Любовь и верность. Сочинение на тему «Верность и измена Связаны ли понятия верность и любовь

Верность – это когда человек не изменяет своим обещаниям, словам, отношениям. В её основе лежит ответственность, стойкость, честность, смелость, жертвенность. Полной противоположностью верности является измена. Измена представляет собой нарушение верности кому или чему-либо. В человеческой жизни не последнюю роль играет как одно, так и другое явление. Тема «Верности и измены» затронута многими авторами великих произведений разных веков.

Очень широко затрагивается проблема верности и измены в лирических произведениях. Один из примеров предательства мы наблюдаем в произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Главная героиня романа была верна мужу, но по-настоящему полюбила Вронского. Она изменила мужу и готова была отдать всё, чтобы быть счастливой. Но душевные страдания вынудили её покончить с собой, она бросилась под поезд.

Яркий пример верности представлен в знаменитой трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Автор показал нам великую любовь, которой не страшна даже смерть. Дети воинствующих семей, вопреки указам родителей, встречаются друг с другом. И в трагический день Джульетта, узнав о том, что её возлюбленный умер, закалывает себя. Влюблённые вместе покидают этот мир, они не знают, что такое измена!

Измена может быть не только по отношению к человеку, но и к Родной земле. Такую измену мы наблюдаем в повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Младший сын Тараса – Андрий по характеру был очень мягким человеком. Он полюбил прекрасную панночку и предал Родину: «А что мне отец, товарищи и отчизна?». А вот Тарас Бульба всегда был верен идее. И предательство родного сына он простить так и не смог. Поэтому всё заканчивается знаменитой фразой: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Я считаю, что каждый человек, прежде всего, должен быть верен самому себе. Нужно доверять своему сердцу, своей душе. Разобравшись в себе, мы можем научиться понимать и других людей.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Верность и измена» читают:

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению - «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте .

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА - нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

  • Родине:

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

  • Любви:

любимому человеку; супругу/-ге

  • Дружбе:

другу, товарищам, близким

  • Убеждениям:

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

  • Вере:

христианским заповедям

Верность и измена - противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность - качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей - путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена - одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, - не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство - изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя - эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.


Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
  • Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие - вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
  • Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?

Ниже — пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Верность и измена своим убеждениям» с аргументами из литературы.

«Верность и измена своим убеждениям»

Вступление

Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.

Проблема

На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.

Тезис №1

Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.

Аргументация

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.

Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.

Вывод

Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.

Тезис №2

Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.

Аргументация

С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.

Вывод

Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.

Тезис №3

Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.

Аргументация

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.

Вывод

Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.

Любовь предполагает верность и моногамию?
Или же наличие любви не мешает сексу с другими?
Или можно любить двоих - находя в каждых отношениях что-то свое?

Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил? Что думают психологи?

Верность - доказательство любви

Так считает большинство новобрачных и тех, кто собирается создать семью . Почему же тогда измена - одна из распространенных проблем, с которой приходят на психотерапию семейные пары, а так же одинокие люди, которые не смогли самостоятельно справиться с «предательством» партнера.

Возможно, все начинается в период, когда семьи еще нет и молодые не воспринимают друг друга однозначно как пару. На этом этапе мало кто проясняет отношение друг друга к супружеской верности. Каждый исходит из своих установок. Одни по умолчанию считают измену невозможной, другие на этот вопрос имеют противоположное мнение.

Мне вспоминаются утверждения разных клиентов за годы терапевтической практики.

Там где есть любовь не может быть измены:

  • изменил, значит любви нет, семью сохранять не имеет смысла;
  • всегда виноват тот, кто изменяет;
  • в браке нужно хранить верность всю жизнь;
  • если человек изменяет, то энергия других мужчин или женщин "нависает" над отношениями в паре;
  • изменяют только недалекие, плохо воспитанные люди;
  • ничто не может оправдать измену.

