Валентин катасонов август. "Трамп объявил России экономическую войну. А российское руководство к ней даже не готовится". Развязка «фреоновой войны»

Сегодня Центробанк с завидной оперативностью объявил об отзыве лицензии у банка «Югра» из российского Топ-30. Это стало ответом на демарши строптивых акционеров банка, которые на предыдущие решения ЦБ заявляли протесты и выдвигали судебные иски. Фактически на их стороне выступила генпрокуратура, но и ей не удалось повлиять на Эльвиру Набиуллину. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что дыра в банке составляет не менее 100 млрд рублей, а его владелец Алексей Хотин может покинуть Россию.

Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, российский экономист и руководитель «Русского экономического общества им. Шарапова»:

Если внимательно читать закон о прокуратуре, там говорится, что любое ее решение должно безукоризненно исполняться. В данном случае я вижу вопиющее нарушение этого закона со стороны ЦБ. Этот вопрос уходит далеко за рамки банковской системы. Вопрос заключается в том, что ЦБ создал крайне неприятный прецедент - оказывается, можно не исполнять решение прокуратуры. Я не юрист, но специально звонил своим коллегам, докторам юридических наук, мы с ними достаточно обстоятельно обсуждали эту тему, они со вздохом сказали: «Что вы хотите? Беспредел! Жизнь по понятиям!» Такая вот у нас картинка.

Лучше бы пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не делал заявления о том, что история с банком «Югра» - не компетенция Кремля, а вопрос денежно-кредитной политики. Но, извините, это не так. Если игнорируется решение прокуратуры, то это уже вопрос государственной безопасности. Это уже чуть ли не открытая попытка подрыва основ нашей государственности. Необходимо вообще открывать дело против Набиуллиной. Потому что она много раз нарушала закон, она нарушила в данном случае закон о прокуратуре. Меня, если честно, удивляет, что госпожа Набиуллина принимает решение о судьбе банков, миллионов вкладчиков, тысяч корпоративных клиентов, а сама является нарушителем российского законодательства. Как мы можем вообще комментировать ее решение, если она должна нести ответственность за свои действия по закону.

Где-то год назад ЦБ неожиданно принял решение о том, что в российской банковской системе появятся 10 непотопляемых, «бессменных», так называемых системообразующих банков. После этого решения, которое не было зафиксировано ни в каком законе - а это очень серьезное нарушение - клиенты стали перебегать из всех остальных банков в эту «десятку». В частности, финансовое положение ВТБ в начале прошлого года было очень неважным, а сейчас оно вполне нормально. Думаю, тут многие банки могут много интересного рассказать. Конечно, они боятся регулятора из-за того, что они могут поплатиться за свои откровения, но атмосфера в российской банковской системе зловещая. Никто никому не доверяет, все боятся ЦБ, а тот постоянно нарушает Конституцию, закон о ЦБ и другие законы.

популярный интернет

Очередной скандал разгорелся на финансовом рынке. Управляющая компания «Альфа-Капитал», которая является частью консорциума «Альфа-Групп», через клиентскую рассылку предупредила о проблемах банка «Открытие», Бинбанка, МКБ и Промсвязьбанка. При этом в компании сообщили, что ситуация вокруг этих кредитных организаций «может быть окончательно решена уже этой осенью». Фактически это означает, что началась игра на уничтожение среди так называемых своих ребят Центробанка.

Председатель наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп» Михаил Фридман привычно держит щёки на ширине плеч. Вот и сегодня, надев улыбку, миллионер решил откреститься от громких новостей. Мол, моя хата с краю, а клиентская рассылка — так это неопытный менеджер виноват, который неосторожно высказал своё частное мнение — разберёмся, примем меры. Между тем ударная волна от взрыва прокатилась по всему финансовому рынку.

«Ну, конечно, это борьба за рынок. Недобросовестная борьба за рынок. Что ещё это может быть? Толька такая борьба за рынок тебе никогда пользы не принесёт. Она ударяет в первую очередь по тебе самому. Если ты вынужден прибегать к таким мерам, то у клиентов возникает вопрос — может, у тебя есть какие-то проблемы, раз ты опускаешься до такого уровня борьбы за клиента?» — прокомментировал ситуацию глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян .

