Доклад на тему "системы менеджмента качества в образовании". Система управления качеством образования в вузе Сформулируйте определение системы менеджмента качества образования

Системы управления качеством профессионального образования Полежаева Мария Викторовна, к.п.н., методист Центра качества профессионального образования Департамента образования г. Москвы


Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно. Р. Киплинг От 85 до 98% проблем с качеством возникает из-за системы менеджмента; 2-15% - ошибки исполнителей. (Дж. Джуран и Э. Деминг)


Общие основы управления качеством, основные понятия и определения


Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копировать успешно работающую фирму, значит накликать на себя беду… Э. Деминг


Что такое качество образования? Совокупность показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности Соответствие образовательного процесса определенным нормам Соотношение цели и результата Степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса


Заказчики и потребители (субъекты) образовательных услуг 6


Что такое качество образования? Потребности, цели, нормы (стандарты) Свойства и характеристики = Заказчики и потребители


Что такое качество образования? Сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом. (Круглов В., Кутузов В., Пузанков Д., Степанов С. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений//Аккредитация в образовании. – 2006. - №7.)


Образование (процесс и результат)


«…подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)


Управление качеством профессионального образования - это управление отношением соответствия процесса профессионального образования многообразным потребностям, эталонам, нормам - это воздействие на процессы становления, обеспечения и улучшения качества образования по отношению ко всем объектам и процессам в профессиональном образовании со стороны субъекта управления и организация им обратной связи в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами - это управление качеством подготовки специалистов

Система менеджмента качества Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству. Главная задача СМК - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков).


Менеджмент и управление качеством Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Менеджмент качества это не только выполнение требований к качеству (управление качеством), но и планирование, управление, обеспечение и улучшение качества. Под менеджментом качества понимается следующее: - установление целей и планов в области качества (планирование), - выполнение требований к качеству (управление), - создание уверенности у потребителя, что требования к качеству будут выполнены (обеспечение), - увеличение способности организации выполнять требования к качеству (улучшение).


Терминологический словарь Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. Рене Декарт


Актуальность проблемы создания системы качества образования Реальное снижение качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях (ОУ) в конце ХХ – начале XXI века; С 2006 года в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования и систем управления и контроля качества для ссузов. усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов; вступление России в общее Европейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг; регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» и региональных конкурсов по системам менеджмента качества образования.



Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Удовлетворенность работодателей уровнем подготовки выпускников 2009 года


Мнения экспертов о причинах необходимости внедрения системы качества образовательной деятельности (в % от количества опрошенных)


Для элементарного порядка в «работе» подразделений и во взаимодействии структурных подразделений (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.). Для устранения барьеров между структурными подразделениями. Для уверенности в достижении поставленных целей. Для повышения результативности и эффективности деятельности ОУ. Для повышения удовлетворенности потребителей. Для устранения потерь на стыках «функционала». Для чего нужна СМК в ОУ? (внутренние аспекты)Самые популярные ответы:


Для чего нужна СМК в ОУ? Требования потребителей; Законодательные требования; Конкуренты; Удовлетворенность персонала; Результативность процессов; Конкурентоспособность продукции.


Модели менеджмента качества образовательного учреждения


Принципы построения систем качества ОУ могут базироваться на следующих документах и моделях систем качества в образовании: Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2008 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской сетью (ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования Типовая модель системы качества образовательного учреждения Модель самооценки и совершенствования деятельности ОУ в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) Модель конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Акты Российской Федерации, отражающие требования к лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ


ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Типовая модель СУ ОУ Классическая модель системы управления качеством вуза Модель, основанная на отдельных механизмах контроля качества образовательной деятельности (РИТМЮ ЦИПС, автоматизированного делопроизводства и др.) Модель одного из конкурсов в области качества Другая


International Organization for Standardization, ISO - ISO – международная организация, занимающаяся выпуском стандартов и проблемами сертификации; - сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники; Стандарты серии ISO 9000 - добровольный международный эталон для разработки системы управления производством продукции и предоставления услуг для обеспечения качества в соответствии с требованием заказчика.