Любовь бывает неверна:

  • секс на стороне не считается изменой;
  • без измены отношения становятся пресными;
  • измена помогает укрепить отношения;
  • можно любить двоих;
  • мужчины полигамны - это норма;
  • семья это свято, но можно иметь любовника/любовницу.

Если бы эти жизненные принципы прояснялись партнерами до вступления в брак - было бы меньше разводов? Возможно. Но часто люди знают о нейтральной позиции другого человека к вопросу верности, но думают, что тот изменится по отношению к нему/к ней.

Например, женщина вступает в интимную связь с женатым мужчиной. Тот уходит из семьи - новая любовь! Проходит несколько счастливых лет и (о чудо!) он изменяет своей любимой, ради которой оставил когда-то первую семью. Супруга в отчаянии - как он мог? Ответ прост - так же, как когда-то с тобой.

Если изменил, значит предал?

Когда человек выбирает себе партнера, то ищет, как правило, вторую половинку в буквальном смысле слова. Чтобы совпадали интересы, подходила «химия», был подобный уровень развития, аналогичное воспитание и желательно материальный доход.

Человек находится в поисках какое-то время. Предположим, он понимает, что все желания удовлетворить не удастся - «разобрали лучшие варианты». Тогда выбор падает на носителей основных, наиболее важных качеств.

Допустим, мужчина не представляет себе семейную жизнь с женщиной, которая не умеет готовить, так силен образ мамы. Выбирает в жены однокурсницу, которая к тому же недурна собой и большая умница. Но через какое-то время он понимает, что его жена при всех положительных качествах не удовлетворяет его в постели, и не очень понятно, что происходит с ее сексуальным удовлетворением. Родились дети, создан совместный быт, возможно общее дело. Но напряжение неудовлетворенности накладывает отпечаток на отношения в целом. Он встречает женщину, которая может быть идеальна для него как сексуальный партнер и изменяет жене. При этом он продолжает любить жену.

Другой пример, когда сильное сексуальное притяжение формирует пару, но вскоре один из партнеров начинает замечать, что ему скучно с партнером, и сексуальное притяжение угасает.

Причины измены различны, "каждая семья несчастна по-своему". Возможно, что любовь стала менее пылкой, но осталось уважение, желание быть вместе. Возможно, любви не было, было заблуждение и сильная страсть. Но один из партнеров считает иначе и не готов понять другого в ситуации измены.

Измена может быть ошибкой, а может быть недальновидностью, незрелостью одного из партнеров. Очевидно одно - не всегда виноват тот, кто изменяет, а прав тот, кто обвиняет. Случается, что верность хранится не из любви, а потому что удобно, комфортно быть с человеком по ряду причин, зачем же изменять. Там, где любовь , там есть забота о партнере, интерес - достаточно ли ему того, что вы вкладываете в отношения.

Любовь моногамна тогда, когда партнеры принимают осознанное решение сохранять верность. В первую очередь - решение, принятое лично для себя. Человек без клятвы и обещаний не поддается соблазнам, которые встречаются в его жизни. Возможно, ему очень повезло - удается удовлетворить все основные потребности в паре. Но это бывает не всегда. Обычно страсть уходит, и любовь нужно питать и взращивать. К сожалению, к такому пониманию человек часто приходит, уже получив опыт измены, и не так важно, по какую сторону баррикады он при этом находился.

Любовь предполагает верность и моногамию?

Не обязательно. Интересно, что люди нередко путают понятия "любовь" и "семья ". Термин "моногамия" относится к форме организации брака, в то время как любовь - понятие, могущее существовать вне брака и не обязательно к нему приводящее.

Если вспомнить, то раньше брак вообще редко с любовью пересекался. Брак в большей степени представлял из себя социальный договор, у которого были разные цели:

  • совместное ведение хозяйства (так как одному это было в основном непосильно),
  • продолжение рода (и все это могло быть никак не связано с любовью, чаще это было связано с потребностью передать имущество, дело, титул, или вовсе, как в семьях монархов - заиметь наследника, способного занять трон) и так далее.