О финансах на рынке если и говорят, то шёпотом и лишь в кругу верных рыцарей круглого стола. Вот и о том, что не сегодня так завтра падёт череда крупных банков, упоминали эксперты различного толка. Как правило, в кулуарах крупных форумов. И вот впервые информация вышла в публичное поле. Людям, близким к ЦБ, остаётся гасить напряжённость едкими фразами.

«Это просто какая-то тема на грани порнографического фильма, — отметил экс-зампред Центробанка Константин Корищенко . — Просто товарищ, не подумавши, написал, а вокруг этого сейчас разовьют историю вплоть до законопроекта».

Товарища, которым оказался рядовой менеджер «Альфа-Капитала» Сергей Гаврилов , кстати, вызвали на серьёзный разговор в Центробанк. Впрочем, ЦБ ли дивиться нервозности на рынке? Именно волюнтаризм госпожи председателя с небезызвестной фамилией Набиуллина привёл к тому, что надёжность всей банковской системы поставлена под сомнение.

«Более года назад Центральный банк определил список непотопляемых 10 банков. В этом списке присутствуют и «Альфа-Банк», и Сбербанк, и ВТБ 24. Удивительно, но в том списке, который разослал «Альфа-Капитал», есть банк «Открытие», который входил в десятку непотопляемых, — прокомментировал ситуацию руководитель Русского Экономического Общества имени С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов . — А я не исключаю, что возможна и ответная реакция от банка «Открытие», который может разослать такие же списки, и на первое место поставить «Альфа-Банк». Вы знаете, это похоже на какую-то спецоперацию по созданию хаоса, может быть, даже неуправляемого хаоса».

Игра на уничтожение началась. Последствия неуправляемого хаоса в банковской сфере России можно только предполагать. Часть клиентов четвёрки шатких банков (по мнению аналитиков «Альфа-Капитала») решили от греха подальше забрать свои вклады. Однако куда теперь нести деньги — вопрос открытый.

Как говорится, пока бояре дерутся, у холопов чубы трещат.

популярный интернет

Еще по теме

Российские банки стали предлагать своим клиентам из держателей депозитов становиться инвесторами и участниками игры на...далее

Дональд Трамп подписал законопроект о санкциях в отношении России, а также Ирана и Северной Кореи. То, что этим самым России объявлена экономическая война, у нас признают даже на высшем уровне. Например, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что приняв санкции, Вашингтон объявил Москве "полноценную торговую войну". Только вот наша страна к этому противостоянию и не думает готовиться, считает доктор экономических наук Валентин Катасонов .

Вопрос : Итак, решение Трампа, которое заранее бурно обсуждали, уже принято. Чем оно грозит нам?

Валентин Катасонов :Да, 2 августа 2017 года Дональд Трамп подписал закон, формально называемый Законом об экономических санкциях. Это первая ласточка, поскольку вопрос не только в экономике, и даже в первую очередь не об экономике.

Вопрос : С вашей точки зрения, документ выходит широко за рамки своего названия?

Валентин Катасонов :Надо трезво и честно оценить сегодняшнее состояние. Россия в этом законе, по сути, названа врагом. Стало быть, в этом документе закладывается серия и других нормативных актов, решений, проектов и акций в отношении нашей страны.

Вопрос : В чем это может выражаться конкретно?

Валентин Катасонов : Не хотел бы быть пророком, но скажу, что 2 августа - дата начала второго раунда холодной войны. Первый раунд начался с речи Черчилля в Фултоне в 1946 году, холодная война с того времени и продолжалась до развала Советского Союза. То есть холодная война шла 45 лет.

Вопрос : Есть ли у руководства России понимание всей серьезности ситуации?

Валентин Катасонов : Я впервые за долгое время согласен с Дмитрием Медведевым. Отрадно, что он дал адекватную оценку нынешней ситуации. Премьер написал, что экономические санкции США - это надолго и всерьез, и будут сохраняться десятилетиями. Я бы только добавил, что речь идет об экономической войне, то есть о более широком понятии, чем санкции. Это не игра в пинг-понг, вопрос не сводится к санкциям и контрсанкциям.

Но увы, пресс-секретарь президента Песков сделал заявление, суть которого в том, что приняты превентивные меры на санкции, и они заключаются в том, что решено выслать дипломатов.

Вопрос : Вы считаете, что этого недостаточно?

Валентин Катасонов : Нельзя все сводить к зеркальным акциям! В холодной и экономической войне должен быть совершенно другой подход. Тем более, что холодная война может перейти и в горячую фазу.