28 СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА СЕРИИ ISO-9000 - ISO 9000 - серия стандартов по созданию на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих на предприятии процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг; - серия стандартов ISO 9000 была разработана комитетом ISO и впервые опубликована в 1987 г., затем - в 1994 г. и в 2000 г., а сегодня действует уже четвертая версия стандартов, принятая к применению в ноябре 2008 г. Международной организацией по стандартизации (ISO); - на данный момент во многих странах мира ISO 9000 является государственным стандартом; - более 140 образовательных учреждений в России сертифицировали свою систему качества на соответствие этим стандартам.


Основные принципы менеджмента качества 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ISO 9000: 2008 2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ 4. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ 6. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ 7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ 8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ


Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе


31 СТАНДАРТЫ СЕРИИ ISO 9000 - ISO 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000:2008) "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь" - стандарт, определяющий терминологию системы менеджмента качества (СМК), а также принципы, на которых базируется СМК. В 2005 г. ISO выпустила новую версию этого стандарта ISO 9000:2005. В новой версии расширена терминология системы менеджмента качества. - ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008) "Система менеджмента качества. Требования" - устанавливает требования, которым должна соответствовать система менеджмента качества организации; - ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001, следующая версия 2009 года еще не принята) "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" - определяют возможности организации по совершенствованию системы менеджмента качества


Основа СМК - Цикл Деминга (PDCA)

Типовая модель системы качества образовательного учреждения Разработана СПбГЭТУ «ЛЭТИ» совместно с ведущими вузами РФ в 2007 г. Основа – стандарты и руководства гарантии качества образования Европейских стран (ENQA), ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Рекомендована Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки решением Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования Рособрнадзора от 02.02.2007 рекомендовали к внедрению в учреждениях ВПО и СПО. Web-сайт «Качество и образование» www.tqm.spb.ru Портал поддержки систем качества www.quality.edu.ru/quality/


Учреждения СПО, принимающие участие в проекте ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» ГОУ СПО «Алтайский промышленно-экономический колледж» ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» ГОУ НПО «Профессиональный лицей №26», г.Тула 35


В основу документа «Стандарты и директивы ENQA» положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы: заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования; важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность; поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества; интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены; качество образовательных программ должно улучшаться и развиваться; должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие образовательные программы


В основу документа «Стандарты и директивы ENQA» положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы: очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества; необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения; должно поощряться развитие культуры качества в вузах; должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции; гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса; учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене; используемые процессы гарантий качества не должны подавлять многообразие и новаторство.


Реализация требований ENQA полностью зависит от понимания учебными заведениями (на всех их уровнях) того, что: их программы имеют ясные и ожидаемые результаты; их работники готовы и могут осуществлять учебный процесс, что поможет студентам достичь этих результатов; предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.


Типовая модель системы качества ОУ


Формирование стратегии, политики и целей в области качества Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов (финансовые, материальные, информационные и т.д.) Управление процессами и процедурами Мониторинг и контроль Типовая модель СК ОУ включает:


Структура документации СМК Документирование СМК в ОУ


Процесс. Описание процесса Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.


Основное отличие функционального подхода от процессного заключается в следующем: 1) Деятельность в рамках процесса производит продукт, требования к которому определены внутренним или внешним потребителем, и эти требования измеряются. 2) Функциональное управление подразделением предполагает, что подразделение в своей деятельности реализует сформулированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается только перед своим руководством. Процессный подход в управлении ОУ


Внедрение процессного подхода к управлению Функциональный Процессный подход подход


Проблема выбора модели СМК Сертификация и международное признание


Этапы разработки и внедрения системы качества 1. Формирование организационной структуры системы качества. 2. Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СК ОУ. 3. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон. Формулировка стратегии, политики, целей и задач ОУ в области качества. 4. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОУ. 5. Обучение персонала. 6. Самооценка ОУ (обследование рабочих процессов) и анализ существующей документации.


Этапы разработки и внедрения системы качества 7. Определение и описание рабочих процессов, упорядочивание существующей документации. 8. Разработка документации системы качества (рабочие инструкции, документированные процедуры, Руководство по качеству). 9. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. 10. Организация оценки удовлетворенности всех заинтересованных сторон (необходимо проводить на регулярной основе). 11. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий.


