириком, чьи произведения удивительно точно передают испытываемые автором чувства и создают необыкновенно романтичную атмосферу. Правда, юношеские стихи поэта лишены тайной грусти, навеянной трагической гибелью Марии...
  7. Стихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”,...
  8. Поздняя любовная Лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем...
  9. До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная...
  10. Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко...
  11. Судьба поставила Афанасия Фета перед нелегким выбором. В 14 лет из-за неправильно оформленных документов он лишился богатого наследства, поэтому решил, что единственный выход из сложившейся ситуации – удачная женитьба на...
  12. Ранний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен...
  13. Являясь настоящим королем пейзажной лирики, Афанасий Фет довольно редко затрагивал серьезные философские темы в своем раннем творчестве, так как не испытывал в этом душевной потребности. Однако к середине жизни, когда...
  14. В 1856 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, девушки из весьма зажиточной купеческой семьи. В качестве свадебного подарка молодые решили отправиться в заграничное путешествие и побывали во многих европейских...
  15. В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий...
  16. Афанасий Фет – один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений...
  17. Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и...
  18. Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские...
  19. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
  20. Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов,...
  21. Стихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Конец аллеи…” рисует зимний пейзаж. Он метафоричен (“Опять серебряные змеи Через сугробы поползли”), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит...
  22. В последние годы жизни Афанасий Фет все реже и реже обращался к пейзажной лирике. На смену легким и изысканным стихам пришли философские рассуждения о смысле бытия, в которых автор пытался...
  23. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  24. Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить,...
  25. Пейзажной лирике в творчестве Афанасия Фета отведена ключевая роль. Практически все произведения поэта раннего периода посвящены красоте русской природы. Автор настолько мастерски и точно воссоздает образы леса, лугов и полей,... Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. А. Фет И личность, и судьба,...
Анализ стихотворения Фета “Ты отстрадала, я еще страдаю

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Анализ стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю» Фета

Практически вся любовная лирика Фета посвящена одной женщине – М. Лазич. Поэт познакомился с ней в молодости. Любовь была взаимной, но Фет сам прервал отношения, так как находился в тяжелом финансовом положении и искал богатую невесту. Он предпочел любви материальную обеспеченность, о чем жалел на протяжении всей жизни. Фет чувствовал свою вину перед обманутой девушкой. Это чувству усугублялось тем, что вскоре после решительного разговора Лазич трагически погибла от неосторожного обращения с огнем. Мучения от сильнейших ожогов продолжались четверо суток. Современники утверждают, что последние слова Лазич были обращены к своему возлюбленному. Через несколько лет Фету представилась возможность удачно жениться на М. Боткиной. Брак принес поэту деньги и положение в обществе. Но с годами Фет все чаще обращался в воспоминаниях к первой любви. Ярким примером является стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю…» (1878 г.).

Автор сразу же заявляет о том, что глубоко несчастен. Прекращение страданий первой возлюбленной он связывает не только с ее предсмертными муками. В свое время Лазич была уверена, что ухаживания Фета неизбежно ведут к свадьбе. Это мнение разделяли и все близкие и знакомые влюбленных. Откровенное признание поэта стало для девушки тяжелым ударом. Она не прекратила с ним дружеских отношений, но очень сильно переживала по поводу невозможности более близкой связи. Фет понимает, что смерть стала для нее настоящим облегчением.

Страдания поэта усиливаются с каждым годом, который мог быть прожит с любимой женщиной. Он постоянно вспоминает о своем роковом выборе («сомнением мне суждено дышать»). Практический и холодный рассудок подсказывает автору, что он поступил правильно. А к смерти Лазич он не имеет никакого отношения. Но беспокойное сердце говорит поэту о другом.

Фет не случайно использует смысловой повтор («помню, вспоминаю»). Это показывает, что он абсолютно не ценит настоящее и живет только прошлыми воспоминаниями. Первую любовь он сравнивает с рассветом, который был прекрасен и сулил бесконечное счастье.

Навсегда потеряв «родные очи», поэт утратил цель своей жизни. Он добился славы и известности, но понял, что они ничего не значат, если куплены ценой душевной пустоты. Фет завидует возлюбленной, покинувшей мир людских страданий. Его главным желанием становится разделить участь М. Лазич («скорей в твое небытие!»).