Вопрос : А что бы вы посоветовали руководству нашей страны?

Валентин Катасонов : Всю палитру необходимых мер я бы не стал сейчас описывать, но экономику надо перестроить на мобилизационные рельсы. К сожалению, на этот счет я никаких шагов от властей пока не увидел. Если объявили холодную войну, то на такое объявление надо реагировать быстро. А то, что делается, это театр, спектакль какой-то!

Вопрос : Хорошо, весь пакет мер мы не будем обсуждать, но что нужно сделать в первую очередь?

Валентин Катасонов : Следует принять решение об изменении статуса Центробанка, введение контроля на трансграничное движение капитала, разработать план экономической мобилизации и так далее.

Вопрос : Если вернуться к экономическим санкциям, то насколько они опасны?

Валентин Катасонов : Это зависит от нас. Если мы ляжем на спину, и нас станут топтать, то санкции - это страшно, а мы пока лежим на спине. Если встанем в позицию для кулачного боя, так все будет по-другому.

Подпишитесь на нас

На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев написал на своей странице в Facebook, что новые санкции США в отношении РФ носят «всеобъемлющий характер» и будут сохраняться десятилетиями, причём они будут «жёстче закона Джексона – Вэника».

Решение, принятое в Вашингтоне, правильнее назвать не ужесточением санкционного режима в отношении Москвы, а объявлением ей полномасштабной экономической войны. Даже более того: в новом американском законе Россия названа «врагом», поэтому удары по ней будут планироваться по всем направлениям. 2 августа 2017 года (дата подписания закона президентом Трампом) может считаться началом нового раунда холодной войны; предыдущий её раунд длился 45 лет – с 1946 по 1991 г.

Возникшая ситуация резко актуализирует изучение опыта противодействия СССР, как и других стран, экономическим санкциям Запада. С моей точки зрения, в повестку дня встаёт радикальная перестройка управления экономикой, перевод страны на рельсы мобилизационной экономики. В сложившихся условиях сохранение либеральной экономики грозит стать путём к поражению.

Тема перестройки экономики очень обширна, в этой статье остановлюсь лишь на одном её аспекте – международных резервах Российской Федерации (приводимые данные взяты из официальной статистики Банка России, Минфина РФ, МВФ, Всемирного совета по золоту, а также книги: В.Ю. Катасонов. Золото в экономике и политике России. – М.: Анкил, 2009).

По состоянию на 1 июля 2017 года международные резервы РФ составили 412,24 млрд. долл.; в том числе валютные резервы – 343,47 млрд. долл. (все международные резервы за вычетом монетарного золота). Несмотря на экономические санкции, принятые Западом ранее, курс на наращивание международных резервов сохранялся; только за первую половину текущего года международные резервы России увеличились на 21,65 млрд. долл.

Какую линию поведения следует выбрать в сложившейся ситуации?

Прежде всего, следует исходить из того, что значительная часть международных резервов РФ находится под жёстким контролем со стороны США и их ближайших союзников. Основная часть приходится на иностранные ценные бумаги, преимущественно облигации казначейства США, а также казначейств других западных стран. По состоянию на 1 июля 2017 года резервы в ценных бумагах составили 254,77 млрд. долл. Другая крупная составляющая резервов – наличная валюта и остатки на счетах зарубежных банков и международных финансовых организаций – 77,64 млрд. долл. На обе составляющие приходится 96,5% международных валютных резервов и 80,3% всех международных резервов России.

Если кто-то полагает, что облигации и другие долговые инструменты, составляющие международные резервы, хранятся в бумажном виде в подвалах Центробанка России и до них рука Вашингтона не дотянется, то это не так: они размещаются в электронном виде в специальных депозитариях. Доступ к бумагам осуществляется с помощью двух ключей – один находится у владельца бумаг (Банка России), другой – у владельца депозитария (хранилища). Об этих владельцах мы мало что знаем, но все они в конечном счете контролируются Вашингтоном. Есть сведения, что один из депозитариев, которым пользуется Банк России, находится в Бельгии.

Ещё более трудная ситуация с теми российскими резервами, которые размещаются на счетах в иностранных банках. Они тем более контролируются Вашингтоном (механизм такого контроля – предмет отдельной статьи).

