Лабиринт души. Терапевтические сказки (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)введение для психологов. Лабиринт души: терапевтические сказки Психотерапевтические сказки лабиринт души хухлаева

58. Фламинго, или Скала Желаний

Возраст: 9-13 лет.

Направленность: Неуверенность, сомнения в собственных силах , чувство неполноценности и «незначительности». Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет и любой, кто когда-либо уви­дел такое, никогда этого не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.

Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками - туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат.

Однажды мимо нашего Облачка пролетали маленькие цвет­ные птички. Они очень понравились Облачку, и ему захоте­лось полетать с ними и посмотреть на закат поближе. Облачко решило поговорить с птичками.

Куда вы летите? - спросило оно.

Мы, птички, куда хотим - туда и летим,- сказала одна.

Да, да, - сказала другая.- Мы можем летать, куда нам хочется.

Возьмите меня с собой,- попросило Облачко.

Ха-ха-ха,- засмеялись птички,- да ты же не умеешь летать и у тебя это никогда не получится. Ты просто малень­кое глупое Облако, которое летит туда, куда дует ветер,- ска­зали птички и улетели.

Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти не с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое Обла­ко. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что малень­кие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и гово­рят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое Облако».

Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротив­ляться.

«Какая разница,- подумало Облако.- Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым Облаком».

Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.

Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, обла­ка, только мешаетесь нам - ветрам. За это я разобью тебя о скалу,- сказал Ветер.

Облачко пыталось справиться с порывом Ветра, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда , но Ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда ле­тать».

Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облако решило в последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.

«Неужели я его больше не увижу,- подумало Облачко и ис­пугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день.- Что же мне делать?.. Надо попробовать улететь от ветра».

В этот момент Ветер со всей силы кинул его в скалу. Облач­ко оттолкнулось и пыталось улететь, но Ветер схватил его и с силой швырнул опять. Облачко подумало: «Мне надо поста­раться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкну­лось и попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако, ра­зогнался и кинул его на скалу.

«У меня все получится. Я не сдамся»,- решило Облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытя­нуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секун­ду опять погнался за Облаком. Облако старалось лететь ско­рей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подума­ло: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от Ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в пре­красную птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Про­изошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.

Облачко думало: «Какое же это чудо. Я - птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу». Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розо­вый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Ка­кая красивая птица и как хорошо она летит».

Маленькое серое Облако превратилось в прекрасную розо­вую птицу, которую люди назвали Фламинго.

Вопросы для обсуждения

Из-за чего переживало Облачко?

Случалось ли когда-нибудь с тобой подобное?

Почему мечты Облачка не разбились о Скалу Желаний? Что

помогло ему справиться с Ветром?

59. Повесть о настоящем... цвете

Возраст: 9-16 лет.

Направленность: Депрессивные и суицидальные тенден­ции. Чувство неполноценности и «никомуненужности». Ключевая фраза: «Я никому не нужен»

Давным-давно в сказочной стране Акварелии жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пур­пурные дворцы своими остроконечными башнями разрезали золотое небо над бескрайними зелеными лугами. Сотканный древним художником-творцом, мир Акварелии жил размерен­ной жизнью, каждый день принося своим жителям радость.

Тюбики с красками целый день занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания. Это искусство было воз­ведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Ху­дожник-творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жите­лей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и самым красивым, а самое главное - нужным. «Я нужен, чтобы изобразить све­жие розы и развивающиеся флаги»,- говорил Красный. «Меня

выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодоро­дие земли»,- отвечал Зеленый. «Я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, а главное солнечную теплоту»,- встав­лял свое меткое слово Золотисто-желтый.

Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинства­ми. Бледно-голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестоких насмешек в самых отдаленных угол­ках Акварелии.


В учебном пособии раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющими отклонения в психологическом здоровье.

При этом дается определение понятия «психологическое здоровье», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции.

Лабиринт души. Терапевтические сказки

В книге представлены терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям от 3 до 15 лет. Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, — это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке.

Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Лесенка радости

Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В книге описываются принципы психопрофилактики и психокоррекции негативных отклонений в развитии личности дошкольников и младших школьников.

Выделены основные направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми. Дана их содержательная характеристика. Сформулирована организационная основа занятий.

Маленькие игры в большое счастье

Цель настоящей книги — привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и необходимости организации специальных мероприятий, направленных на его сохранение.

С этой позиции рассмотрено содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения, представлены организационная структура психологической поддержки дошкольников, содержание индивидуальной коррекционной работы с детьми и консультирования родителей, подробно описаны групповые развивающие занятия для тех возрастных групп.

Основы психологического консультирования

Основы психологического консультирования и психологической коррекции.

В пособии изложены теоретические и методические основы психологической поддержки людей разных возрастов.

Подробно рассмотрены содержание, функции, структура психологического здоровья как цели психологической поддержки. Описаны технологии психологической поддержки детей, подростков, людей среднего и пожилого возраста. Показана специфика психологической помощи в периоды основных кризисов взрослости («встречи со взрослостью», «середины жизни», «встречи со старостью»). Отдельно рассмотрены вопросы помощи человеку в трудных ситуациях. В пособие включены конкретные примеры из опыта работы автора.

Психология подростка

В книге «Психология подростка» анализируются и систематизируются основные проблемы, сопровождающие протекание кризиса взросления у современных российских подростков.

Описываются основные направления психологической поддержки подростков и взаимодействующих с ними взрослых — педагогов и родителей. Теоретические положения иллюстрируются выдержками из бесед с подростками и их родителями.

Психология развития. Молодость, зрелость, старость

В учебном пособии рассматривается специфика развития взрослых в перспективе жизненного пути, показаны типичные проблемы и проявления молодого, зрелого и пожилого возраста, проанализированы характерные черты возрастных периодов взрослости.

Показываются условия удовлетворенности человека своей жизнью, достижения счастья, взаимосвязь между образом жизни человека и его физическим здоровьем.

Школьная психологическая служба. Работа с педагогами

Издание посвящено одному из направлений деятельности школьной психологической службы — работе с педагогами, основную цель которой автор видит в сохранении психологического здоровья педагогов.

В книге описаны организационные основы психологической поддержки учителей, групповые методы работы с педагогическим коллективом, представлены сценарии тематических семинаров и тренингов и другие материалы, необходимые психологу для практической работы с педагогами.

Школьная психологическая служба. Работа с родителями

Книга входит в серию изданий, посвященных основам работы школьной психологической службы.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности школьных психологов. В книге изложены цели, задачи и общие принципы организации такой работы, описаны ее групповая и индивидуальная формы, проанализированы основные проблемы и барьеры. Кроме того, представлены сценарии тематических семинаров и другие материалы, необходимые психологу для практической работы с родителями.

