Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства. Типы демографической политики Какая политика проводится для увеличения рождаемости

«Демографическая политика» - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Меры демографической политики:

1) Экономические :

ь оплачиваемые отпуска;

ь различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;

ь возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;

ь ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости;

ь преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости.

2) Административно-правовые:

ь законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак;

ь разводимость;

ь отношение к абортам и контрацепции;

ь имущественное положение матери и детей при распаде брака;

ь режим труда работающих женщин.

3) Воспитательные, пропагандистские:

ь формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

ь определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

ь политика планирования семьи;

ь половое образование молодёжи, гласность по вопросам половых отношений.

В широком смысле «демографическая политика» - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель «демографической политики» государства достижение демографического оптимума.

История «демографической политики» восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты).

В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где «демографическая политика», стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем, такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения.

Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы «демографического перехода» - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история «демографической политики» свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение «демографическая политика» получила во второй половине ХХв., что объясняется, с одной стороны, наступлением «демографического взрыва», а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения -во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению «демографической политики». Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

Однако, для того чтобы сделать «демографическую политику» по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления.

Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали.

Сведения о распространении «демографической политики» в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся -50%. По другим данным, более или менее активную «демографическую политику» проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн. до 400 млн.), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн., в Южной Азии - 100 млн., в Латинской Америке - 75 млн. семей (таб. 4).

Таблица 4

Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение «демографической политики» приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки «демографическая политика» обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии «демографического взрыва», основная цель «демографической политики» заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер.

Наиболее яркий пример осуществления «демографической политики» являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную «демографическую политику» проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако, в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

В качестве одной из действенных мер «демографической политики» многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, «демографическая политика» в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют «демографическую политику», преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную «демографическую политику» до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер «демографической политики» в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет.

Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная «демографическая политика» в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот.

В России, когда она была в составе Советского Союза, «демографическая политика» сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку.

В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис, и началась довольно быстрая убыль населения (таб. 5). Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн. в год в первой половине, 2,5 млн. во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) - она также входит в число первых стран.

численность население демографический политика

Таблица 5

Демографический спад в России


России необходима более последовательная, чёткая и научно-обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Такая концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов, рассчитанная на срок до 2015 г.

В 2000г. была подготовлена новая Национальная программа «демографической политики», основная цель которой заключается в достижении в 2010 г. уровню фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. - стабилизации его численности.

демографическая политика воспроизводство население

Развитие демографической политики в послевоенные (1950 - 60 гг.) годы было во многом предопределено существенным изменением политической карты мира и освобождением от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения смертностью породили феномен, получивший название демографический взрыв. Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

Бывший президент Международного банка реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к Экономическому и Социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".

В планировании семьи и регулировании рождаемости многие политики, общественные деятели и ученые увидели единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований. Выступая на открытии III Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы - "долгосрочные лечебные средства".

В коллективном труде "Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.) для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.

Концепция ограничения роста населения, основанная на распространении средств контрацепции, получила название неомальтузианство.

Марксистская демография выступала с критикой этой концепции, видя ключ к преодолению экономической отсталости развивающихся стран не в программах контроля над рождаемостью, а выборе социалистического пути развития.

В 1964 году ООН провел опрос правительств, который показал, что многие развивающиеся страны озабочены высокими темпами роста населения, затрудняющими экономическое развитие. Во все большем числе развивающихся стран с 1960-х гг. получает признание и поддержку политика контроля рождаемости. В десятках стран Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, поддерживающие распространение практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.

Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения существенно ограничивали эффективность осуществляемых программ планирования семьи. Реализация их тормозилась также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.

Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи являются составной частью национальных планов экономического развития. В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению ООН рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. В резолюциях региональных конференции по народонаселению (Мехико, 1970 г.; Анкара, 1971 г.; Токио, 1972 г.; Бейрут, 1973 г. и Каир, 1973 г.) было особо подчеркнуто, что политика народонаселения - составная часть политики и планирования развития.

Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению и др. В 1970-х гг. в вопросы регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка включились Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В 1974 году Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.