Первое, что следует пытаться сделать, – вывести российские резервы из-под возможного удара Вашингтона. Вопрос «куда» и «как» очень непростой. Должен честно сказать, что это надо было делать вчера. Сегодня – крайне сложно. Надо быть готовыми к серьёзным потерям. Итак, вывести куда? Я бы даже сказал не «куда», а «во что».

Выводить надо в золото – наиболее защищённый от санкций актив (если, конечно, не хранить его на территории США, как это делают десятки стран). Ещё в ХХ веке большая часть международных резервов большинства стран мира состояла из жёлтого металла, сохранялся золотой стандарт, золото было основой денежного обращения. Сегодня золото нужно как чрезвычайные деньги – на случай войны, краха резервных валют, в случае введения блокад и санкций и т.п. Это уже золото как стратегический резерв.

Конечно, в этом отношении вне конкуренции Соединённые Штаты. Согласно данным американского казначейства, официальный запас монетарного золота США на протяжении нескольких десятилетий держится около планки 8100 тонн. Если пересчитать это золото в доллары по рыночным ценам, то получается, что на жёлтый металл приходилось от 95 до 99 процентов международных резервов США.

В странах еврозоны также высок удельный вес золота в международных резервах, в последние годы он составлял в среднем около 50%. У таких стран, как Германия, Франция, Италия и Голландия, этот показатель находится на уровне 2/3. Если они и не накапливают монетарное золото в своих резервах, то по крайней мере его не транжирят, придерживая на уровне, который существовал в 70-е годы ХХ века.

А вот развивающимся странам МВФ настоятельно рекомендовал и рекомендует накапливать бумажные доллары США, евро, фунты стерлингов, иены и т.д. Например, у Саудовской Аравии доля золота в международных резервах равна всего 2,6%, у Катара – 3,1%, у Кувейта – 8,8%, у ОАЭ – 0,3%. Другой пример: в странах БРИКС доля золота в международных резервах на начало 2017 года составляла (%): Китай – 2,4; Индия – 6,0; Бразилия – 0,6; ЮАР – 10,9. Очень скромные показатели на фоне большинства развитых стран. При этом ЮАР долгое время была первой в списке золотодобывающих стран. Правда, что касается Китая, то он, судя по всему, сильно занижает данные о своих золотых резервах (на сегодняшний день они, согласно официальной китайской статистике, равны 1.842,6 т); реально этих резервов, по моей оценке, больше как минимум в три раза. Однако даже в этом случае доля золота в международных резервах Китая остаётся скромной. Впрочем, золотой статистикой манипулирует не только Китай, но и многие другие страны. Один из популярных методов – распределение золотого запаса на две части – монетарное золото и немонетарное золото (первый вид металла – стандартные слитки определённого веса, определённой пробы с соответствующими клеймами; перевести золото из одной категории в другую технически несложно).

Теперь о России. Она долго следовала курсом, который ей рекомендовал Вашингтон (через советников МВФ) и накапливала в международных резервах зелёную бумагу (доллары США), сохраняя долю золота на крайне низком уровне. В физическом выражении золотой резерв России в отдельные годы был следующим (тонн; на начало года): 1993 г. – 267,3; 1995 г. – 261,8; 2000 г. – 414,5; 2008 г. – 466,2. В последние десять лет обозначился достаточно быстрый рост официальных золотых резервов Российской Федерации (тонн; на начало года): 2010 г. – 649; 2012 г. – 883; 2014 г. – 1035; 2015 г. – 1208; 2016 г. – 1415; 2017 г. – 1615. На 1 июля 2017 года резервы достигли 1717 тонн. На сегодняшний день Россия занимает уже седьмое место в мире по золотым резервам (после США, Германии, МВФ, Италии, Франции и Китая).

В 1993 году удельный вес золота в международных резервах России составлял 56,9%. Вот данные за последующие годы (%): 1995 г. – 38,8; 2000 г. – 32,1; 2005 г. – 3,0; 2008 г. – 2,5. Как видим, бумажные валюты неуклонно вытесняли жёлтый металл из международных резервов России. Затем тенденция изменилась, доля золота стала увеличиваться. Вот данные по годам (%; на начало года): 2009 г. – 3,4; 2010 г. – 5,2; 2011 г. – 7,5; 2012 г.- 9,0; 2013 г. – 9,5; 2014 г. – 7,9; 2015 г. – 12,0; 2016 г. – 13,2; 2017 г. – 15,9. На сегодняшний день по показателю доли золота в международных резервах Россия сопоставима с Испанией (17,6%) и Турцией (17,0%) и даже обошла Великобританию (8,4%).

