Послание митрополита уфимского и стерлитамакского никона о соблазнительной деятельности кочетковских активистов. Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон выступил против реформации православного богослужения, назвав ее «кочетковской ересью Все наши пре

Дата рождения: 1 октября 1950 г. Страна: Россия Биография:

В 1963 г. родители будущего владыки переехали в Красноярск. В 1968 г. окончил среднюю школу Красноярска; в 1974 г. — Красноярский государственный медицинский институт. По окончании института работал участковым врачом-терапевтом в поликлинике Красноярска.

В 1975-1977 гг. проходил службу в Советской армии в качестве старшего врача полка.

В 1977-1983 гг. работал главным врачом поликлиники в г. Светогорске Выборгского района Ленинградской области. Майор запаса медицинской службы и полковник казачьих войск.

26 июня 1983 г. архиепископом Иоанном (Снычевым) рукоположен в сан диакона в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева (Самара). 21 сентября 1983 г. им же хиротонисан во пресвитера в том же соборе. Служил в церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска

16 марта 1984 г. владыкой Иоанном в Покровском соборе г. Куйбышева пострижен в монашество с именем Никон в честь прп. Никона Радонежского.

16 сентября 1985 г. назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области.

Образование:

1974 г. — Красноярский государственный медицинский институт.

1987 г. — Ленинградская духовная семинария.

1990 г. — Ленинградская духовная академия.

Место работы: Башкортостанская митрополия (Глава митрополии)

На официальном сайте Уфимской епархии опубликовано распоряжение митрополита Уфимского и Стерлитамакскогo Никона (Васюкова) по Уфимской митрополии. В нем, в частности, говорится:


РАСПОРЯЖЕНИЕ ПО УФИМСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Отцам благочинным, настоятелям (настоятельницам) монастырей и храмов митрополии

… Благословляется обратить особое внимание на искажение богослужений, либо внесение со стороны духовенства изменений, не содержащихся в общепринятых РПЦ (МП) последованиях Богослужений (т.н. «кочетковская ересь»). Об этом своевременно доносить правящему архиерею Рапортом. (Таковой священнослужитель подлежит Епархиальному суду. При подтверждении Судом указанного церковного правонарушения, виновный подлежит запрету в священнослужении. В случае если виновный не исправится - надлежит иметь суждение о лишении его священного сана.)

Глава Уфимской митрополии,

митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН .


От редакции: Господь наш Иисус Христос, обличая иудеев, упрекнул их простыми словами: «А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин. 8,45). Из этого следует такой же простой вывод: как важно говорить истину, как важно не прикрывать ее туманными фразами! И как мало такой простой истины мы слышим в наше время. Святитель Николай Сербский не побоялся открыто назвать папизм ересью , покойный архиепископ Василий (Кривошеин) не устрашился в научных кругах говорить о римо-католическом отколе от Вселенской Церкви, Святейший Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы 1993 года впервые назвал модернистское движение внутри РПЦ, разрушающее богослужебные традиции, неообновленчеством . Вот и ныне здравствующий митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон тоже устоял в истине - он прямо и недвусмысленно обозначил группу последователей священника-неообновленца Георгия Кочеткова «кочетковской ересью» и выступил в защиту православного богослужения от попыток его реформации.
А где же его толерантность! - воскликнут либеральные языки. Как посмел он забыть о политкорректности! - станут вторить им голоса обновленческих невежд. Для определения ереси нужен созыв Вселенского Собора! - заверещат богословы-модернисты. Но мудрый владыка Никон только усмехнется на все эти выпады. Он знает, что поставлен хранить церковные каноны и он их хранит! Честь ему и хвала! Дай Бог, чтобы и прочие наши архиереи проникнулись таким же православным сознанием.

Епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель / [авт.-сост. Егоров П.В., Рудин Л.Г.]. – М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005. С. 14-17.

