Задания для пробного гвэ по русскому языку. Подготовка к гвэ по русскому языку. Критерии оценки диктанта

Москва, 2016


1. Общие положения. 7

2. ГВЭ-9 по русскому языку. 9

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку. 9

ГВЭ-9 в форме сочинения. 11

ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием.. 12

ГВЭ-9 в форме диктанта. 13

Продолжительность ГВЭ-9 по русскому языку. 13

Дополнительные материалы и оборудование. 13

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку. 14

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 16

Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (письменная форма). 17

1. Критерии оценки сочинения на литературную тему. 17

2. Критерии оценки сочинения на свободную тему. 19

3. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению 21

4. Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. 23

5. Критерии оценки диктанта. 25

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку 26

3. ГВЭ-9 по математике. 43

Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике. 43

Характеристика экзаменационного материала ГВЭ-9 по математике (письменная форма), маркированного буквой «А». 43

Характеристика экзаменационного материала ГВЭ-9 по математике (письменная форма), маркированного буквой «К». 46

Дополнительные материалы и оборудование. 48

Продолжительность ГВЭ-9 по математике. 48

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 (письменная форма) по математике. 48

Оценивание экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике, маркированного буквой «А» 48

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (ГВЭ-9 по математике с маркировкой буквой «А»). 49

Оценивание экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике, маркированного буквой «К» 49

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике (с маркировкой буквой «К») в отметку по пятибалльной шкале. 49

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по математике. 49

Система оценивания экзаменационной работы по математике. 53

4. ГВЭ-9 по биологии.. 58

Структура и содержание экзаменационной работы.. 58

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 59

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 60

Продолжительность экзаменационной работы.. 60

Дополнительные материалы и оборудование. 60

Образец экзаменационного материала для ГВЭ – 9 (письменная форма) по биологии 62

5. ГВЭ-9 по географии.. 75

Структура и содержание экзаменационной работы.. 75

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 76

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 77

Продолжительность экзаменационной работы.. 77

Дополнительные материалы и оборудование. 77

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по географии 80

6. ГВЭ-9 по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 90

Структура и содержание экзаменационной работы.. 90

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 91

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 91

Продолжительность экзаменационной работы.. 92

Дополнительные материалы и оборудование. 92

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по информатике и ИКТ 94

7. ГВЭ-9 по истории.. 102

Структура и содержание экзаменационной работы.. 102

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 104

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 104

Продолжительность экзаменационной работы.. 104

Дополнительные материалы и оборудование. 104

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по истории. 107

8. ГВЭ-9 по литературе. 120

Структура и содержание экзаменационной работы.. 120

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 123

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 123

Продолжительность экзаменационной работы.. 124

Дополнительные материалы и оборудование. 124

Образец экзаменационного материала по литературе. 125

9. ГВЭ-9 по обществознанию.. 134

Структура и содержание экзаменационной работы.. 134

Продолжительность ГВЭ-9 по обществознанию.. 135

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 135

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 135

Дополнительные материалы и оборудование. 135

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по обществознанию 140

10. ГВЭ-9 по физике. 153

Структура и содержание экзаменационной работы.. 153

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 154

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 155

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по физике. 157

11. ГВЭ-9 по химии.. 169

Структура и содержание экзаменационной работы.. 169

Продолжительность экзамена химии. 172

Дополнительные материалы и оборудование. 172

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 172

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 172

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по химии. 175

12. ГВЭ-9 по иностранным языкам.. 180

Структура и содержание экзаменационной работы.. 180

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом 181

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. 181

Продолжительность экзаменационной работы.. 184

12.1. ГВЭ-9 по английскому языку. 184

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по английскому языку 184

Система оценивания экзаменационной работы.. 190

12.2. ГВЭ-9 по испанскому языку. 191

Образец экзаменационного материала. 191

Для ГВЭ-9 (письменная форма) по испанскому языку. 191

Система оценивания экзаменационной работы.. 197

12.3. ГВЭ-9 по немецкому языку. 198

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по немецкому языку 198

Система оценивания экзаменационной работы.. 206

12.4. ГВЭ-9 по французскому языку. 207

Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по французскому языку 207

Система оценивания экзаменационной работы.. 214

Перечень условных обозначений и сокращений

ГВЭ-9 Государственный выпускной экзамен
ГИА-9 Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования
ГЭК Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации
Минобрнауки России Министерство образования и науки Российской Федерации
Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе
Обучающиеся обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных); обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования
Обучающиеся с ОВЗ Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды
ОГЭ Основной государственный экзамен
ОО АООП Организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
Порядок ГИА-9 Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02 2014, регистрационный № 31206)
ППЭ Пункт проведения экзамена
РЦОИ Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации
ЭМ Экзаменационные материалы

Общие положения

ГВЭ-9 в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для определенных категорий обучающихся, а именно:

обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях;

обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования;

обучающихся, освоивших в 2014 - 2016 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

ГИА-9 в форме ГВЭ включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература) при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.

Общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать четырех экзаменов.

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.