Отрадно, что сегодня большая часть добычи драгоценного металла уже не вывозится за пределы страны, а идет на формирование золотых резервов. Например, прирост золотых резервов за 2016 год составил 200 тонн, по отношению к добыче за тот же год (288,5 тонн) это почти 70%. А ведь были годы, когда в золотой резерв не поступало ни одной унции добытого металла.

Вместе с тем в условиях осложнившейся геополитической ситуации достигнутые Россией успехи в накоплении золотых резервов недостаточны. Вспомним, что накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе был накоплен гигантский запас золота. Данные о нём до сих пор не рассекречены. Согласно экспертным оценкам, он был не менее 2 тысяч тонн – притом, что на протяжении более десятилетия до этого страна проводила индустриализацию и осуществляла на мировом рынке гигантские закупки машин и оборудования для строящихся заводов и фабрик (всего за период с конца 1929 года до начала войны было построено 9600 предприятий). В послевоенные годы (рассекреченные данные) максимальная величина золотого резерва СССР была достигнута к 1953 году – 2050 тонн.

Что нужно для дальнейшего наращивания золотого стратегического резерва России?

Во-первых, все 100 процентов внутренней добычи золота следует направлять на пополнение резервов. Китай, где годовая добыча находится на уровне 400 тонн, судя по косвенным данным, именно так и поступает. Потребности в золоте для производственных и технических нужд могут быть обеспечены ломом драгоценных металлов.

Во-вторых, необходимо максимально конвертировать валютную составляющую российских международных резервов в драгоценный металл за счёт закупок золота на международном рынке. Китай и тут может служить примером. По некоторым данным, только через Гонконг он импортирует около 700 тонн металла в год (правда, конечные покупатели импортного металла неизвестны). СССР также присутствовал на мировом рынке золота – и как продавец, и как покупатель. Советский заграничный банк «Восход Хандельсбанк», зарегистрированный в 1966 году в Цюрихе, активно скупал золото в 70-е годы, когда произошла отмена золотого стандарта и на мировом рынке сложилась благоприятная ситуация для покупателей этого металла.

В-третьих, необходимо изменить институциональную структуру золотого резерва России. Этот резерв в настоящее время принадлежит двум институтам денежной власти – Центробанку и Минфину. Официальных данных о распределении запаса между ними нет, но вот мои оценки доли Минфина России (Государственного фонда драгоценных металлов) в официальных золотых резервах России в отдельные годы (%): 1993 г. — 59,0; 2006 г. – 11,1; 2008 г. – 10,9; 2013 г. – 2,6; 2014 г. – 2,3. Правда, в Государственном фонде имеется запас немонетарного золота, не учитываемого в официальных резервах, но и при этом доля Минфина все равно оказывается меньше 10%. Целесообразность сохранения львиной доли золотого резерва России на балансе Банка России сомнительна. Если наличие значительной части валютных резервов России на балансе Центробанка обосновывается необходимостью проведения валютных интервенций (для стабилизации курса рубля), то золото в качестве инструмента интервенций использоваться не может. А если мы соглашаемся с тем, что золото сейчас начинает выступать в качестве стратегического резерва, то оно на все 100 процентов должно находиться на балансе Минфина России. Решения о его использовании должно приниматься исполнительной и законодательной властями государства. В советское время вопрос о распределении золотого резерва между Минфином СССР и Государственным банком СССР не был принципиальным, поскольку Госбанк входил в состав правительства, к тому же одно время фактически был подразделением Минфина.

И последнее. Если золото – стратегический резерв, информация о его запасах должна быть засекречена. Эта аксиома, особенно во время ведения войны. Тут также есть чему поучиться у собственного прошлого: в СССР информация о международных резервах имела гриф «совершенно секретно»; часть этой информации не рассекречена до сих пор. Так же и в КНР: часть валютных и золотых резервов Китая не находят отражения в официальной статистике.

Здесь я затронул лишь один из аспектов острейшего вопроса о том, как России реагировать на объявление ей Соединёнными Штатами экономической и холодной войны. В дальнейшем рассчитываю рассмотреть и другие жизненно важные аспекты.