Модель совершенствования деятельности образовательного учреждения в области менеджмента качестваhttp://www.tqm.spb.ru/smkpage.shtml Под Моделью совершенствования деятельности ОУ понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности ОУ с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы ОУ, направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель содержит 9 критериев и 60 подкритериев


Самооценка СМК по Модели совершенства деятельности

Модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Рособрнадзора (http://www.usr.misis.ru/)


Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2008 Внедрение на основе стандартов ИСО 9000 систем менеджмента качества образовательных учреждений позволяет перевести образовательный процесс на новый уровень управления с полной ориентацией на потребителей вырабатываемые цели и задачи учебного заведения напрямую связаны с потребностями и ожиданиями потребителей; при отсутствии формального подхода во внедрении СК учебное заведение получает четкую внутреннюю систему, гарантирующую оказание потребителю качественных образовательных услуг.


Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2000 повышение конкурентоспособности учебного заведения за счет создания механизмов быстрой реакции на меняющиеся потребности рынка труда и адаптации к ним, что приводит к повышению удовлетворенности потребителя и как следствие к увеличению прибыли; повышение репутации учебного заведения в глазах потребителей и заинтересованных сторон, таких как государство, предприятия-работодатели, обучающиеся и их родители; образовательное учреждение получает более высокую степень доверия со стороны представителей надзорных органов, лучшее соответствие законодательных нормам и правилам;


Преимущества внедрения системы качества на основе ИСО 9001:2000 улучшение взаимосвязи между персоналом и руководством учреждения; упорядочение и оптимизация документации; выявление поставщиков, максимально удовлетворяющих требованиям образовательного учреждения и влияющих на качество оказания образовательных услуг.


Полезные ссылки http://www.quality.edu.ru/ Портал поддержки систем управления качеством http://www.tqm.spb.ru/ Портал Качество и образование http://www.quality21.ru/ Качество. Инновации. Образование http://www.quality-journal.ru/ Журналы по качеству http://www.rusregister.ru/index.shtml Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» http://www.standard.ru/index.html Портал по проблемам стандартизации и управления качеством http://quality.eup.ru/index.php Ресурс, посвященный менеджменту качества http://ktk.zaural.ru/smk/ Курганский технологический колледж, межрегиональный информационный центр поддержки инновационных технологий в образовании http://www.gsspo.ru/ Челябинский монтажный колледж - лауреат конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»


Вопросы для размышления Какие факторы являются ключевыми для качества образования? Какую из моделей вы выбрали бы (или уже выбрали) в качестве основы построения системы качества в вашем образовательном учреждении? Есть ли в ОУ представление о требованиях заказчиков и потребителей? Проводит ли образовательное учреждение самооценку совершенства деятельности в области менеджмента качества?


Спасибо за внимание Полежаева Мария Викторовна, к.п.н., методист Центра качества профессионального образования Департамента образования г. Москвы

Актуальное состояние системы менеджмента качества (СМК) высшего образования

В настоящее время СМК в терминологии ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012г.) «внутренняя система оценки качества образования» прежде всего, представляет собой инструмент управления, с помощью которого решается задача «постоянного улучшения» образовательной деятельности вуза . Это является главной целью и идеологией СМК, фундамент которой составляют 8 принципов всеобщего управления качеством (TQM). Осознанно востребованная, взвешенная и продуманная внутренняя система оценки качества может стать надежным и эффективным средством достижения основных целей современного высшего образования – соответствия общественным, социальным и личностным ожиданиям или, говоря языком стандартов EFQM, ISO, ENQA (ESG), требованиям потребителя. Заинтересован ли вуз в такой системе? Несомненно, поскольку его процветание (рейтинг, престиж, конкурентоспособность и, в конечном итоге, прибыль) уже сейчас все более и более зависит от улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Лучшее свидетельство такой заинтересованности – более сотни российских вузов, внедривших и сертифицировавших свои системы качества в различных российских и международных органах по сертификации.

История развития систем гарантии качества ВО

В конце ХХ века задача повышения качества в сфере высшего образования вышла за рамки национальных и региональных границ, превратившись в стратегическую цель мирового масштаба. В 1998 году в Преамбуле Декларации Всемирной конференции по высшему образованию в Париже была выражена серьезная обеспокоенность несбалансированностью национальных образовательных систем и справедливостью условий доступа к высшему образованию в развитых и развивающихся странах. Констатировав, что «общество все больше зиждется на знаниях» , представители стран-участниц обнаружили новый масштаб понимания, значения и целей высшего образования. Было высказано требование к его «радикальному обновлению» , с целью помочь обществу, переживающему «глубокий кризис ценностей» , «выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности ».