Лабиринт души. Терапевтические сказки
(под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)
ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Теперь мы обращаемся непосредственно к вам , дорогие коллеги. Мы надеемся, что вы уже прочитали введение для родителей. Если нет,- настоятельно советуем вам сделать это, вернувшись назад.
Дело в том, что каждый психолог - в такой же степени родитель, как и все остальные, пускай хотя бы и в будущем. Одна из сложностей нашей профессии в том, что приходится совмещать две на самом деле различные роли - психолога и родителя (то есть «обычного», «нормального» человека). Это две совершенно разные жизненные позиции. Распространенная иллюзия говорит о том, что хороший родитель
- всегда психолог и наоборот. Но ведь достаточно ясно, что родитель - это «от бога», «от сердца»; воспитание собственных детей - это жизнь в самом глубоком и сокровенном понимании этого слова; это позиция максимальной «включенности» в процесс - любой «взгляд со стороны» будет отдавать фальшью и неискренностью. Психолог же - это профессия, работа, которой учатся; по определению, здесь присутствует позиция «снаружи» ситуации, т. к. «внутрь» мы только «путешествуем» чтобы узнать проблему. Можно обойтись и без долгих доказательств: психолог не «живет жизнь» со своим клиентом, родитель же делает именно это.
Итак, «разобравшись» со своим «внутренним родителем», можно «потешить» и «внутреннего психолога».
Эффективная работа со сказочными историями возможна и без всякой подготовки, здесь вы можете найти прекрасное приложение своей профессиональной интуиции. Однако часто возникает необходимость понять, что и как мы делаем. Анализ может принести сомнения, но это не означает его ненужности.
Сказочные истории, которые вы найдете в этой книге, имеют достаточно узкое и строгое определение - терапевтические метафоры. Этот термин возник и употребляется чаще всего в рамках
НЛП, но нам кажется, что его использование не связывает нас каким-то одним подходом и, следовательно, возможно провести его объективное рассмотрение.
Метафора - непростой термин по причине своей широкой распространенности и нечеткости употребления. Поэтому мы посчитали необходимым кратко изложить основные узловые элементы в теоретическом понимании метафоры, раскрывая специфику именно терапевтической метафоры.
Терапевтическая метафора - что это такое?
Метафора, в самых общих чертах, это перенесение свойств одного объекта на другой по принципу сходства или контраста. «Задача метафоры вскрыть смысл описываемого предмета». Что она успешно делает, характеризуя словом, принадлежащим к одному классу, слово из совершенно другого класса.
Общеизвестно, что метафора представляет собой определенный способ мышления , ведь «перенос значения с известного на неизвестное (описываемое) - один из способов усвоения новой информации».
Юбер и Мосс утверждали, что метафора выражает «ассоциацию по сходству». Наиболее распространенная точка зрения говорит о том, что метафора сравнивает одно с другим (два различных фрагмента действительности), взаимно обогащая их новыми смыслами.
С этим положением нельзя не согласиться. Однако метафора - не обычное сравнение. К.И.
Алексеев справедливо замечает, что основное отличие сравнения от метафоры заключается в том, что при сравнении сохраняется понятийная структура классификации. Если мы говорим: «Этот человек ведет себя как лиса», то мы не меняем принадлежности человека к классу людей, а лисы - к классу животных.
Просто мы утверждаем, что человек здесь обладает определенными характеристиками, присущими лисе,- сравниваем.
Когда мы, разгоряченно произносим: «Этот человек - лиса!», тогда для нас перестают быть важными классификационные отличия людей и животных. Мы строим новую классификацию, где данный человек и лиса стоят рядом. Мы создаем новый класс: «хитрые».
Здесь нельзя не упомянуть О.М. Фрейденберг, рассматривающую метафору как продукт распада семантически тождественного мифологического образа. В архаичном обществе, «качество» объекта (та же хитрость) мыслилось как его неотъемлемый «двойник». Сказать «человек как лиса» здесь значило про- вести тождество между человеком и лисой, то есть построить семантически тождественный мифологический образ.

