Восприятие себя: Я концепция и самооценка. Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира Позитивное восприятие себя

«Успешный человек – не тот, у кого самое лучшее, а тот, кто умеет извлекать всё самое лучшее из всего, что даёт жизнь». (Автор не известен).

«Одного луча света довольно, чтоб рассеялась тьма». (Шопенгауэр).

«Кто твёрдо знает, что делать – тот приручает судьбу». (Миклухо – Маклай).

«Если человек всем доволен, он не болеет». (Роджерс)

«Счастливый человек утром идёт на работу с радостью, а вечером с радостью возвращается с неё». (Автор не известен).

Чтобы быть в гармонии с собой и с внешним миром необходимо позитивное восприятие жизни. Это означает рассматривание всех событий, происходящих в жизни, как благоприятных, то есть придерживаться совета Д. Карнеги «делайте из лимона лимонад», иметь позитивное мышление и привычку оптимиста (больше говорить о хорошем). Есть два типа людей: одни в душе носят «сундучок горьких воспоминаний», а другие - «шкатулку драгоценных мгновений» - они настроены на любовь, доброту, прощение. Этому способствует активная деятельность и образ жизни, юмор, который приносит душевный комфорт в нелегких ситуациях, полноценный сон и общение с друзьями. Поддерживать хорошее настроение помогает смена обстановки (перестановка мебели, обновление гардероба), путешествия или разнообразие маршрутов прогулок, избегание монотонности, чтение и просмотр весёлых историй, фильмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Успешный человек – не тот, у кого самая лучшее, а тот, кто умеет извлекать всё самое лучшее из всего, что даёт жизнь». (Автор не известен).

«Одного луча света довольно, чтоб рассеялась тьма». (Шопенгауэр).

«Кто твёрдо знает, что делать – тот приручает судьбу». (Миклухо – Маклай).

«Если человек всем доволен, он не болеет». (Роджерс)

«Счастливый человек утром идёт на работу с радостью, а вечером с радостью возвращается с неё». (Автор не известен).

Чтобы быть в гармонии с собой и с внешним миром необходимо позитивное восприятие жизни. Это означает рассматривание всех событий, происходящих в жизни, как благоприятных, то есть придерживаться совета Д. Карнеги «делайте из лимона лимонад», иметь позитивное мышление и привычку оптимиста (больше говорить о хорошем). Есть два типа людей: одни в душе носят «сундучок горьких воспоминаний», а другие - «шкатулку драгоценных мгновений» - они настроены на любовь, доброту, прощение. Этому способствует активная деятельность и образ жизни, юмор, который приносит душевный комфорт в нелегких ситуациях, полноценный сон и общение с друзьями. Поддерживать хорошее настроение помогает смена обстановки (перестановка мебели, обновление гардероба), путешествия или разнообразие маршрутов прогулок, избегание монотонности, чтение и просмотр весёлых историй, фильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни

Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...

Перспективный план по формированию позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников

Перспективный план работы по формированию позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников....

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее. Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

Я концепция - чувство собственной идентичности.

Самооценка - общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Я концепция и самооценка - вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые у вас сложились о ваших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности.

Формирование и поддержание я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представляют собой ваши навыки, способности, знания, компетентность и личность? Наша я концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии. Основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей я концепции. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта. Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную я концепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я концепцию. Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик» , или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна» , - это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я образу других, особенно развитию я концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось» , он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной» , она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка я концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука, самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что то делаете (я концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что то делаем или плохо.

Например, частью я концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я концепции и самооценки

Правильность нашей я концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими.

Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша я концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши я концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - разрыв между не правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности.

Например, Шон может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей я концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Стефан видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке» . В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер» . Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его.

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любойможет это сделать - здесь нет ничего сложного» . Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я концепции и самооценки

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт».

Представление себя

Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Мы также представляем другим наш я образ и самооценку через различные роли, которые мы исполняем. Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. Например, в течение дня вы можете исполнять роли «студента», «брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определяться нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Например, если вы были старшим ребенком в большой семье, ваши родители могли поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас функциями поддержания дисциплины, присмотра за братьями и сестрами или хозяйственными функциями, в зависимости от того, как они представляли себе семейные отношения. Или если ваши ровесники видят в вас «шута», вы можете продолжать играть эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории, даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навязали и она вам приносит только вред. Каждый из нас исполняет множество ролей ежедневно, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.