В 11 статье Декларации «Оценка качества» качество высшего образования было охарактеризовано как «многомерная концепция, охватывающая все функции и виды деятельности». А в числе «практических мер» по его повышению главная роль была отведена внутренней самооценке, внешней независимой национальной и международной экспертизе, «учреждению независимых национальных инстанций и определению сравнительных норм качества, пользующихся международным признанием». По существу, были определены 3 основных фактора , способствующих обеспечению качества образования в вузах:

  1. Внутривузовская самооценка всех функций и видов деятельности;
  2. Внешняя оценка образовательной деятельности вузов со стороны независимых национальных и международных инстанций;
  3. Оценивание образовательной деятельности вузов в соответствии с требованиями стандартов в области качества, получивших международное признание.

На Европейском континенте объединение национальных образовательных систем началось в рамках Болонского процесса (Сорбонская (1998), Болонская (1999) и Берлинская (2003) декларации), целью которого было объявлено создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества в этой области. В первых положениях Сорбонской декларации, подписанной министрами высшего образования стран-участниц Болонского процесса, прозвучал призыв к «содействию европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования», «внедрению внутривузовских систем контроля качества образования и привлечению к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон» . В Берлинской декларации намерение прозвучало уже в императивной форме: «качество образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, европейском и национальном уровне» . Причем, было подчеркнуто, что ответственность за качество в первую очередь должна лежать «на самом высшем учебном заведении, и это должно являться основой системы гарантии качества на национальном уровне» .

Таким образом, как в мировом, так и в европейском высшем образовании сложилось общее представление о гарантиях качества высшего образования. Первоочередная роль в их обеспечении была отведена самим вузам и внутривузовским системам качества, осуществляющим самооценку образовательной деятельности вуза. В последующем, экспертиза качества образовательной деятельности вуза должна осуществляться в виде внешней оценки со стороны государственных и независимых национальных и международных организаций с опорой на признанные международным сообществом стандарты, процедуры и рекомендации в области качества. Причем, соответствие стандартам ни в коей мере не исключает национальной самобытности высшего образования каждой отдельной страны, участвующей в общепринятом процессе обеспечения гарантии качества высшего образования.

Подписав в 2003 году Болонские договоренности, Россия начала интеграцию отечественного высшего образования в европейское образовательное пространство и приступила к разработке национальной системы гарантии качества, которая в Федеральной программе развития образования на 2006-2010 годы получила название «Общероссийской системы оценки качества образования»(ОСОКО ).

В проекте концепции ОСОКО (версия 02.02.08, вторая редакция) в разделе III «Внутренняя оценка качества образования» поставлена задача организации «внутреннего мониторинга качества», предполагающего «регулярное обследование всех сторон жизни учебного заведения – качества преподавания, учебников и других учебных материалов, объективности оценивания, состояния учебных помещений» и других видов деятельности. В разделе IV «Механизмы организации и проведения оценки качества образования», пункте 3 «Оценка качества деятельности образовательных учреждений» высказана необходимость «развития независимых (внешних) оценок качества деятельности ОУ, полученных в результате независимых от образовательного учреждения и от органов управления образованием стандартизированных и универсальных процедур». А «в основу разработки типовой модели системы качества образовательного учреждения в России должны быть положены документы и модели систем качества на основе Стандартов качества серии ISO».

В 2004 году был издан приказ Федерального агентства по образованию «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях» (№ 304 от 03.12.04).

В 2005 году при переходе к процедуре комплексной оценки деятельности вузов в утвержденный перечень показателей аккредитации был включен показатель 1.2.3 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования № 1938 от 30.09.05).

В 2010 году в действующий Федеральный Закон «Об образовании» внесено дополнение (статья 32, п. 2, подпункт 24) об «обеспечении функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении».

В 2012 году в ФЗ-№273 «Об образовании» в статье 28, п. 13 «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» было отнесено «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности».

Таким образом, ОСОКО формируется в соответствии с европейскими требованиями к качеству высшего образования. В российских вузах создаются аналогичные механизмы оценки качества образования: внутренний мониторинг образовательной деятельности, внутренняя система оценки качества и процедуры ее внешней независимой оценки на основе европейских стандартов с применением сравнимых критериев, механизмов и методов оценки.