В процессе разграничения субъекта и объекта «двойник» отделялся и получал возможность жить самостоятельной жизнью. Соответственно, мышление получило возможность различать отдельные качества и сравнивать объекты не целиком, а по отдельным параметрам (например, таким как «хитрость»).
Так появилась метафора - теперь человек и лиса могли быть объединены «хитростью», оставаясь при этом разными объектами. Однако метафору не стоит путать с понятиями, которые рождались на первый взгляд сходным образом. Основа метафоры - всегда образное, конкретное сходство. Логика понятия - от абстрактного к конкретному: понятие «хитрость» не может служить для обобщения лисы и человека как объектов разных классов. Понятие выразит это проще: «Этот человек - хитрый». Метафора же строит свою альтернативную классификацию. В том и заключается специфика метафоры, что о понятии, лежащем в ее основе, не говорится вслух. Это своего рода «разговор без слов», передача смысла без его открытого предъявления.
Законы организации метафоры лежат не в понятийной классификации, а в образном представлении мира. Метафора - это обобщение образов на основе пересечения их внешних характеристик. Причем характеристики эти могут быть как наблюдаемые (я знаком с хитрым человеком), так и культурные:
«лиса-хитрость, заяц-трусость». Поэтому то, что возникает на пересечении этих образов, «погибает» при попытке высказаться напрямую: образ принципиально не является понятием. Значит, передать можно только саму схему, путь этого образного обобщения , которое будет делать сам человек, услышав фразу:
«Этот человек - лиса!». Поэтому каждая метафора, в отличие от понятия, несет в себе неповторимый аромат индивидуальности и дает ощущение со-творчества автору.
Именно здесь лежит разгадка необычайной эффективности метафоры при работе с детьми. Детская картина мира представляет собой набор преимущественно образных и, следовательно, метафорических обобщений. Соответственно наиболее перспективным способом ее изменения будет предоставление ребенку новых образных обобщений - терапевтических метафор.
Надо подчеркнуть, что метафора - хрупкое «создание», разрушаемое при соприкосновении с понятиями. Следовательно, при создании терапевтической метафоры и при ее обсуждении следует быть очень осторожным. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не нарушить образную целостность, чтобы результат работы психолога не сводился к усвоению понятий: «драться - плохо», «бояться - не нужно» и пр. Понятие все равно не будет усвоено должным образом, но метафорический образ может потерять целостность, а значит и эффективность.
Следуя этому дискурсу, необходимо проводить различие между символом, метафорой и мифом.
Символ есть, скорее всего, порождение образного мира взрослых. Это как бы метафора «наоборот» - совмещение двух обобщений в некоем едином образе. Так розы как символ любви объединяют в образе букета цветов два понятия - «цветы-розы» и «любовь». Это обобщение служит «прочувствованию» понятий, привнесению образной «свежести» в мир абстракций.
Метафора же - это, напротив, обобщение образов, причем предельно эмпирическое, приземленное. Дети гораздо большие прагматики, чем мы, им нужны непосредственные «руководства к действию», облаченные в метафорические «одежды».
Так же кардинальные различия отделяют метафору от мифа.
В психологической литературе часто смешивают волшебные сказки, мифы и специально придуманные метафоры. Однако эти феномены являются порождением совершенно разных форм мышления. Миф- способ мышления образами, которые представляют собой систему изначальных тождеств. Мифологический образ несет функцию тождества; «система первобытной образности - это система восприятия мира в форме равенств и повторений».
Сказки же, кроме бытовых анекдотов,- продукт мифологического мышления , несмотря на изменения, дошедший до наших дней в структурной сохранности. Сказки родились из мифов.
Соответственно, задача сказки - не дать ребенку конкретное руководство к действию и не показать область пересечения нескольких образов, что делает метафора. Волшебная сказка предназначена для того, чтобы показать ребенку внутреннее тождество всего мира (и, тем самым, осмысленность, законченность) на том языке, который понятен ребенку. Показать то тождество, которое мы с взрослением теряем и нахо- дим только в вере во что-либо.
Волшебная сказка - это своего рода «абстракция для детей», говорящая «обо всем мире сразу».
Метафора принципиально сосредоточена на конкретных образах, отличающихся друг от друга, однако чем-то схожих. Если вернуться к практике, можно сказать, что необходимость в метафоре возникает только тогда, когда рушится «волшебное тождество». К несчастью или к счастью, в наше время это происходит очень и очень рано.
Итак, метафора есть по сути дела наиболее удобная форма для передачи детям терапевтических сообщений. Однако надо понимать, что это требует немалого искусства и от нас - терапевтические послания должны нести форму образов и не быть похожими на абстракции, «выдернутые из рецептурного справочника» способы справиться с проблемой.