Принятый на Всемирной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. При подведении итогов реализации Плана в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах.

В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984 г.), в Амстердамской декларации, принятой Международным форумом "Народонаселение в XXI веке" (Амстердам, 1989 г.), в 20-летней Программе действий в области народонаселения и развития, принятой на Всемирной конференции по народонаселению в Каире (1994 г.), и в других международных и региональных документах сформулированы основные принципы проведения национальной демографической политики, изложены рекомендации, поставлены цели и задачи. В них неоднократно подчеркивалось суверенное право каждой страны самостоятельно определять цели и методы их достижения в сфере воспроизводства и развития населения.

Однако реализация политики в ряде стран приходит в противоречие с правами человека, семьи на свободное принятие решений о размерах семьи, о числе детей и времени их рождения. Так, например, правительство Китая с начала 1970-х гг. предпринимает жесткие меры, чтобы обеспечить эффективный контроль за ростом населения. За 15 лет, к середине 1980-х гг., удалось снизить рождаемость в 2 раза, а естественный прирост - почти в 2,5 раза. В статье 25 Конституции КНР (принятой в 1982 г.) говорится: "Государство осуществляет планирование рождаемости, с тем чтобы привести в соответствие рост населения с планами экономического и социального развития". Исходя из этого, при планировании семьи поощряются поздний брак и рождение одного ребенка. Практикуемые в Китае материальные и моральные меры наказания за рождение "лишнего" ребенка трактуются экспертами как нарушение права семьи свободно и ответственно решать вопрос о числе детей.

Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о национальных политиках, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. К 2013 г. было проведено 11 таких опросов: 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993, 1998, 2003, 2007, 2012 гг. Специально созданная база данных, описывающая оценки и политику в области населения (Global Population Policy Database) постоянно пополняется и содержит распределение стран по своему отношению к отдельным проблемам демографической политики (см. табл.1). Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы растет число стран, оценивающих свой рост населения и уровень рождаемости как слишком низкие. Существуют и региональные базы данных. Эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы:. Финансовая помощь семьям:

) семейные пособия;

) гранты на образование;

) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.. Политика помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли:

) отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей;

) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на до-

му, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.);

) развитие системы дошкольного образования.. Политика помощи одиноким родителям:

) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями;

) финансовая помощь.. Политика повышения стабильности семей:

) регулирование минимального возраста вступления в брак;

) законодательное регулирование разводов.. Политика планирования семьи:

) обеспечение средствами контрацепции;

) политика в области абортов.

Экспертами Европейского Сообщества в рамках специально созданной организации "Обсерватория семейной политики" осуществляется мониторинг политики в области семьи и рождаемости, готовятся регулярные доклады, отражающие развитие мер семейной политики как в целом, так и по отдельным странам ЕС.

Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.

Табл. 1. Оценки и политика правительств в области населения

Оценка и политика200320072012страндоля, %страндоля, %страндоля, %Всего174100190100193100Оценивают рост населения в своей стране как: слишком высокий удовлетворительный слишком низкий 74 76 24 42,5 43,7 13,3 78 90 22 41,1 47,4 11,6 79 85 29 40,9 44,0 15,1Считают необходимым воздействие с целью: увеличить темп роста сохранить темп роста уменьшить темп роста воздействие не планируется 21 18 66 69 12,1 10,3 37,9 39,7 20 25 71 74 10,5 13,2 37,4 38,9 20 16 75 82 10,4 8,3 38,9 42,5Считают уровень смертности и продолжительности жизни: приемлемым неприемлемым 54 120 31,0 69,0 72 118 37,9 62,1 89 104 46,1 53,9Считают уровень рождаемости: слишком низким удовлетворительным слишком высоким 20 74 80 11,5 43,7 46,0 23 80 87 12,1 42,1 45,8 33 75 85 17,1 38,9 44,0Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 20 19 70 65 11,5 10,9 40,2 37,4 21 29 83 57 11,1 15,3 43,7 30,0 25 19 85 64 13,0 9,8 44,0 33,2Политика в отношении иммиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 9 77 60 28 5,2 44,3 34,5 16,1 9 56 62 63 4,7 29,5 32,6 33,2 2 65 45 81 1,0 33,7 3,3 42,0Политика в отношении эмиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 6 71 43 54 3,4 40,8 24,7 31,0 7 47 36 100 3,7 24,7 18,9 52,6 9 27 39 118 4,7 14,0 20,2 61,1