Системы гарантии качества в вузах РФ до недавнего времени строились преимущественно на следующих моделях и стандарта качества:

  • модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) . Национальной и отраслевой моделью EFQM признана модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»;
  • стандарты серии ISO 9000 (последняя версия стандарта – ISO 9001:2008 ; российский аналог – ГОСТ Р ИСО 9001:2008 ); В скором времени планируется представление новой версии стандарта ISO 9001:2015
  • «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе» (ESG ), разработанные Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования (ENQA ).

С введением ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г.) ESG приобрели особую актуальность, поскольку легли в основу новых форм независимых оценок качества образования: «независимая оценка качества образования», «общественная аккредитация» образовательных организаций, «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ». Эти оценки уже практикуются независимыми экспертными организациями (АККОРК, «Нацаккредцентр», АИОР и др.), уделяющими преимущественное внимание институциональным оценкам образовательной организации и профессионально-общественной аккредитации ООП. Акцент на независимой профессионально-общественной оценке ООП очевиден в новом законе «Об образовании в РФ», заставляет взглянуть на СМК с точки зрения сочетания в ее деятельности подходов ISO и ESG и наполнить п.8 стандарта ISO «Измерение, анализ, улучшение» содержанием требований к аккредитации ООП, предъявляемых в ESG. Сочетание вполне допустимое, поскольку идеология и методология стандартов ISO и ESG во многом совпадают и взаимно дополняют друг друга. Отличие состоит лишь в том, что стандарты ESG, созданные для вузов, более демократичны и всецело сосредоточены на процессах реализации ООП.

Недавняя (28.04-30.04.2014) профессионально-общественная аккредитация 4 кластеров ООП МПГУ показала уважительный интерес международных экспертов к сертификации СМК МПГУ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 в европейской сертификационной сети IQNet.

Система менеджмента качества в образовании имеет свои особенности.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Образование - это процесс обучения, приобретения знаний, просвещения.

Качество образования –это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  • цели и содержание образовательного процесса;
  • уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  • состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

В условиях рыночной экономики организация, оказывающая образовательные услуги вообще, и вуз, в частности, сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:

  • конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
  • спрос на специалистов носит непостоянный характер;
  • государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
  • большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей);
  • использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов;
  • система менеджмента качества в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы.

Образовательные учреждения, которые стремятся усовершенствовать свою систему, разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на международного стандарта ISO 9001.

Стандарт ISO 9001 разработан Международной Организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества. Этот стандарт помогает решить многие проблемы, связанные с управлением, позволяет улучшить качество услуги/продукта, способствует повышению уровня удовлетворенности потребителя. Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001происходит поэтапно. Разработанный на основе многолетнего опыта и огромного количества организаций самых разных профилей, он четко регламентирует все мероприятия, которые проводятся в ходе разработки и внедрения системы менеджмента качества.

Внедрение системы менеджмента качества в области образования преследует следующие цели:

Внутри учебного заведения:

  • в образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
  • реорганизация системы управления учебным заведением;
  • введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  • развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  • введение новых образовательных технологий;
  • повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  • оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

Внешние цели:

  • повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  • расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  • повышение престижа вуза;
  • постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе – все это даст система менеджмента качества, действующая в вузе. В итоге, вуз будет выпускать качественных специалистов и улучшит свое экономическое положение.

Разделы: Администрирование школы

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества. В качестве модели СМК была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2001) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК:

  1. Ориентация на потребителя.
  2. Лидерство и поддержка со стороны руководство (лидерство руководителя).
  3. Вовлечение работников в процесс улучшения качества.
  4. Подход к системе как к процессу.
  5. Системный подход к управлению.
  6. Постоянное улучшение всех областей деятельности (постоянное улучшение).
  7. Партнерство с поставщиками. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
  8. Сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений (принятие решений, основанное на фактах).
    (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Гл.3)

Разработка СМК техникума включает несколько этапов, обобщенная последовательность которых представлена ниже и приведена на рисунке 1 в Приложении 1 :

1. Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества. Составление плана по разработке, внедрению, поддержанию и совершенствованию СМК техникума.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг техникума руководство техникума разработало Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.

Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством.

Также в этот период был составлен и утвержден план по разработке и внедрению СМК техникума (Приложение 2 ).

2. Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества.

Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в работе, поэтому необходимо провести обучение высшего руководства в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Прежде всего, обучение должен пройти сам руководитель и уполномоченный по качеству от руководства техникума. В этих целях лучше всего использовать в качестве базы обучения различные курсы повышения квалификации по направлению “Управление качеством”.

Целью данного этапа является формирование единых позиций руководства техникума в области качества и подготовки специалистов, способных выполнять разработку соответствующих компонентов СМК.

Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы качества, должно проводиться обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации. В техникуме ежегодно проводится два обучающих семинара для преподавателей по вопросам качества.

Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ.

3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума.

Стратегические цели и задачи техникума были спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и нашли выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием критериев результативности, сроков выполнения и ответственных.

4. Формирование организационной структуры системы СМК техникума

(Приложение 3).

Первым шагом этой работы было назначение уполномоченного по качеству от руководства техникума и создание Совета по качеству (Приложение 4) .

Формирование организационной структуры СМК техникума предполагало:

  • четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
  • назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства ОУ (как правило, зам. директора);
  • формирование Совета по качеству;
  • назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.

Функциональная структура Системы менеджмента качества ФГОУ СПО Мелекесский сельскохозяйственный техникум представлена в Приложении 5 .

5. Самооценка техникума (обследование рабочих процессов).

Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации.

Для оценки сложившейся в техникуме ситуации в области качества была проведена первичная комплексная самооценка (самообследование) техникума и основных его рабочих процессов.

В качестве метода самооценки была использована методика рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, разработанная Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого ([email protected]) .

При разработке модели СМК техникума были использованы “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”, разработанные Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом “ЛЭТИ”. Поэтому для определения основных процессов СМК техникум за основу были взяты типовые процессы СМК образовательных учреждений, предложенные в вышеназванных документах: Реестр типовых процессов и видов деятельности ОУ и карта процессов ОУ. Эти документы были подвергнуты анализу на соответствие предложенных типовых процессов существующим в техникуме. На основе анализа были внесены коррективы и разработаны Реестр процессов и видов деятельности СМК техникума (Приложение 6 ) и Карта процессов техникума (Приложение 7 ).

Кроме определения процессов и видов деятельности техникума параллельно велась работа по анализу, корректировке и систематизации существующей нормативной (локальной) документации техникума и разработке новых недостающих положений. В процессе этой работы проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в часть документов вносились коррективы. В результате в техникуме был издан сборник нормативных локальных актов.

6. Разработка документации системы менеджмента качества

(Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции).

Наиболее сложным и длительным этапом в разработке СМК техникума явился процесс создания документации СМК.

В состав разрабатываемой документации СМК ОУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 входят:

  • руководство по качеству;
  • документированные процедуры, определяющие порядок реализации рабочих процессов;
  • рабочие и должностные инструкции и другие документы системы качества.

В техникуме определена следующая структура документации, представленная на рисунке 4 (Приложение 8) и закрепленная в документированной процедуре по управлению документацией.

На основе приоритетов, установленных в политике качества техникума, было разработано Руководство по качеству– документ, описывающий ключевые процессы деятельности техникума.

В Руководство по качеству были отражены такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности техникума и др. Содержание Руководства по качеству техникума представлено в Приложении 9 .

Разработка основной документации в техникуме осуществлялась до сентября 2007г. За этот период был подготовлен комплект документации по системе качества техникума, включающий документированные процедуры по основным процессам техникума и пять обязательных документированных процедур:

1) Управление документацией.
2) Управление записями по менеджменту качества.
3) Внутренний аудит.
4) Управление несоответствиями.
5) Корректирующие и предупреждающие действия.

В настоящее время работа по разработке недостающих ДП продолжается и параллельно осуществляется работа по внесению изменений в действующие документы для поддержания их в рабочем состоянии.

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов

.

Для оценки результативности деятельности техникума, его подразделений и отдельных процессов необходимо было определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. С этой целью в техникуме сформирована общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающая соответствующие процедуры:

  • измерения удовлетворенности внутренних и внешних потребителей – студентов, работодателей, персонала (преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;
  • мониторинга качества основных рабочих процессов с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;
  • оценки качества полученных знаний, навыков и умений студентов, включая процедуры текущего и заключительного контроля.