Беседа о природе терапевтической метафоры будет неполным, если мы не поговорим о самой форме их предъявления. С точки зрения эриксонианского подхода, чтение метафор есть работа с трансовыми состояниями сознания. Транс здесь понимается как состояние, когда фокус внимания пре- дельно сужен и отрешен от обычного повседневного сознания. Это высоко мотивированное для обучения состояние.
Определение транса как «обучения, зависимого от состояния», безусловно, относится и к метафоре.
Распознавание и интерпретация метафор - внутренний индивидуальный процесс ; в отличие от понятий, они не подаются «в готовом» виде. Мы лишь предъявляем материал, на основе которого ребенок произведет образное обобщение - создаст метафору. Исключительная зависимость этого процесса от состояния - налицо. Значит особое внимание, вне зависимости от психологических концепций, на которых мы основываемся в нашей работе, следует уделять форме предъявления историй и созданию условий концентрации внимания и сосредоточения.
Терапевтическая метафора в индивидуальной работе
При проведении индивидуальных коррекционных и психотерапевтических занятий с ребенком использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы.
Во-первых, метафора является прекрасным средством установления контакта с ребенком. Тем самым она снимает напряжение с психолога, переживающего о том, «как начать». «Привет, сейчас я расскажу тебе интересную историю»,- такое знакомство сразу переводит ваше общение в плоскость сотрудничества с ребенком, уничтожая монолог, ведет к диалогу. Для ребенка, в свою очередь, вы сразу становитесь фигурой, которую он может легко «вставить» в свою картину мира - «тем, кто рассказывает сказки».
Во-вторых, метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики психологических трудностей ребенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисунка, выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки - все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка.
Однако здесь нельзя давать строгих методологических указаний по принципу рецептов.
Интерпретация должна быть сугубо индивидуальна. Так, повышенное внимание, например, к ситуации бегства из дома может говорить либо о реальном чувстве обиды на родителей, либо о ситуации гиперопеки (когда ребенок сам выдумывает мотивы для «разрыва»). Значит, использование историй дает скорее материал для анализа и очерчивает рамки основных направлений исследования. Вам становится интересно, любопытно, что вызвало такую реакцию ребенка,- теперь вам уже не нужно задумываться о том, что же делать дальше.
В-третьих, метафора может являться основой для дальнейшего построения вашей психотерапевтической работы. Она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний , требующих непосредственной психотерапевтической проработки. Чаще всего с детьми используется работа с рисунками. В таком случае рисунок воспринимается как проекция сознания ребенка и, значит, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.
Такая работа требует специальных навыков, мы лишь можем обратить внимание на подробнейшее изложение стадий психотерапевтического процесса с продуктами творчества ребенка, приведенное В.
Оклендер (9, с. 63-66).
В-четвертых, метафора имеет собственную ценность. С одной стороны, это предоставление ребенку различных вариантов преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. Задача психолога здесь - помочь ребенку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения в его жизни.
С другой стороны, длительная работа со сказками приводит к формированию у ребенка «механизма самопомощи».
Дело в том, что систематическое предъявление детям метафор, даже не всегда соответствующих реальным проблемам ребенка, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации
необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он сознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся, и «ты наверняка победишь трудности».
Групповая работа с использованием терапевтических метафор
Полностью все возможности терапевтической метафоры раскрываются на групповых занятиях с детьми. Здесь не имеет большого значения форма ваших занятий - тренинг, развитие внимания или урок английского. Метафора органично «вписывается» в контекст любой вербальной деятельности человека.
Организация работы здесь предельно проста и строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация», уже описанной нами, когда мы обращались к родителям.