Я концепция, самооценка и коммуникация

Наши я концепция и самооценка влияют на правильность понимания себя. Они также влияют на наше общение, помогая преодолеть наши внутренние противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем особенно ясно ощутить различные и часто взаимоисключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте монолог Кори по возвращении его с интервью при приеме на работу.

Кори: Полагаю, что я произвел очень хорошее впечатление на заместителя директора по кадрам, - я так думаю, потому что она долго разговаривала со мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть, она только хотела быть любезной. Все таки это ее работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня столько времени. И она просто засияла, когда я рассказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации. Да, она сказала, что заинтересована опытом, полученным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала мне понять, что это может повлиять на ее отношение ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает заключение, что интервью было искренним, и будет спокоен относительно него. Но если он считает себя не достойным и думает, что не обладает необходимыми навыками и способностями для хорошего исполнения работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться» к своим негативным оценкам ситуации и сделает заключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.

Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на представление людей о себе. Большинство американских граждан придерживается так называемой «западной точки зрения на самих себя». Они говорят, что личность - это независимое существо с определенными способностями, чертами, мотивами и ценностями и что все эти факторы определяют поведение. Более того, люди с этой западной точкой зрения рассматривают личность как основную социальную единицу. В западной культуре позитивная я концепция и самооценка построены на таких ценностях, как независимость, а также раскрытие и выражение уникальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют различные ценности для построения позитивных я концепции и самооценки. Во многих восточных культурах семья, а не личность является наименьшей социальной единицей. Такие культуры не принимают и не ценят независимость, скорее ценится взаимозависимость между людьми. Уверенный в себе индивидуалист в западной культуре может расценивать эти качества как достоинства и развить у себя позитивную самооценку. Человек, принадлежащий к восточной культуре и обладающий теми же качествами, рассматривает их как недостатки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои личные качества, которые связаны с независимостью, развивая на этом основании высокую самооценку. В любых восточных культурах в ребенке стремятся развивать взаимозависимость. Такие дети будут повышать самооценку, когда они воспитывают в себе сотрудничество, помощь и самопожертвование.

Подобным образом мужчина и женщина в результате социализации рассматривают себя по разному и судят о себе по тому, соответствует ли их поведение ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и семье, тогда те женщины, которые находят в себе навыки, способности, знания, компетентность и персональные качества, необходимые для этого, будут обогащать я концепцию и повышать самооценку. Но женщины, которые не обладают этими качествами, вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее всего, будут иметь низкую самооценку.

В жизни любого человека есть как приятные события, так и менее приятные, но, то, как человек смотрит на мир, определяет, какой стороной мир повернётся к нему!

Позитивное мировосприятие предполагает восприятие мира, событий, людей в позитивном ключе, без идеализаций, иллюзий и «розовых очков».

Человек, позитивно воспринимающий мир реально смотрит на вещи, но по-другому их воспринимает!

Отношение к себе!

Одно из главных условий позитивного мировосприятия - полное принятие себя , без условий! Человек видит свои «сильные» и «слабые» стороны, но акцентирует своё внимание на положительных качествах, работая и развивая другие качества. Он разрешает себе ошибаться, зная свой уровень ответственности в любой ситуации.

Человек с позитивным взглядом на жизнь разрешает себе испытывать разные чувства и эмоции, как позитивные, так и негативные, принимает и полностью их проживает. Отличие лишь в том, что при негативных чувствах, человек старается найти причины внутри себя, а не ищет виноватых вокруг.

Очень часто таким людям присуще чувство юмора. Они способны улыбаться над собой и улыбнуться происходящему вокруг.

Отношение к другим!

Человек с позитивным восприятием разумно доверяет людям. В первую очередь видит в них хорошее и терпимо относится к особенностям других. Позволяет каждому человеку быть таким, каким ему свойственно быть и таким, каким ему хочется быть! Выбирая своё окружение, старается меньше взаимодействовать с недовольными жизнью людьми.

Отношение к событиям!

Позитивно настроенный человек с радостью принимает приятные события, изменения в своей жизни. Неприятные же события его расстраивают и огорчают, отличие только в том, что такой человек в любой негативной ситуации старается увидеть положительные моменты, отлично понимая, что любое событие имеет 2 стороны — свои плюсы и свои минусы. При чём одно и тоже событие для кого-то может быть со знаком плюс, для кого-то со знаком минус. Например, дождь для человека, который планировал сходить на пляж и позагорать — меньше приносит радости, чем для дачника, который уже вторую неделю ждал дождя. В случаях, когда сложно отыскать что-то положительное, позитивно настроенный человек находит чему возникшая ситуация его может научить, какие его качества развить.