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский НИКОН (в миру Николай Николаевич Васюков) родился 1 октября 1950 г. в деревне Марьевке Сампурского района Тамбовской области. В 1963 г. родители будущего владыки Никона переехали в Красноярск. Вместе со своей матерью он стал посещать Троицкий храм. Ученик девятого класса он ходил на клирос и участвовал в богослужениях, читал шестопсалмие и все, что связано с клиросным послушанием. Будущему владыке повезло с наставниками, помогавшими ему делать первые серьезные шаги в церкви. Его духовно окормляли настоятель Троицкого храма архимандрит Нифонт, монахиня Серафима (†1975), схимонахиня Иннокентия и монах Иов.

В 1968 г. он окончил среднюю школу, а в 1974 г. Красноярский государственный медицинский институт. По окончании института работал участковым врачом-терапевтом в поликлинике города Красноярска, затем на два года был призван на действительную военную службу в качестве старшего врача полка, затем уехал в Ленинградскую обл., работал главным врачом поликлиники. В Выборге будущий владыка ходил в Выборгский собор. Настоятелем собора был игумен Прокл (Хазов), ныне в сане архиепископа, управляющий Симбирской епархией. Они сдружились. И эта дружба помогала духовному росту владыки Никона.

Во время празднования 200-летия Уфимской епархии архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл посетил Уфу. Вот что он тогда говорил: «Я хочу выразить искреннюю благодарность, что сегодня имею большое утешение находиться в этом прекрасном храме Уфимской епархии, ибо я впервые посещаю этот город и очень благодарен Господу за то, что те добрые семена, которые посеяны некогда в Николая Николаевича, затем в отца Никона, дали хорошие плоды. Этому я очень радуюсь и благодарю за это Подателя жизни Господа, что мы, призвав его к служению Святой Матери Церкви, не ошиблись тогда с ныне почившим митрополитом Иоанном. Я желаю Вам, Владыко, чтобы Вы и в дальнейшем трудились с должной ревностью на ниве Божией, прославляли Отца Небесного, чтобы, видя Ваши добрые дела, люди шли за Христом, чтобы люди наполняли храм, чтобы они возрождались духовно, чтобы они видели путь, который ведет к Царствию Божиему, стремлению всего духовного человечества».

С 1977 по 1983 Николай Васюков работал заведующим поликлиникой в Ленинградской области. Большое духовное влияние на владыку оказала Анастасия Андреевна Филимоненкова. Эта жительница тогда еще Ленинграда прожила нелегкую жизнь. За свои 83 года она прошла путь испытаний и гонений за веру. Жила с блаженными и юродивыми. Принять монашество ее сподвигнул ленинградский юродивый Владимир. В 1983 г. Николай Васюков делает окончательный выбор жизненного пути. И помог ему в этом приснопоминаемый митрополит Иоанн (Снычёв), в то время управлявший Куйбышевской и Сызранской епархией, (затем - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), им он рукоположен во диакона. Им же 21 сентября того года - во пресвитера с назначением местом службы в Неопалимовскую церковь города Ульяновска. 13 марта 1984 г. архиепископом Иоанном пострижен в монашество с именем Никон, в честь преподобного Никона, игумена Радонежского.

16 сентября 1985 г. Высокопреосвященным Иоанном иеромонах Никон назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области. С 1 октября 1989 г. - секретарь Ульяновского епархиального управления. В 1987 г. окончил Ленинградскую Духовную семинарию, а в 1990 г. - Ленинградскую Духовную академию, где защитил кандидатскую диссертацию и является кандидатом богословия. Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1988 и 1990 гг. Участник Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 90-х годов. В 1988-1991 гг. и 2004 гг. в составе паломнической группы посетил Святую гору Афон. Возглавляя группу паломников из Уфимской епархии, посетил Иерусалим в 1993 и 1996 гг.

26 июня 1990 г. в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе Москвы было совершено наречение архимандрита Никона (Васюкова) во епископа Уфимского и Стерлитамакского.

26 августа за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе хиротонию архимандрита Никона во епископа Уфимского и Стерлитамакского совершили Святейший Патриарх Алексий II с сонмом архиереев.