Вообще, видимо, стоит четко отделить "влюбленность ", "любовь" и "брак".

Моногамию в основном подразумевает романтическая влюбленность, потому что ее основа - сексуальное притяжение, и оно само по себе нередко исключает влечение к другим в силу слишком большой концентрации на объекте интереса. Считается, что если возникло влечение к другому - то "любви больше нет", хотя на деле - кончилась влюбленность. И ее конец не является и не может быть осознанным выбором человека, это объективная закономерность, гормональный импульс сходит на нет в любом случае.

Но человек, естественно, не состоит только из гормонов. И дальше человек может делать выбор: развивать чувства, вкладываться в отношения, решать для себя - есть ли в партнере что-то важное, с чем он хотел бы взаимодействовать дальше, хочет ли он из этих отношений вообще делать семью.

То есть любовь - это уже осознанный выбор, и состоится она только тогда, когда оба смогут выработать общую концепцию: как они будут жить, научатся решать конфликты, создавать атмосферу, при которой потребности каждого будут учитываться, а спорные моменты творчески и глубоко прорабатываться до достижения приемлемого компромисса.

И тут может стать обоюдным решением как моногамия, так и полиамория. Главное, чтобы это решение было обоюдным, приемлемым для сторон. Обоюдным решением может стать не создавать семью, а остаться в свободных отношениях, что может подразумевать кратковременные или долговременные связи с другими при наличии основного прочного партнерства. Опять же, нормой мы можем считать то, что устраивает обоих партнеров.

Или можно любить двоих - находя в каждых отношениях что-то свое?

Можно, конечно, измерять человека неким гипотетическим идеалом - цельностью, к которой осознанные люди так или иначе стремятся. Но человек, во-первых, может быть не настолько осознанным, и из своей расщепленности он будет действительно в одних отношениях находить одно, в других - другое, и будучи не в состоянии соединить эти части внутри себя, окажется не в состоянии соединить эти части и во внешнем мире, в своих привязанностях. И что, утверждать, что человек не в состоянии любить, если он любит двоих? Вряд ли это правомерно. Любит, исходя из своих возможностей...

А во-вторых, даже если человек стремится к осознанности и цельности, все зависит от того, на каком этапе он находится. Молодой человек, скажем, еще не в состоянии добиться такой цельности и такой степени осознанности, при которой возможно действительно соединение своих частей внутри и как следствие - единство привязанности к одному человеку. Он ищет эту цельность, при этом нередко ищет ее в том числе и через опыт измен.

Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил?

Вот по всем вышеперечисленным причинам и получается, что нельзя говорить об этом однозначно.

Давать какие бы то ни было оценки любви и отношениям невозможно с общей для всех, абсолютистской позиции. У каждого - разный возраст, разный уровень развития, разная степень осознанности и разные возможности (интеллектуальные, душевные), разная степень травматизации, и, соответственно, разный путь к цельности.

Если человек сам готов строить любовь, действительно готов к семье, основанной на верности - он найдет человека, находящегося с ним на одних и тех же позициях и будет проживать жизнь именно так. А если он нашел того, кто изменяет - это лишь показатель, что в самом человеке еще не все доработано до искомого уровня. И опыт измен и кризисов в отношениях - это в том числе то, что заставляет нас двигаться и развиваться дальше: либо перестраивать отношения с имеющимся партнером, либо, осознавая неприемлемость подобного сценария, находить в себе силы прекращать травматичные отношения и искать то, что действительно будет удовлетворять, попутно осознавая причины попадания в подобную ситуацию.

Любовь - это чувство и энергия, способная дать жизнь отношениям.

Отношения двоих - это особая форма жизни, где есть две индивидуальности, а также общее пространство, единение.

Любовь - это толчок к самореализации в паре и это не "жилидолгоисчастливо", это путь, полный испытаний, радостей и горестей.