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей. В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее "старение" брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке "постарел" еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако "реабилитация" секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

В современный период большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, для чего проводят государственную демографическую политику. Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения и, прежде всего, на рождаемость в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводят Франция и некоторые страны Восточной Европы (как правило предоставляются льготы различного рода и выплата пособий на рождение ребенка). Большинство стран второго типа воспроизводства населения в последние десятилетия стали осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В первую очередь, это относится к двум самым многонаселенным странам мира – Китаю (семья при рождении второго ребенка теряла льготы, при рождении третьего – платила налоги) и Индии. В Китае она проводится под девизом: "одной семье — одного ребенка", а в Индии — под девизом: "нас двое — и нам двоих".

Особенности полового состава позволяют подразделить все страны мира на три группы. В первую группу входят те страны, где число мужчин и женщин примерно одинаково. К ним относятся многие страны Африки и Латинской Америки. Во вторую группу входят страны с преобладанием женщин. К ней относится примерно половина всех стран мира, причем особенно характерно такое превышение для стран Европы. Оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, потерями мужского населения в периоды первой и второй мировых войн и другими причинами. Преобладание мужчин особенно характерно для некоторых стран Азии и, в первую очередь, для Индии и Китая. Благодаря этим двум странам в целом мире мужчины немного преобладают.

Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства.


Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля детских возрастов и повышенная доля пожилых возрастов. Например, в зарубежной Европе дети до 14 лет составляют 24 % всего населения, взрослые 15-59 лет — 59 %, а пожилые — 17 %. Данное соотношение возрастов называется "старением нации". Для стран второго типа воспроизводства, напротив, характерна высокая доля детских и крайне низкая доля пожилых возрастов. Например, в Африке дети составляют 44 % всех жителей, а пожилые люди — всего 5 %. Возрастной состав населения напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при сохранении современной тенденции рождаемости в странах Европы возможна такая экономическая ситуация, при которой будет ощущаться явный дефицит трудовых ресурсов в основных сферах экономики и в материальном производстве особенно. Плюс ко всему, большая часть населения перейдет в другую группу – пожилую, которая будет нуждаться в поддержке со стороны государства (выплата пенсий). В странах второго типа воспроизводства возможна иная ситуация – подрастающее молодое поколение при переходе в группу «взрослые» будет оказывать значительное влияние на рынок труда, что может привести к избытку трудовых ресурсов и соответственно к безработице.

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, то есть той части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45 % всего населения, или 2 млрд человек. В современный период особенно большое значение приобретает не только количество, но и "качество" населения. Это понятие включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, а также уровень грамотности населения. В 1990 г., по данным ООН, в мире было 963 млн неграмотных (27 %). Из этого количества 4 % приходилось на экономически развитые страны и 96 % — на развивающиеся страны. Особенно много неграмотных в Африке к югу от Сахары (53 %). "Рекордсменом мира" в этом отношении можно считать Бутан, где среди мужчин — неграмотных 93 %, а среди женщин — 98 %.

Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на .

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума .

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения .

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:
  • государственную помощь семьям с детьми;
  • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • снижение заболеваемости и смертности;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики: экономические меры:
  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
административно-правовые меры:
  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение
  • матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
воспитательные и пропагандистские меры:
  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование
  • гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать .

История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни . Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

История демографической политики нашла отображение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших человеческих потерь. Развитие и распространение демографическая политика получает во второй половине XX ст. Это обусловлено, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой- демографического кризиса.

Много внимания вопросам демографической политики уделяет Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984р. (Мехико), в 1994р. (Каир). В 1967 г. был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в сфере народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку дня Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в сфере народонаселения», который содержит много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. На конференциях в Мехико и особенно в Каире он получил последующее развитие с внесением ряда принципиальных изменений.