За 15 лет пребывания владыки на Уфимской кафедре число приходов увеличилось почти семикратно, в 1990 г. было 30, сейчас - около 200. За последние годы построены великолепные новые храмы в Октябрьском, Мелеузе, Салавате, Ишимбае, Асаво-Зубове (Рощинском), Приютове, Кумертау. Превосходно отреставрирован Рождество-Богородицкий храм г. Уфы - лучший храм епархии по великолепию отделки. В одно время со строительством новых и восстановлением разрушенных храмов нужно было готовить священников для новых приходов. В 1990 г. в епархии было тридцать священнослужителей, ныне - более 200. Большинство священников и диаконов Уфимской епархии рукоположены во священный сан епископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном.

Владыка считает, что нынешней Русской Православной Церкви нужны образованные служители. Несколько десятков воспитанников Уфимской епархии учатся в семинариях и академиях России. В самой Уфе несколько лет назад открылся филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института, где помимо священников курс обучения проходят действующие и будущие преподаватели воскресных школ. В епархии после 73 лет закрытия трудами владыки Никона возобновлена и регулярно выходит из печати газета «Уфимские епархиальные ведомости», создан издательский отдел епархии, ведется работа по изысканию и изучению материалов по новомученикам земли Уфимской.

Многое сделал в годы нерешительности прославления Царской семьи владыка. Посылал своих пасомых на конференции, не препятствовал публиковать статьи об Императоре Николае II и его семье в «Уфимских епархиальных ведомостях».

Архипастырский труд в многонациональной Уфимской епархии вовсе не так прост. В наше сложное время надо постоянно помнить, чтобы не было межнациональных конфликтов, чтобы православные священники служили примером в своей жизни для прихожан и для верующих других конфессий. Обстановка в Башкирии все годы управления епархией архиепископа Никона стабильна.

Вот такое письмо получил владыка Никон 12 марта 1999 г. из Московской Патриархии. «Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко! Благодарю Вас за Вашу многополезную деятельность в области христианско-мусульманских взаимоотношений. Сообщаю Вам, что 23 декабря прошлого года было принято решение о создании Межрелигиозного совета России, в который вошли представители традиционных религий нашей страны - православия, ислама, буддизма. Полагаю, что Ваш опыт межрелигиозного диалога мог бы послужить на благо развития взаимоотношений между православными христианами и мусульманами в рамках новых форм сотрудничества. С братской о Господе любовью Председатель отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл».

В 2000 г. Владыка Никон награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Рус Алексием II орденом прп. Сергия Радонежского II ст., а 2001 г. возведён в сан Apxиепископа.

Указом Президента России В.В. Путина архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон за большой вклад в духовно-нравственное возрожден России, укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан награжден орденом Дружбы в 2000 г. В том же году президент РБ М.Г. Paxимов наградил владыку высшей наградой - Почётной грамотой РБ.

А 8 октября 2005 г. в Свято-Троице-Сергиевой лавре архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом святого благоверного князя Даниила Московского II ст. по случаю 55-летнего юбилея со дня рождения.

«Как Вам известно, религиозные организации недавно совершенно нелепо по отчетности были приравнены к некоммерческим организациям. Нам понятен пристальный интерес государства к деятельности всевозможных общественных и так называемых «правозащитных» организаций, как недавно выяснилось, активно финансируемых иностранными спецслужбами, и занимающихся откровенно провокационной и антироссийской деятельностью. Но нам совершенно не понятно, почему этот интерес был перенесен на деятельность традиционных религиозных организаций, например, Русской Православной Церкви.

Эти нелепые отчетные требования совершенно не учитывают специфику служения Русской Православной Церкви, на многих приходах которой ежедневно и неоднократно совершаются богослужения с большим стечением народа; действуют воскресные школы, библиотеки и катехизаторские курсы, православные братства и сестричества; проводятся чтения и конференции; ежедневно работают благотворительные столовые; принимается одежда, продукты, и тут же все раздается нуждающимся людям. То есть проводится огромная социально важная работа, полный объем которой совершенно невозможно отразить в отчете. Вводить же должность человека, который бы специально занимался ведением подобной отчетности, ходил бы и считал поголовно во время богослужения верующих, сидел бы у входа в храм и учитывал, сколько верующих в течение дня зашли помолиться перед иконами и затеплить свечку – для нас совершенно неприемлемо. Да и выглядит это, по меньшей мере, странно!