В техникуме разработана и внедрена документированная процедура регламентирующая осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов и продукции ФГОУ СПО МСХТ представлена в Таблице 1 (Приложение 10 ).

В качестве иллюстрации системы сбора данных о трудоустройстве выпускников техникума можно представить разработанный в техникуме Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников техникума (Приложение 11 ).

7.Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов.

Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

  • значения характеристик процесса находится вне установленных границ
  • значения характеристик процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние)
  • значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.

Для устранения причин несоответствий продукции и процессов могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия. Корректирующие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин и сведению к минимуму возможностей повторного появления выявленных несоответствий. Предупреждающие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

Корректирующие и предупреждающие действия являются составными частями процесса улучшения качества и предпринимаются адекватно последствиям выявленных или потенциальных несоответствий. В техникуме для идентификации несоответствий и применения соответствующих мер разработана и внедрена документированная процедура, регламентирующая осуществление корректирующих и предупреждающих действий.

Внедрение системы менеджмента качества представляет собой переход техникума и его подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами СМК. С этой целью на рабочих местах были определены обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках СМК, проверено выполнение персоналом документированных процедур.

В соответствии с планом разработки и внедрения СМК техникума уполномоченные по качеству осуществляли координацию деятельности по внедрению элементов системы качества, определяли методы по совершенствованию СМК. Функции и должностные обязанности уполномоченных по качеству определены в Руководстве по качеству техникума.

Большое значение в реализации плана внедрения СМК было отведено Совету по качеству, на заседаниях которого определялись проблемы и решались вопросы по проведению мероприятий, связанных с внедрением и поддержанием в рабочем состоянии документов СМК.

Работа Совета по качеству ведется по плану, утверждаемому на учебный год и составляемому с учетом основных мероприятий, установленных в Плане разработки, внедрения, поддержания и совершенствования СМК техникума и Программы развития техникума. Заседания Совета по качеству протоколируются.

Все разработанные документы СМК: руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие и должностные инструкции были утверждены директором техникума и введены в действие.

Уполномоченный по качеству от руководства техникума обеспечивает распространение документов во все подразделения и доведение соответствующих документов до должностных лиц и отдельных сотрудников в части их касающейся.

В процессе внедрения СМК важная роль отводится внутренней самооценке (внутренним аудитам) процессов и подразделений техникума.

В техникуме разработана и реализуется программа проведения аудитов и самооценки. В соответствии с планом проводятся аудиты отдельных подразделений и процессов на основе документированной процедуры “Внутренние аудиты”. По итогам проведенных аудитов предпринимаются корректирующие действия и намечаются мероприятия по улучшению.

Кроме того, регулярно проводится внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в техникуме разработаны: контрольная инструкция, бланки аудита (Приложение 12 ). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях МЦК, полученные данные анализируются руководством техникума и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

После устранения выявленных в процессе самооценки и внутренних аудитов недостатков принимается решение о введении системы качества ОУ в действие в полном объеме. В техникуме был издан приказ о внедрении СМК.

Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК техникума.

Внутренний аудит качества в техникуме осуществляется на основе разработанной документированной процедуры.

Внешний аудит качества включает процедуры проведения итоговой государственной аттестации выпускников с участием представителей работодателей в качестве председателей государственной аттестационной комиссии и участие в Интернет-экзамене. Все эти процедуры документально оформлены и поддерживаются в рабочем состоянии.

Аудит качества это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в техникуме.

Требования и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2000 предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, а также проведение комплексной самооценки.

Принцип “непрерывного улучшения” является одним из основных моментов деятельности СМК ОУ. Связанные с качеством продукции цели должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации. Постоянное улучшение достигнутого качества должно всеми сотрудниками пониматься как всегда актуальная цель.

Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа (“цикл Деминга”): наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ. Цикл Демингаизвестен по аббревиатуре PDCA , что подразумевает: P – планирование (Plan), D – выполнение (Do), C – проверка (Check), А – действие /введение норм (Act).

Ощутив уверенность в эффективном функционировании действующей в техникуме СМК, руководством было принято решение о проведении сертификации. В качестве сертифицирующего органа был выбран Орган по сертификации систем менеджмента качества Ульяновского государственного учреждения “Ульяновский центр сертификации и метрологии”, находящийся по адресу г. Ульяновск, ул. Урицкого, 13.