И, безусловно, каждый этап только выиграет от подробного обсуждения с детьми сюжета сказки, тем рисунков и их чувств, вызванных разыгрыванием истории.
Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возможности рассказать о своем рисунке, выразить отношение или принять участие в игре. Если вы ставите сказку - имейте в виду, что каждый желающий должен получить возможность побыть ее главным героем.
Наибольшую сложность всегда вызывает именно драматизация, поэтому мы остановимся на ней подробнее.
Занимаясь с детсадовской группой, ведущий назначает главного героя, а тот в свою очередь сам выбирает остальных. Оставшиеся дети - зрители, однако необходимо по возможности привлекать и их
- в качестве «массовки» (звери в лесу и т. п.). После распределения ролей, дети размещаются в «ска- зочном пространстве» (например в домике из стульев) и ведущий начинает читать текст, одновременно давая инструкции детям , что им нужно делать. Вся прямая речь должна быть четко проговорена каждым героем (повторена за вами). По возможности герой должен озвучивать свои мысли: «зайчик обиделся на свою маму» - ребенок с обиженным лицом говорит «я обиделся на маму, мне обидно».
Ключевые фразы обязательно акцентируются четкостью и громкостью проговаривания, а также повторениями. Необходимо приветствовать любые детские импровизации, мягко направляя их развитие в основное русло повествования.
Особое внимание необходимо уделить окончанию. Оно должно быть торжественно по форме и эмоционально по содержанию и обязательно включать в себя «залог» на будущее: «с этого дня.., теперь зайчик стал...».
Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе.
Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, Андрей (6 лет) после прочтения сказки о «зайчике, который обиделся на свою маму» высказался так: «И со мной, похожее было,- я
разбросал вещи, мама меня поругала, а я обиделся».
Важно, чтобы ведущий в этой ситуации еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.
С младшими школьниками разыгрывание сказки может проходить более «вольно». После того как дети освоятся с подобной деятельностью, можно начинать организовывать самостоятельные постановки, в которых роль режиссера выполняет один из детей. Дети 3-4 классов могут читать текст на память, сверяясь с полученным от вас материалом. Ваша роль здесь - либо «супервизора», стороннего наблюдателя, либо равноправного участника, играющего вместе с детьми, что, конечно же, более эффективно.
Также здесь могут начаться сложные импровизации либо развивающие сюжет сказки, либо
«уводящие» в сторону. Причем последние могут дать вам очень интересную информацию, являющуюся поводом для размышления о причинах такого «ухода» и их исследования. Все интересующие вас вопросы можно и нужно обсуждать в процессе групповой работы - часто это может превзойти эффект, полученный непосредственно от метафор , от их сюжета.
Часто уже в процессе обсуждения дети делают достаточно серьезные выводы. Так, после работы со сказкой «Облачко» мальчик Стас (10 лет) сказал, что некрасивый неуклюжий человек может быть красивым душой, добрым и приносить больше помощи людям, чем красивый. Галя (9 лет) заметила, что, если к некрасивому человеку относиться с теплом и с любовью, он станет намного красивее.
Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни. «Как тот ежик» - через полгода после чтения сказки говорили дети о ребенке, который привлекал к себе внимание деструктивными выходками.
Если же вы собираетесь использовать метафоры в работе с подростками, то здесь ситуация одновременно и сложней и проще. Проще - потому, что у них больше возможностей самостоятельной работы. Сложней - потому, что подростков не так-то просто подвести к необходимости участия в такой работе. Здесь уже трудно давать конкретные советы. Можно лишь подчеркнуть, что результат вашей работы будет находиться в прямой зависимости от вашего отношения к детям. Основа для общения с подростками - это естественность, искренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Отнюдь не нужно под них подстраиваться - необходимо просто быть самим собой.
Хухлаев О.Е.