Видя и понимая все плюсы позитивного взгляда на жизнь, возникает вопрос — Как развивать в себе позитивное мышление?

Самый главный шаг — это определение и замена негативных установок, полученных нами от значимых взрослых. Например, «что все лгут» или что «для того, чтобы быть финансово независимым, надо 24 часа в сутки трудиться в поте лица». Следует заменить подобные убеждения на конструктивные. Например, убеждение, что «все люди лгут» целесообразнее заменить на «каждый человек, исходя из своей цели, может видеть своё и выражать это видение по-своему» или «у людей нет цели меня обманывать». Другое убеждение - «для того, чтобы быть финансово независимым, надо 24 часа в сутки трудиться в поте лица» меняем на новое, более продуктивное - «деньги приходят ко мне легко» или «я с радостью и легкостью привлекаю деньги в свою жизнь».

Это один из ключевых шагов по развитию позитивного взгляда на жизнь, поскольку то, какие мысли у нас в голове, то и во внешнем мире вокруг нас.

Второй шаг — Находить радости в каждом дне! Сначала, возможно, для этого придётся прилагать усилия, но после постоянного акцента на приятном, человек начинает видеть радости повсюду.

Третий шаг — Быть благодарным — себе, людям и миру! Хвалите себя даже за незначительные успехи, даже если просто так хочется собой полюбоваться. Находите повод для благодарности другим людям — вежливо обслужили в магазине, скажите «спасибо!», открыли дверь - «спасибо!», сделали комплимент - «спасибо!». Поводов для благодарности очень и очень много!

Четвертый шаг — Общаться с позитивными людьми! Это будет укреплять Ваше стремление смотреть на мир открытым взглядом, замечать радости в обычных днях и служить поддержкой в сложных для Вас ситуациях!

И помните, если Вы с доброй улыбкой смотрите на мир, то и мир Вам улыбается!

Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха Нарбут Алекс

Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира

Состояние, когда вы чувствуете себя на высоте, когда ваша самооценка устойчиво положительна – это одно из важнейших ресурсных состояний. И если другие ресурсные состояния могут меняться в зависимости от ситуации (например, когда-то нам нужна радость, когда-то – бодрость и активность, когда-то – высокая работоспособность), то нормальная положительная самооценка нужна всегда и везде, независимо от ситуации.

Значит, нам надо найти способы закрепить это состояние, чтобы входить в него буквально за считаные минуты. Особенно это необходимо тем людям, у которых самооценка не очень устойчива, имеет обыкновение колебаться, меняясь в зависимости от обстоятельств.

Для закрепления любого состояния и обретения способности входить в него автоматически в НЛП существует прием, называемый якорением .

Якорь – внешний стимул, представляющий собой совокупность сигналов – визуальных, аудиальных, кинестических, – которые, напоминая нечто похожее из прошлого, вызывают у человека определенную автоматическую реакцию в настоящем.

Якорение – процесс постановки якоря, то есть создания для себя или для другого человека внешнего стимула, способного автоматически запускать ту или иную реакцию, например, создавать благоприятные ресурсные состояния, настраивать на позитивные переживания, стимулировать какую-то полезную деятельность, и т. д. В дальнейшем этот внешний стимул позволяет в любое время войти в нужное состояние практически мгновенно.

Вот самый типичный пример якоря: вы услышали по радио или из окна соседнего дома хорошо знакомую старую мелодию, с которой у вас связаны приятные воспоминания. Например, она напоминает вам о вашей юности и первом свидании. Вы сразу же словно переноситесь туда, окунаетесь в романтическое настроение, на ваших губах появляется улыбка, а глаза приобретают мечтательное выражение. Этого достаточно, чтобы создать вам приятный настрой на весь день. И почему-то все люди вокруг кажутся такими хорошими, и все улыбаются вам, и все вам удается.

В качестве якоря здесь выступила мелодия – то есть аудиальный образ. Есть также якоря визуальные (зрительный образ), кинестические (например, прикосновение).