В 2015-2016 учебном году основанием для получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не будут влиять на получение аттестата.

Повторно к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету в 2015-2016 учебном году допускаются обучающиеся, получившие на ГИА-9 неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, а также другие категории обучающихся, перечисленные п. 30 Порядка ГИА-9.

Ряд пунктов Порядка ГИА-9 вступает в силу с 1 сентября 2016 года. В связи с этим в 2016-2017 учебном году условием получения обучающимися аттестата об основном общем образовании будет являться успешное прохождение ГИА-9 по четырем учебным предметам – по обязательным предметам (русский язык и математика), а также по двум предметам по выбору.

В случае получения обучающимися на ГИА-9 неудовлетворительных результатов не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных и предметов по выбору), они будут повторно допущены к сдаче ГИА-9 по соответствующим учебным предметам.

Обучающимся, не прошедшим ГИА-9 или получившим на ГИА-9 неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-9 в дополнительные сроки, будет предоставлено право повторно сдать экзамены по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября 2017 года.

В данных Методических рекомендациях даются разъяснения по вопросам ЭМ по всем учебным предметам для ГВЭ (письменная форма). В Методических рекомендациях комментируются подходы к отбору содержания ЭМ, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.

ЭМ ГВЭ-9 соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).


ГВЭ-9 по русскому языку

ГВЭ-9 в форме сочинения

Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания сочинений из комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в которой указаны другие требованиям к объему сочинений. Объем сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося.

Текст для изложенияпредставляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.

Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Инструкции по выполнению задания должны быть доведены до сведения экзаменуемых.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложение с творческим заданием с пометой «А»

Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов
(в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием с пометой «К»

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов
(в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные),
то сочинение оценивается 0 баллов).

ГВЭ-9 в форме диктанта

ГВЭ-9 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Для оценки экзаменационной работы в форме диктанта используются критерии оценки диктанта (таблица 7).

Критерии оценки диктанта

При оценке грамотности следует учитывать однотипные и негрубые ошибки (см. Приложение 1).

Таблица 7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ДК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено две ошибки
Допущено три ошибки
Допущено четыре ошибки
Допущено пять ошибок
ДК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено две ошибки
Допущено три ошибки
Допущено четыре ошибки
Допущено пять ошибок
Допущено шесть и более ошибок
ДК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, илидопущена одна ошибка
Допущено две ошибки
Допущено три и более ошибки
ДК4 Точность записи текста
Ошибок в воспроизведении текста нет
Допущена одна ошибка в воспроизведении текста
Допущено две ошибки в воспроизведении текста
Допущено три ошибки в воспроизведении текста
Допущено четыре ошибки в воспроизведении текста
Допущено пять и более ошибок в воспроизведении текста
Максимальное количество баллов за диктант по критериям ДК1–ДК4

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Задание

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа Л.З. Уваровой «Дядя Костя».

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова,
в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной
и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему нужно уметь быть благодарным?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее
150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Морские пехотинцы держали оборону в горах.

Одно отделение устроилось очень складно: заняло место среди отвесных скал. Снизу фашистам взобраться на эти скалы было почти невозможно. Правда, часто прилетал к скалам бомбардировщик, бросал бомбы. Но бойцы прятались в пещеру. И бомбы не причиняли вреда, только дробили камень. Облако каменной пыли часами стояло над позицией отделения. Дышать каменной пылью было трудно, она скрипела на зубах, засоряла глаза. Но это не самое тяжёлое на войне. Такое можно стерпеть и нужно было стерпеть. Ведь отделение огнём своего оружия удерживало дорогу, по которой передвигались фашисты.

Хороша была позиция. Одно было там плохо – ни ручейка, ни родничка. А знойным летом, когда солнце раскаляет скалы так, что камень жжётся, пить очень хочется. Воду бойцы ценили больше всего. Без воды прожить нельзя. Вода в скалах отмерялась строгой мерой. И только для питья. На умывание – ни капли.

Но вскоре наладилось и с водой. Как-то матрос, ходивший за продуктами в хозяйственную роту, заметил неподалёку от её расположения ослика. Ослик стоял в тени густого дерева, побрыкивал ногами, помахивал хвостом, встряхивал ушами – отгонял мух. Оказалось, что иного дела у него нет. Он ничей. Остался из-за войны без хозяина. Матрос привёл ослика к кухне и вкусно накормил. Потом навьючил на него два термоса с ключевой водой, себе на спину взвалил мешок с продуктами. И оба пошагали узкой тропинкой вверх, в скалы.

Всё отделение во главе с командиром обрадовалось появлению помощника. Решили не поскупиться и сытно накормить ослика. Моряки были щедрыми. А ослик улёгся у большого камня: ему тут нравилось.

К вечеру, когда жара начала спадать, матрос навьючил на ослика пустые термосы и повёл его вниз по тропинке – в хозяйственную роту. Там, хотя ноша на этот раз была пустяковой, ослик снова получил вкусную еду.