Лабиринт души (сказка девочки Тани Шмидт)
Введение для Родителей
Зачем нужны сказочные истории?
Немного о содержании
Как использовать сказочные истории?
Введение для Психологов
Терапевтическая метафора - что это такое?
Терапевтическая метафора в индивидуальной
работе
Групповая работа с использованием
терапевтических метафор
Литература
Дошкольники
1. Как Кенгуреныш стал самостоятельным
2. Сказка о подсолнечном семечке
3. Белочка-Припевочка
4. Случай в лесу
5. Сказка о Вороненке
6. Сказка про ежика Витю
7. Маленький гном
8. Сказка о песике по имени Тобик
9. Роза и ромашка
10. Цветок по имени Незабудка....
11. Маленький медвежонок
12. Сказка про Енота
13. Помидор Сашка
14. Сказка о Зайчике, который обиделся на свою
маму
15. Сказка о глупенькой маме (продолжение сказки
о Зайчике, который обиделся на свою маму)
16. Гномик
17. Рассказ про семью карандашиков
18. Маленький Котенок
19. Сказка о маленьком Тигренке
20. "Серое ухо"
21. Смелый Гномик
22. Медвежонок и Баба Яга
23. Мышонок и темнота
24. Белочка Нуся
25. Слоненок, который боялся темноты
26. Приключения медвежонка
27. Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него
обращали внимание
Младшие школьники
28. Фея Равнодушие и Страна Надежды
29. Кенгуренок Вася
30. Цветик-семицветик
31. Медвежонок и Старый Гриб
32. Котенок Маша
33. Шустрик и Обжорик
34. Сказка о простой царевне Любе, которой не
хотелось учиться
35. Кораблик
36. Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?
37. Сказка о двух братьях и сильной воле
38. Сказка о непоседливой Обезьянке
39. Петя-Петушок
40. Один обычный год, или Чрезвычайное
проишествие
41. Мальчик и Светлячок
42. Девочка Надя и Баба Яга
43. Сказка о Ежонке
44. Рыцарь и Темнота
45. Мальчик Сережа
46. Тип и Топ
47. Сказка про маленькое Облачко
48. Маленькое Привидение
49. Маленький Котенок
50. Часы
51. Хвостатик
52. Гусеница-крапивница
53. Нужная вещь
54. Скрипочка
55. Костерчик
56. Ловкая Лапка
57. На маленькой полянке
Подростки
58. Фламинго, или Скала Желаний
59. Повесть о настоящем... цвете
60. Щечка
61. Светлячок
62. Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об
огромном синем Море
63. Байка про Егора-мухомора, девочку Машу,
Серого Волка, лосей и мимолетную Бабушку
64. Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил
65. Сказка о Дрюпе Дрюпкине
66. История о славном Учмаге, учителе его Магуче
и бедном, но вылеченном Аэроплане
67. Бурин, или Когда ребенок становится
взрослым?
68. День испытаний
69. Детская Демократическая Республика
Приложение
Сказки для взрослых
Жила-была Девочка
Мамин подарок
Вместо заключения, или Как родилась эта книга
Указатель направленности сказочных историй (по
номерам)
Указатель "ключевых фраз"

Здравствуйте! Чем отличается от 1784242?

Опубликуйте, пожалуйста, содержание. Оно не повторяется с 2211478(Волшебные капельки счастья)?

Здравствуйте! Содержание всех трех книг добавлены на страницы товаров.

Спасибо! Сравнила содержание с 2211478 "Волшебные капельки счастья". Повторяются 10 сказок (29, 36, 41, 45, 46, 48, 53, 54, 55, 56) из раздела Младшие школьники, сказок из разделов Дошкольники и Подростки нет.

Когда ожидается поступление?

Не ожидаем книгу в наличии в ближайшее время.

Некоторое время назад психолог нам порекомендовала обратить внимание на терапевтические сказки, направленные на решение определенных психологических проблем у ребенка. В сети, в свободном доступе выложено достаточно много произведений, но мне захотелось купить именно бумажную книгу. За сим пошла на "Лабиринт".

Цена книги "Лабиринт души. Терапевтические сказки" - 511 руб. Со скидкой обошлась за 427 руб.

Место покупки - ИМ "Лабиринт" .

Почему я решила приобрести именно ее? Подкупило большое количество сказок и широкий спектр проблем детского и подросткового возраста, охваченный в историях. Плюс положительные отзывы на сайте интернет-магазина.

Хухлаева Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Хухлаев Олег Евгеньевич- кандидат психологических наук, профессор кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» Московского государственного психолого-педагогического университета.

А я-то думаю, что ж за язык повествования такой в некоторых историях?! Сразу можно понять, где сочинял студент отличник, а где троечник.))

Оформление

У нас 14 -е издание, из 175 страниц, бумага и печать офсетные. Страницы тонкие, просвечиваются. Книга формата А5 в твердой обложке. Картинок нет.



Стоит отметить, что с данной книгой очень удобно работать, так как в ней есть указатели направленности сказочных историй и ключевых фраз. Например: "Я плохой, у меня ничего не выйдет!", "Мама и папа больше меня не любят" .


Кроме того, присутствует разделение по возрасту слушателей. Таким образом, есть возможность подобрать сказку для конкретного ребенка.

В начале книги размещены обращения к родителям и психологам. В первом случае даны неплохие рекомендации, как работать с изданием. Во втором (к ак по мне, бестолковом) какое-то затяжное объяснение понятие "метафора".