Якорь – это и есть не что иное, как репрезентация, то есть результат обработки вашим мозгом визуальных, аудиальных, кинестических сигналов . Вы видите картинку, слышите звуки, испытываете ощущения – в ответ включается реакция, связанная с соответствующими сигналами.

Вы можете создать для себя якоря, которыми будут автоматически включаться нужные ресурсные состояния, даже если вы не будете в воображении воспроизводить соответствующие им сигналы. Так, вы можете создать якорь, который будет в любой момент как по волшебству включать вашу положительную самооценку.

Для этого в качестве якоря лучше всего подойдет какое-то кинестическое воздействие. Его можно дополнить и визуальным сигналом (звуком, словом), и зрительным образом, но за основу лучше взять именно телесное ощущение. Например, якорем могут стать сжатые кулаки, или нажатие ладонью на колено, или сомкнутые пальцы рук. Такой якорь вы сможете применить в любой ситуации, и для этого не потребуется ни помощь других людей, ни какие-то дополнительные условия, потому что сомкнуть пальцы или надавить себе на колено мы можем в любой момент, где угодно и когда угодно.

Придумав такой жест или движение, вы уже создаете стимул, который будет вызывать у вас соответствующее состояние. Теперь нам надо только связать этот стимул с тем состоянием, в которое вы хотите научиться входить мгновенно. Например, это состояние уверенности, или решительности, или любое другое продуктивное состояние.

Чтобы заякорить его, естественно, надо сначала войти в это состояние. Вы можете вызвать его в воображении, войдя в соответствующее ресурсное состояние – но можете заякорить и то состояние уверенности, решимости, позитивного отношения к себе, которое у вас возникнет в реальных жизненных обстоятельствах естественным путем.

Например, вы выполнили сложную работу, вас все поздравляют, награждают, вы чувствуете себя на гребне успеха – примените в этот момент придуманный вами якорь: например, сцепите пальцы, нажмите на колено, и т. д. Этот жест увяжется в вашем подсознании с ощущением успеха, торжества, радости, своей силы – и вы в любой момент сможете снова войти в данное состояние, просто снова применив этот якорь.

Если у вас хорошо развита аудиальная система, вы можете дополнить якорь каким-то звуком, например, произнеся вслух или про себя слово «Ура!», «Да!», или что-то подобное. При желании можно включить сюда и зрительный образ, особенно если у вас хорошо работает визуальная система. Может быть, вы замечали, что у некоторых людей есть излюбленные вещицы, что-то вроде талисманов, на которые они всегда смотрят перед каким-то ответственным делом. Собственно, это те же самые якоря, способствующие вхождению в нужное состояние.

Теперь рассмотрим конкретные условия, которые нужно выполнять, чтобы якорь был установлен правильно. Вот они:

Каждый якорь должен быть уникальным жестом или движением, задача которого – использоваться только в качестве якоря, и больше ни для чего. Для создания якорей не годятся общеупотребительные жесты (например, рукопожатие, сложенные кольцом пальцы, обозначающие «о’кей», и т. д.), а также жесты, которые вы используете в жизни достаточно часто: например, у вас есть привычка потирать виски, крутить в пальцах локон, или поглаживать затылок. Они уже не могут быть якорями, для якоря нужен жест, который вы не используете больше ни для чего, нигде и никогда.

Каждый якорь должен быть связан только с одним, конкретным состоянием. Например, если для создания состояния уверенности вы используете нажатие кулаком на колено, то для состояния сосредоточенности, умственной активности, или любого другого вам потребуется придумать уже другой жест. Этим гарантируется чистота якоря – то есть его способность вызывать точно то состояние, какое нужно, без примеси других.

Якорь должен быть простым, легким в применении, и таким, который вы можете применить в любой обстановке. Поэтому откажитесь от каких-то сложных жестов и движений, особенно таких, которые могут вызвать недоумение окружающих. Не дополняйте кинестический якорь слуховыми и зрительными образами, если чувствуете, что это может усложнить вам его применение.

Якорь нужно устанавливать в тот момент, когда вы находитесь на пике переживания соответствующего состояния, то есть переживаете его максимально интенсивно. Не устанавливайте якорь, если не уверены, что добились такой интенсивности.

Не переживайте, если вам не удастся с первого раза установить якорь. Здесь, как и в любом другом деле, нужна тренировка. Не бойтесь пробовать и ошибаться. Начинайте с установки якорей тех состояний, в которые вам достаточно легко войти. Например, возьмите уже знакомое вам и многократно испытанное ресурсное состояние, и заякорьте его. Когда у вас это получится – дальше будет все легче и легче якорить более сложные состояния.