Любовь и верность - это путь пройденный сполна, смело, в своей полноте.

Если есть только любовь, то это только часть пройденного пути.

Если была только верность, это пустая трата времени.

В нормальных, здоровых отношениях любовь предполагает верность. Если два человека любят друг друга и хотят быть вместе, неверность будет расцениваться как предательство. Это значит, что моногамия — норма, пока вы живете с этим партнером. Брачная и социальная моногамия (когда два человека имеют общее жилье, еду, деньги) предполагает сексуальную моногамию, когда ни у одного партнера, ни у другого нет никаких других половых партнеров.

Если человек изменяет, значит, его не устраивает партнер/партнерша и отношения с ним/с ней. Когда один из партнеров разделяет любовь и секс («Я люблю партнера/партнершу, а секс — это просто физиология»), он преследует исключительно свои интересы, не учитывая того, что его поведение причиняет боль партнеру, обижает и ранит его. Это уже не любовь. Измена с любовью не совместима.

Можно ли любить двоих, находя в каждых отношениях что-то свое? Можно встречаться одновременно с двумя и находить в отношениях что-то свое. Но это не любовь, а удовлетворение других потребностей. Неумение выбрать, решить с кем быть («И одного люблю, и другого, а кого из них выбрать — не знаю») — это проблема психической нестабильности.

Можно ли сказать, что если изменил, значит и не любил? Нет, такой вывод делать нельзя. Скорее всего, раньше человек действительно любил и хотел быть рядом. Но со временем чувство любви ушло — ссоры, придирки, непонимание, унижение, обиды и конфликты послужили этому причиной; партнеры перестали получать удовольствие от совместной жизни друг с другом.

Любовь - удивительное чувство. С одной стороны, мы точно знаем, когда она приходит к нам, а с другой - затрудняемся определить, что же это такое. Я хочу рассказать о любви так, как я ее понимаю, основываясь на своем профессиональном опыте, на опыте общения с людьми, с которыми мы обсуждали "что же такое любовь" на консультациях.

Как ни странно, больших разногласий в понимании сущности любви я не встретила. Поэтому смело могу утверждать: любовь - это ценностное отношение к другому человеку, когда человек становится самым главным в твоей жизни, когда ты счастлив, когда твоему любимому человеку хорошо, когда ты стремишься сделать для него что-то приятное, порадовать его. А еще любовь - это когда душа отзывается при мысли о любимом человеке.

Да, я иногда слышу на консультации: "Я хорошо отношусь к нему/ней, меня все устраивает, вижу в нем/ней много достоинств, но не знаю, люблю ли я". Тогда мы начинаем разбираться не "от головы" (сколько у него положительных качеств, что он делает, как его оценивают окружающие), а "от сердца" (что человек чувствует, когда другой рядом, бывают ли такие моменты, когда кажется, что жить без него невозможно).

А еще обсуждаем, похоже это на первую любовь или нет. Ведь именно первая любовь - часто безответная, абсолютно бескорыстная и полная самоотдачи - дана нам как эталон переживания. Ведь тогда, любя первый раз, мы не сомневались, любовь это или нет!

И если именно так понимать любовь, именно так ее переживать, то вопрос о том, можно ли любить двоих, просто не стоИт.

А вот возможны ли сексуальные отношения с третьим человеком, если любишь - то это вопрос не только о любви, но и о том, а что же такое сексуальные отношения. Кто-то может их считать приятным времяпрепровождением, кто-то - подтверждением своей женственности/мужественности. Но в любви сексуальные отношения - это вершина доверия, открытости и беззащитности перед любимым человеком, где нет смысла притворяться и играть.

Наверно, мой взгляд на любовь может показаться идеализированным. Но клиенты, которые изначально говорят о "свободной любви", о том, что они не знают, что такое любовь, которые не могут сделать выбор между двумя "любимыми", в конце концов признают, что мечтают они именно о такой любви : единственной, жгучей, без измен и сомнений...