Пройдя соответствующие процедуры, связанные с сертификацией СМК, техникум получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и разрешение на использование знака соответствия системы менеджмента качества. Сертификация системы подтвердила возможности работы коллектива техникума в условиях постоянного анализа и непрерывного совершенствования деятельности.

Анализ деятельности СМК позволил выделить положительные факторы в образовательной деятельности техникума:

  • приоритеты образования логично связываются с Миссией техникума и корпоративной стратегией, появляется сформированное видение перспектив развития;
  • при функционировании СМК не допускаются интуитивные действия и необоснованные решения, так как разработаны достаточно результативные механизмы предупреждения и разрешения проблем;
  • более четкое распределение ответственности и полномочий между подразделениями и более четкое определение критериев оценки результатов осуществляемой деятельности;
  • определенность должностных инструкций каждого сотрудника техникума, четкие критерии оплаты труда и материального поощрения повышают прозрачность функционирования учебного заведения;
  • студенты получают возможность получать образование гарантированного качества и влиять на важнейшие его составляющие;
  • преимущества для администрации: прозрачность и более высокая эффективность управления, возможность для привлечения дополнительных ресурсов; позитивные культурные изменения, улучшение документации.
  • повышение авторитета техникума и его конкурентоспособности.

Кроме того, сертификация действующей системы менеджмента качества техникума можно рассматривать и как условие успешности для прохождения аккредитации и лицензирования.

Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей: внешних - учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей, внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.

Благодаря применению в управлении техникумом концепции процессного подхода, определенного в стандартах серии ИСО 9000, а также реализации принципа “непрерывного улучшения” деятельности и повышения качества, появляется жизненная потребность постоянного поиска и внедрения различных новаций и реализации инновационных процессов в образовании. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 26 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.
  3. Анасимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань, 2001
  4. Методические рекомендации по организации и проведению самооценки вуза (ссуза) в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза.
  5. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.
  6. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, №1
  7. Шевелев Е.А., Крюков М.П. Управление качеством образовательной деятельности в ССУЗе // Среднее профессиональное образование, 2006, №7
  • стандартизировать процедуры профессионального образования;
  • обеспечить регулярный мониторинг процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;
  • гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;
  • гарантировать качество образовательных услуг, качество преподавательского состава и качество образовательного контента.

Целью стандарта IWA 2 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.

Стандарт ISO/IWA 2 не предназначен для сертификации образовательных учреждений, не предназначен для оценки соответствия требованиям этого стандарта или применения в контрактных ситуациях.

Помимо международного стандарта ISO/IWA 2 в ряде стран разработаны и приняты национальные стандарты системы менеджмента качества в образовании.

Некоторые из них представлены ниже:

ГОСТ Р 52614.2-2006 – «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования». – Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA2 первой редакции 2003 г.

HB 90.7-2000 – «Education and Training Guide to ISO 9001:2000» - Руководство по ИСО 9001:2000 для образовательных и обучающих организаций. – Национальный стандарт Австралии. Содержит руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в образовательных учреждениях. В этом стандарте пояснения по применению ИСО 9001:2000 даются в терминах понятных для специалистов в сфере образования. Также в стандарте приводятся наиболее типовые примеры по реализации требований.

ASQ Z1.11-2002 – «Quality assurance standards - Guidelines for the application of ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 to education and training institutions» - Стандарты обеспечения качества – Руководящие указания по применению ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 в образовательных и обучающих организациях. – Стандарт США, заменивший собой первую редакция стандарта (ANSI/ASQC Z1.11:1996). Стандарт содержит пояснения и рекомендации по выполнению требований Q9001-2000 (американский аналог международного стандарта ISO 9001:2000) в образовательных учреждениях.

Esquema 1 IRAM 30000 – «Guia para la interpretacion de la norma ISO 9001:2000 en la educacion» – Руководство по интерпретации стандарта ИСО 9001:2000 в образовании. – Стандарт Аргентины в котором даются пояснения по применению требований ИСО 9001 в отношении образовательных учреждений и интерпретация этих требований в терминах применяемых в образовании.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education ) разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе – «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area» - Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения . Стандарт, как таковой, является рекомендациями ВУЗам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в ВУЗе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути. Текст этого документа можно посмотреть на сайте Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).