Использовать якоря можно практически во всех ситуациях, когда вам необходимо мгновенно войти в нужное состояние. Например, вы волнуетесь перед экзаменом или важной встречей – заякорьте состояние спокойствия. Боитесь, что не справитесь с каким-то творческим заданием – установите якорь на творческое, воодушевленное состояние. Чувствуете, что какие-то обстоятельства могут испортить вам настроение – создайте якорь на жизнерадостность и бодрость духа.

Количество якорей может быть неограниченным – используйте творческий подход, решая, как, когда, и какие состояния вам требуется заякорить.

Упражнение 2. Установите якорь на нужное вам состояние

Выберите состояние, которое вам нужно заякорить.

Решите, какой конкретно уникальный кинестический якорь вы установите для этого состояния. Выберите что-нибудь простое – например, можно сжать мочку уха, или соединить мизинец одной руки с указательным пальцем другой, или обхватить колено ладонью, и т. д. Но не применяйте этот жест, пока не войдете в нужное состояние.

Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вы были в таком состоянии – и войдите в него снова, воспроизведя все визуальные, аудиальные, кинестические сигналы. Вы можете принять ту же позу, чтобы тело почувствовало то же, что вы чувствовали тогда, вспомнить, какое у вас было выражение лица, как вы жестикулировали, что говорили, думали, чувствовали.

В своем воображении проживите ситуацию так, как будто она прямо сейчас происходит с вами, и вы воспринимаете ее изнутри, будучи участником.

Мысленно усиливайте все сигналы – визуальные, аудиальные, кинестические. Переживайте все снова, как можно более интенсивно. Желаемое состояние должно проявиться максимально ярко. То есть вы должны переживать его эмоционально, сильно, живо и глубоко.

Когда почувствуете, что переживаете желаемое состояние на максимуме интенсивности – установите якорь, то есть сделайте тот жест, который вы выбрали в качестве якоря. Если хотите, добавьте визуальные и звуковые образы, например скажите слово «Да!», и представьте какой-то символ вашего позитивного состояния (например, награду или подарок, которые вы получили, будучи на пике успеха). Но помните, что визуальные и звуковые образы не обязательны – в принципе достаточно одного кинестического сигнала).

Установив якорь, держите его до тех пор, пока интенсивность переживаемого состояния не начнет убывать. В среднем это может длиться от 5 до 25 секунд, но определять продолжительность установки якоря надо, конечно, не по секундомеру (ни в коем случае!), а лишь по своим собственным ощущениям.

Как только интенсивность переживания хотя бы немного начнет уменьшаться, сразу же снимайте якорь.

Можно повторить установку якоря несколько раз, каждый раз снова выходя на пик интенсивности желаемого состояния.

Затем выйдите из переживаемого состояния. Через некоторое время проверьте якорь – установите его, и если вы все сделали правильно, желаемое состояние вернется к вам вновь само собой.

Теперь вы сможете использовать этот якорь всегда и везде, когда вам снова нужно будет войти в соответствующее состояние.

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ Исследование мира паранормальных явлений Истории в этой части книги описывают события и переживания, в которых присутствуют феномены, известные как паранормальные, психические либо пси-эффекты. Систематическое научное

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

5. Восприятие внешнего мира Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних

Из книги Подарок осознания автора Пинт Александр Александрович

Глава 5. Я настраиваю ваше восприятие на безусловную любовь Трудное упражнение: пять минут с самим собой- В прошлом году я был в Индии. В один из дней мы попали в потрясающее место. Я чувствовал бесконечный восторг, а моя знакомая, она в Индии долго жила, оставалась

Из книги Новая позитивная психология [Научный взгляд на счастье и смысл жизни] автора Селигман Мартин Э П

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Психология веры автора Грановская Рада Михайловна

Восприятие мира: кочевник и огородник Есть люди – патриоты территории, на которой они обитают. Для них понятие «сосед» – священно, для них власть на этой территории – высшая. Назовем таких людей «огородниками». И есть люди, не зависящие от территориальных объединений.