Но чтобы демографическая политика была эффективной, необходимы были новые средства ее осуществления. На рубеже 50-х и 60-х годов удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и др., в последующем все более совершенствуемые. В результате в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция, которая вызвала острейшие противоречия во взглядах. В первую очередь, они коснулись вопроса абортов. Против них категорически выступила католическая церковь. Против абортов и вообще планирования семьи выступают и большинство мусульманских стран. Всего в мире ежегодно осуществляют приблизительно 60 млн. абортов.

Информация о распространении демографической политики в современном мире не всегда достоверна и сопоставима. Поэтому трудно определить, в какой мере эти сведения отвечают или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики получает все больший размах.

В развивающихся странах, на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного образования, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности с помощью разного рода экономических и административных мероприятий. Некоторые страны не только разрешают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики показывают развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это касается стран с наибольшей численностью населения - Китая, Индии, а также Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Таиланда, Филиппин. Достаточно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки и в некоторых странах Северной Африки. Однако в других частях света, особенно в мусульманских странах, она пока еще не получила распространения. Об этом можно судить, в частности, по показателям применения средств контрацепции. По статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран несколько превышает 1/2 (речь идет о количестве семей, которые применяют контрацептивы), а для менее всего развитых - 1/5. Первым по этому показателю является Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланки он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

Во многих развивающихся странах реализуется политика, направленная на снижение смертности и рождаемости. В странах Азии (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и др.) внедряют мероприятия по преодолению последствий войны, помощи семьям и развитию системы здравоохранения с целью последующего снижения смертности. Однако, реализация усложнена недостатком финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Чаще всего эту политику вообще не воспринимают граждане из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.

Одной из мер демографической политики является законодательное повышение возраста бракосочетания. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - в соответствии до 21 года и 18 годам. Реально же наблюдается еще большее «старение» брака, связанное с тем, что значительная часть молодых людей стремится получить образование и осуществить профессиональную подготовку. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в этих странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI ст. даже в Африке он стал превышать 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. В настоящее время средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки небольших по численности населения (карликовых) государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, которые вступили в состояние демографического кризиса, демографическая политика имеет целью повышение коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это касается стран Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относятся: одноразовые займы молодым, помощь в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно растущей шкале, ежемесячная помощь на приобретение квартиры, на содержание детей в детских учреждениях.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в целом подобна, хотя, отличается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, одноразовая помощь при рождении ребенка в Великобритании в 90-х гг. составляла- 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячная помощь в Нидерландах - от 90 гульденов на первого и до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобная ежемесячная помощь растет от 500 франков на двоих детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают вплоть до достижения детьми 16 лет.

В Швеции, например, государство увеличило оплачиваемый отпуск (из расчета 90% заработной платы) по уходу за ребенком с 12 до 13 месяцев (2 из них берет на себя отец) и ежемесячную помощь на ребенка, составляющую 102 доллара, внедрило бесплатную дошкольную учебу для детей 4-х и 5-летнего возраста. Эффективность дополнительного финансирования шведы доказали на собственном примере. Когда в конце 1980-х увеличили помощь на ребенка, уровень рождаемости в стране вырос до 14,5 %о, и Швеция поднялась на второе -после Ирландии - место по этому показателю среди членов ЕС. В начале 1990-х в результате экономического спада помощь пришлось урезать, и уровень рождаемости резко упал. В итоге Швеция закончила десятилетие на последнем месте таблицы рождаемости ЕС - на 1 000 человек приходилось лишь 10 новорожденных.

В США государственная демографическая политика почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье, как правило, имеет непрямой характер, в виде разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно значительное распространение получили разные виды контрацептивов.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и повышения естественного прироста наиболее эффективно проводят Франция и Швеция.

Трудности формирования и реализации социально-демографической политики, ее недостатки скрывают реальную опасность для стабильности социальных отношений, угрозу предельной имущественной поляризации граждан, распространения бедности. Если не предупреждать эти негативные процессы, будет наблюдаться усиление таких явлений как распад семей, депопуляция населения.