Далее следуют 27 историй для дошкольников, 30 для школьников и 12 для подростков. В заключении две сказки для взрослых: описательная о любви; и депрессивная о силе детских переживаний. Первая хорошо бы зашла "тургеневским девушкам!. А вторая оставляет неприятный осадок и ощущение недосказанности.

По окончании каждой детской сказки приводятся вопросы для беседы с ребенком. В этом несомненный плюс издания.


Все сказки написаны предельно простым языком. Встречаются, как очень увлекательные красивые повествования, так и простенькие, с "коряво" составленными предложениями. Не мало ошибок и опечаток.

Большая часть произведений - это просто жизненные истории, где в роли главных персонажей вместо обычных мальчиков и девочек выступают животные. Но иногда попадаются и более "волшебные" сказки. Их и слушать интересней.

Откровенно говоря, многие сказки не нашли отклика у детей. Их внимание было явно поглощено другими вещами.

Как мы работаем с книгой терапевтических сказок "Лабиринт души".

Столкнувшись с тем, что в книге есть ошибки, обычно перед прочтением сказки детям, я просматриваю ее сама и решаю, стоит ли произведение внимания или нет. Иногда исправляю некоторые предложения.

Сказки, придуманные дошкольниками, как мне кажется, можно использовать в качестве отправной точки для развития собственной фантазии малыша.

Возрастное деление слушателей довольно-таки условное. Например, мой восьмилетний сын очень увлекся историей об индейце, помещенной в разделе для подростков. Она действительно здорово написана!

Заметила, что старший сын проявляет больший интерес к терапевтическим сказкам, чем младший, трехлетний. Возможно это связано с тем, что у младшего нет серьезных проблем. Хотя ему очень понравилась история о слоненке, который боялся темноты. Несколько раз просил ее перечитывать. И про Белочку-Припевочку. Видимо, его все-таки беспокоит собственная несамостоятельность.

Иногда прочитанная история заставляет ребёнка задуматься, и он сам изъявляет желание поговорить о проблемной ситуации. Думаю, что это хороший знак. Наше общение и обсуждение сказок благотворно влияет на поведение старшего сына.

Некоторые истории довольно примитивны, имеют незатейливый сюжет и явно озвучивают проблему. Такие я не читаю, а беру их за основу для собственных сочинений, наполняя подробностями и сдабривая приключениями героев.

На мой взгляд, во многих произведениях для дошкольников не хватает описательной части. Рассказывая ребёнку сказку, я обычно стараюсь сделать акцент на каких-то деталях, описать окружающую обстановку, будь то лес или африканская саванна. Хочется, чтобы ребенок живо представил себе окружающий мир героев, погрузился в сказочную атмосферу. Как мне кажется, этот момент особенно актуален, учитывая, что в книге нет иллюстраций. Но это лично мои причуды.))

С другой стороны, в чём проблема? Нет -- нарисуем! Ведь это один из приёмов работы в сказкотерапии. Поскольку младший ребенок у меня пока не рисует, мы с ним обычно садимся и начинаем обсуждать, какой момент ему больше всего запомнился из услышанного, какой рисунок он бы хотел нарисовать? Так рождаются иллюстрации.


Сказкотерапия. Метод драматизации

Я считаю, что книга терапевтических сказок "Лабиринт души" станет хорошей отправной точкой для думающих и любящих родителей. Поэтому рекомендую!

Снижаю балл из-за ошибок и некоторых откровенно слабых историй.

О методе сказкотерапии я слышала давно, но как-то не придавала ему особого значения, а зря. Поведение и желания сына постоянно ук азывали на то, что нельзя пренебрегать данным методом в психологической коррекции. Каждый вечер, укладываясь спать, сын просил рассказать ему сказку. Причем именно свою. Он сам выбирал персонажей (например, "сегодня расскажи мне про енотов"), а я начинала выдумывать различные сюжеты. Вот тут бы мне очень пригодилась книга терапевтических сказок под редакцией Хухлаевых. Но ничего, лучше поздно, чем никогда!