Непонятен интерес регистрирующих органов и к финансовой деятельности религиозных организаций, ибо это входит в компетенцию налоговой инспекции, но ни как не Федеральной регистрационной службы.

И, наконец, указанная отчетность, по нашему мнению, является беспрецедентным с советских времен вмешательством государства в деятельность религиозных организаций. Мы считаем недопустимым то, что в демократическом государстве Церковь должна отчитываться за каждую копейку, за каждую свечку и икону, за каждый шаг ее паствы и священнослужителей.

В связи с этим Уфимская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата и приходы, входящие в ее состав, официально отказывается сдавать отчет по указанной форме. Тем более, как стало нам известно из сообщений в СМИ, на днях Правительство РФ подготовило упрощенную форму отчетности для религиозных организаций».

С уважением, Никон Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский, Управляющий Уфимской епархией Русской Православной Церкви

В преддверии главного праздника для всех нас — светлого Воскресения Христова, вынужден обратиться к вам со словами печали. С болью пишу это послание, ибо силы, пытающиеся разодрать на части Тело Христово — Церковь, — это всегда боль.

За последние годы многострадальная Церковь наша, и без того атакованная сектантами и богоборцами снаружи, подверглась новому испытанию. Нашлись люди, которые пытаются возбудить болезнь изнутри. Соблазнительное учение священника Георгия Кочеткова , не раз осужденное высшей иерархией Русской Православной Церкви, нашло, к сожалению, приверженцев в нашей Митрополии. И что вдвойне печально, среди соблазнившихся есть и священство. Играя на недопонимании задач Церкви, малой богословской образованности, самочинные пастыри завлекают людей красивыми с виду сказками, подменяют обряды, допускают нововведения в богослужении и до того уже дошли, что и Таинства Церковные почитают для себя необязательными!

В иных регионах России создаются уже и независимые от Церкви структуры — так называемые «малые братства». Милостию Божией, у нас не дошло дело до этого, но приезжие «проповедники» усиленно сеют плевелы, не оставляя надежды добиться своего. Господь Иисус Христос, предостерегая Своих учеников от лжеучителей, говорит: «они приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15, 16). А мы? Вправе ли допустить в наш дом, в нашу Церковь, волков?

Соблазнителям же хочу сказать — опомнитесь! Хочется верить, что у многих из вас это пока просто заблуждение. Но даже самые лучшие намерения сделать что-то доброе для Церкви вне Самой Церкви не могут принести доброго плода. Это только гордыня. В истории Церкви все подобные попытки заканчивались расколом.

— Вы называете себя православными, но отлучаете своих детей от таинств — крещения, причастия. О каком православии вы говорите?

— Вы говорите о равенстве перед Богом, но сами вводите понятие «христианин второго сорта» (не прошедший полного оглашения).

— Вы говорите, что готовы подписаться под Символом Веры, но не противоречит ли Символу Веры («верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь») ваше мнение о том, что в Церкви лишь отдельная группа христиан обладает полнотой истины?

— Вы ссылаетесь на святых Отцов, но кто из святых Отцов претендовал на исключительное право на Истину?

— Вы называете себя членами Церкви, но, создавая так называемые «малые братства», создаете параллельные структуры, фактически независимые от Церкви. А может ли быть грех худший, чем раскол, который есть раздирание Церкви — Тела Христова — на части?

— Вы говорите о гонениях. Но вы сами себя отлучили от крещения, от причастия, от прихода. Вы поставили себя вне таинств. Вы сами изгоняете себя из Церкви.

Поэтому паки говорю вам — одумайтесь. Неужели так слаба в вас память, что забыт ужас обновленчества ХХ века?

Ныне, по Евангелию, вас обличает Церковь. Пока обличает как согрешивших братьев. Но Спасителем сказано: «…а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Терпение Церкви не бесконечно.

Призываю всех соблазненных принести покаяние и вернуться в лоно Церкви. Верных же чад Церкви — быть бдительными и не дать соблазнить себя.

Никон
Митрополит Уфимский
и Стерлитамакский

Уфимские епархиальные ведомости, апрель-май 2013 г.