Значит, мы все-таким точно знаем, что такое любовь?..

Согласно исследованиям социологов, многие современные пары относятся к верности относительно свободно. А ведь еще несколько десятилетий назад все было иначе, для наших дедушек-бабушек, прадедушек-прабабушек измена была под знаком запрета (хотя, конечно, в современном мире тоже есть такие люди, для которых измена - это табу). Почему же мы стали иначе относится к вопросам преданности и верности своему партнеру?

В современном мире нам все чаще транслируется и внедряется в сознание, что каждый человек независим, что он может очень весело и раскрепощенно провести свою Жизнь. Что век наш слишком быстротечен, и не нужно себя чрезмерно ограничивать, а напротив, нужно чаще поддаваться большим и маленьким соблазнам, чтобы сделать свою жизнь ярче и разнообразнее. Это транслируется нам с экранов телевизоров, с радиочастот, пишется в книгах, в социальных сетях.

Но что если во всем этом мы теряем себя по кусочкам? Что если вступая в параллельные отношения, мы не только не находим что-то новое, но и растрачиваем свою энергию и свои чувства?

Ведь что такое любовь ? Это гармония, это доверие, это открытость. У людей, любящих и принимающих друг друга по-настоящему, которые искренне хотят сохранить свои чувства, надежность и верность, возникает внутренняя, искренняя потребность в этом, а не навязчивое самоограничение.

Обман в искренних, светлых и гармоничных отношениях с близким человеком просто неприемлем, так как обманывая, они нарушают ту тонкую нить между ними, которая их связывала. От измены внутри образуется пустота, которая со временем накапливается и начинает тяготить. Мы уже не так открыто начинаем смотреть в глаза партнеру, чаще отводим взгляд. Кроме того, имея связь на стороне, мы тем самым недодаем своему партнеру той самой, необходимой ему для подвигов, свершений, движений вперед и прочего энергии.

А если в отношениях царит верность и моногамия, то оба партнера живут по законам души, в них рождается то самое состояние счастья, которое невозможно постичь в одиночку или имея несколько партнеров. Ведь НАСТОЯЩАЯ любовь - это то чувство, которое делится на двоих, и третий там просто лишний.

Конечно, здесь идет речь о здоровых отношениях между мужчиной и женщиной. Когда есть понимание, когда в отношениях достаточно места для нежности и ласки, для секса , для слов любви. Ведь если этого нет или недостаточно, то, конечно, люди начинают искать недостающее на стороне, продолжая «любить» своего партнера, но уже любовью братской…

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, как они проявляют себя в любви, в семейных отношениях. Только верность в любви, в семье приносит счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Обратимся к примерам из художественной литературы.
Многие пушкинские героини проходят проверку на нравственную прочность. Вспомним Машу Троекурову из повести «Дубровский». Да, она любит Владимира Дубровского, готова бежать с ним из дома отца, но судьба распорядилась иначе: Маша становится женой князя Верейского. Когда Дубровский остановил карету, в которой ехали молодые после венчания, Маша отказалась последовать за тем, кого любила. Почему? Я думаю, потому, что она верна своим нравственным принципам, она – жена, её брак с князем освящён церковью, и она не может нарушить клятву, данную Богу.