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава 8 Воздействие веры на восприятие мира Религиозная истина всегда носит личностный и глубоко эмоциональный характер. Эта истина для меня – идея, за которую я могу жить и умереть. Кьеркегор Приступая к изложению материалов второй части книги, обращаю внимание

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Правило 56. Выработайте позитивное восприятие денег Деньги обладают собственной тайной психологией. Большинству людей она неведома. Вот почему это большинство никогда не добивается финансового успеха. Бедность – не порок, а всего лишь признак того, что происходит у вас

Из книги Что такое психология [в двух томах] автора Годфруа Жо

Чувственное восприятие мира Чувства – это механизм, который сопровождает мышление и нужен для его оценки. Чувство – это мгновенное переключение на те мысли, которые сейчас важнее, которые трогают.Механизм переключения следующий. Если появляется какая-то информация о

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Глава 5. Наше восприятие мира ВведениеНаше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.Однако мы подгоняем мир под собственные

Из книги 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов автора Даниельс Патрик

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Упражнение 20 Ваше «эмоциональное» восприятие Кто-то из близких спрашивает вас об общей подруге: «Она казалась грустной, ты не находишь?» Но вы даже не заметили этого! Из всей гаммы эмоций вам мгновенно удается распознать только некоторые, но другие ускользают от вас.

Из книги автора

Искаженное восприятие себя Как только вам кажется, что в вашей жизни что-то идет не так, – это хороший повод проверить Я-концепцию.Основные признаки неверной Я-концепции: вы не получаете удовольствия от жизни; ваша жизнь кажется вам скучной и однообразной; то,

Позитивному мышлению посвящены исследования лучших психологов и психотерапевтов. Современные ученые пришли к выводу, что и критическое мышление в определенных ситуациях играет важную роль. Главное, не зацикливаться на пережитых неудачах и идти вперед, исправляя ошибки.

Когда сознание «застревает» на негативном, нужно искать любой доступный способ, которым вы остановите поток паники, растерянности или злости. Очень помогает простое переключение внимания на действие.

7 способов выйти из негатива

Попробуйте заняться делом , постепенно сознание настроится на необходимые для него действия и все, что казалось непоправимым в эмоциональной вспышке, через некоторое время увидится с другой стороны.

Уборка или поход в магазин, вязание или забота о близких способны напомнить, что хорошего в жизни больше, чем плохого. К тому же тело в движении вырабатывает вещества, которые помогают бороться со стрессом.

Если негативное переживание сильно испортило вам настроение, поставьте приятную музыку и подвигайтесь под нее, ощущая ритм спокойствия и гармонии. Доказано, что прослушивание инструментальных композиций и классики улучшают самочувствие на физическом уровне.

Поможет и общение с близким другом или подругой. Сам разговор с человеком, который вам нравится, способен изменить ход мыслей, привести их в более позитивное русло. А еще подумайте, не голодны ли вы. Немного шоколада или чай с вкусным вареньем точно поднимут ваше настроение.

Очень полезны упражнения на активизацию воспоминаний о собственных победах и приятных моментах жизни. Нужно несколько раз в день думать только о хорошем, выделяя эти события из всего того, что происходило с вами. Ситуации, в которых вы преодолели боль, страх и гнев, оставили в подсознании свои метки, также, как и счастливые события.

Воспоминания помогут привести их в активное состояние. Осознание того, что вы справились однажды с серьезной трудностью или просто были счастливы, придаст вам силы для новой победы.

Важным для быстрого переключения на позитивные мысли является понимание того, что можно изменить в сложившихся обстоятельствах, а что не получится , сколько ни старайся. Такой анализ поможет вам смириться с неизбежным или решить вопрос, вызывающий негативные переживания.

Посильные занятия любой гимнастикой делают тело выносливым, а психику более устойчивой. Поэтому начните утро с простой зарядки и контрастного душа. Затем можно подумать о том, какой хороший день предстоит вам прожить и представить несколько удач и позитивных ситуаций.

Полной гарантии от неудач визуализация не даст, но настроение и боевой дух поднимет. А если вы еще и научитесь принимать чужие и свои ошибки, жить вам станет намного интереснее и спокойнее.

Можно применить и самый радикальный способ. Часто повторять себе, что вы несокрушимо устойчивы в жизни, и никто не способен вывести вас из равновесия. Такая аффирмация будет действовать до тех пор, пока вы будете ее проговаривать. Если перестать ежедневно убеждать себя в позитивном настрое, сознание вернется к прежней модели мышления.

Оптимистом можно родиться, получив крепкую нервную систему в наследство от родителей, а можно стать, изменив себя к лучшему. Выбор всегда остается только за человеком.