Такой же является и любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». «Я вам люблю, к чему лукавить», — говорит она Онегину, встретившись с ним после долгой разлуки. Но Татьяна теперь – жена князя, её моральные качества не позволяют ей изменять мужу. Она навсегда сохранит верность тому, с кем связала её жизнь. В этом проявляется вся цельность и глубина её натуры. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — эти слова пушкинской героини говорят о том, что она прошла проверку на нравственную прочность. Верность своему семейному долгу умеет хранить не каждый. Но именно она есть основа семейного счастья, любви. К сожалению, многие это понимают, только прожив жизнь. Мне хочется сказать: «Обращайтесь к Пушкину, учитесь у его героев хранить верность самым близким людям».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже говорится о верности и измене в любви. Читая это произведение, мы всегда с интересом следим за судьбой любимой героини писателя Наташи Ростовой. Вот страницы, посвящённые её первой любви – к Борису Друбецкому. Вот Наташа на первом в жизни взрослом балу. Именно здесь она встречает Андрея Болконского. Потом сватовство, назначена через год свадьба. Но в жизни Наташи появляется Анатоль Курагин. Можно ли назвать изменой князю Андрею её отношения с Анатолем? Ведь ещё немного – и она бежала бы с ним, опозорила бы себя и свою семью, была бы несчастна: ведь мы знаем, что молодой Курагин – глупый и никчёмный человек, к тому же женат. Да, Наташа действительно изменила Болконскому, но мы не виним её в этом. Героиня Толстого ещё очень молода, она ещё живёт сердцем, а не разумом, поэтому читатели всегда прощают Наташу и переживают за неё. А вот мужу, Пьеру Безухову, она никогда не изменит. Верность своему долгу, детям, семье живёт в её сердце. И если придётся, любовь и верность поведут её по самой трудной дороге вместе с мужем.

У другой героини Толстого из романа «Война и мир» иная мораль. Для красавицы Элен Курагиной главное – блеск, богатство, светская жизнь. Она не обладает высокими нравственными качествами. Выходит замуж не потому, что любит, а потому, что Пьер очень богат. Элен легко изменяет мужу. Для неё измена в порядке вещей. Нет любви, нет верности и нет счастья в такой семье. Героиню Толстого можно сравнить с современными красавицами из многочисленных телевизионных сериалов, которые выходят замуж не за человека, а за его деньги, изменяют мужьям, предают семью, делают несчастными детей. Книги лучших русских писателей учат нас размышлять о главном в человеческой жизни, заставляют думать о себе и своём будущем.

Читая пьесу А.Н. Островского «Гроза», мы переживаем за Катерину. В родительском доме её любили и баловали. Выйдя замуж, она попадает в дом Кабанихи, ханжи и лицемерки. В пьесе говорится о том, что Катерина изменила своему мужу Тихону, полюбила другого, совершила большой грех. Разберёмся в причинах её измены. Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. Он любит свою жену, но полностью подчиняется своей матери. Рад вырваться из дома хотя бы ненадолго, отказом отвечает на просьбу жены взять её с собой. Для Катерины дом Кабанихи как тюрьма. Светлая и вольная её душа рвётся на свободу, которую она пытается обрести в любви к Борису. Светлым лучом в тёмном царстве называет Катерину Добролюбов. И этот светлый луч на миг осветил весь ужас жизни в таком царстве. Наша героиня не находит из него выхода, погибает, бросившись в Волгу. Мы не одобряем героиню за её измену мужу, но и не осуждаем её, потому что её измена – это попытка вырваться из беспросветной жизни в «тёмном царстве».

Тема верности и измены в любви звучит и в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. У Маргариты муж — добрый, умный и хороший человек. Но нет любви к нему в её сердце. Она верна мужу до тех пор, пока не встречает Мастера. Судьба подарила им настоящую любовь, которую они сохранили несмотря на тяжёлые испытания. Мы не осуждаем Маргариту за измену мужу. Она готова признаться ему во всём, перед тем как навсегда уйти к Мастеру. Героиня Булгакова ради любимого человека продаёт душу дьяволу. Верность и любовь, живущие в её сердце, помогают Маргарите и Мастеру снова обрести друг друга после трудных испытаний. В конце романа автор награждает своих героев покоем – теперь они навсегда вместе.

Размышляя о верности и измене, я задумалась о своём будущем, о том, как жить, чтобы воспитать и сохранить в себе те нравственные качества, которые помогут обрести счастье в жизни, в семье, в любви.