Всю ночь ослик пасся у ручья. А утром моряк опять навьючил на него воду, снова повёл в скалы... Ослик довольно скоро сообразил: за каждый рейс он получит немалое вознаграждение. И стал один, без провожатого, как самый исполнительный работник, носить воду в скалы и возвращаться с пустыми термосами в хозяйственную роту.

Моряки полюбили ослика. Назвали его Яша. Были ослики и в других подразделениях, но самой большой известностью пользовался Яша.

(По А.В. Митяеву)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Митяева «Серьги для ослика».

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.

Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Образец диктанта

№ Д-9-1

Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну и говорила: «Посмотри, как солнце играет!» За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звёзды, чётче обозначаются на посветлевшем небе чёрные вершины. На траве лежит роса. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром смолою пахнет в густом лесу.

Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной лёгкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев легкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах, покрытых сверкающими ледниками. Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далёкими облаками. И всё вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далёкие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море.

Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы всё пробуждается. На опушках леса, над озарённой водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, лёгкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.

Друзья мои, советую вам полюбоваться восходом солнца. Нет ничего прелестнее утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

(По И.С. Соколову-Микитову)


Орфографическая ошибка – это написание слова, не соответствующее орфографическим нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками.

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.

Эти ошибки могут быть допущены только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.

Бог / Бог

Заполдень / за полдень

Заполночь / за полночь

зорянка / зарянка (птица)

как-то / как то (перед перечислением, напр.: Острогою бьется крупная рыба,

как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки. )

Масленица / Масленица

Масс-медиа / массмедиа

Мелочовка / мелочевка

Непрошеный (прил.)

Плащевка / плащовка

Плейер / плеер

Рождество / Рождество

Интернет/Интернет

Розыскник / разыскник

Розыскной /разыскной

считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты )

Черно-бурый / чернобурый

Грамматические ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного С пятистамирублями
Ошибочное образование формы местоимения Ихнегопафоса, ихи дети
Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пишаожизни природы
Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражалипротив такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что янесогласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замираетнамгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектныемеры.
Неразличение синонимичных слов В конечномпредложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности(вместосредства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодойюноша, очень прекрасный
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова Геройрассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении

К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны сме­лость, знания, ч

Подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху к ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием).

, учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №18 города Нерюнгри

Нельзя не согласиться с утверждением, который считал, что «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализи­ровать свой труд». В данной статье предприму попытку проанализировать итоги подготовки старшеклассника с ОВЗ к ГВЭ по русскому языку. ГВЭ - это государственный выпускной экзамен, который является формой прохождения государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования. На протяжении пяти лет я являлась участником организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями слуха. И все эти годы мы шли к государственному итоговому экзамену.

Организация экзамена для глухих и слабослышащих обучающихся имеет ряд особенностей.

Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (см. п. 34 Порядка ГИА-9). При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. (см. п. 34 и 37 Порядка ГИА-9). В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого и слабослышащего экзаменуемого), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.


После повторного устного предъявления текста организатором для всех экзаменующихся (при желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается одновременный сурдоперевод) необходимо каждому глухому и слабослышащему участнику предоставить данный текст для чтения и проведения подготовительной работы к изложению. На этом этапе осуществляется отбор базового (опорного) словаря для изложения, работа с представленным организатором на доске речевым материалом из текста – терминами, именами собственными, архаизмами , датами и др., который определяется членами ГЭК на ППЭ перед экзаменом после получения текста изложения. По усмотрению экзаменуемого, составляется план изложения (это является рекомендацией, а не обязательным требованием).

Через 40 минут организатор забирает текст, и обучающийся выполняет экзаменационную работу, используя подготовленные им материалы.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого разработаны с учетом специфических трудностей обучающихся с нарушениями слуха и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (таблица 6.2).

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования.

Теперь перейдем к освещению методики подготовки к такой форме экзаменационной работы, как изложение с творческим заданием. На первом этапе необходимо познакомить обучающегося со структурой, содержанием (типами заданий) и оцениванием экзаменационной работы.


Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

К тексту прилагается творческое задание, ко­торое нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции. Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в це­лом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной ин­формации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут писать как подробное, так и сжатое изложение. Объем письменной работы обучающихся с ОВЗ может быть сокращён.

В системе подготовки к изложению использовала пособие и « Русский язык. Государственная итоговая аттестация.

Изложение. Сочинение», в котором предлагаются теоретические

Следует заметить, что Методических пособий по обучению создания собственного речевого произведения в формате, требуемом на ГВЭ, немного. Мне известна только одна книга « Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы», которая предназначена для подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями к проведению письменного экзамена по русскому языку в форме сжатого изложения с творческим заданием.

Безусловно, без шаблона сочинения и речевых клише к нему невозможно подготовить старшеклассника с ОВЗ к ГВЭ. Для того чтобы научить выпускника анализировать текст, необходимо достаточно большое количество текстов для тренировки. Отдельно необходимо сказать об аргументации собственного мнения: Но дети 9 д класса ограничены в общении с окружающими, обладая малым словарным запасом, ущербны по сравнению с другими сверстниками. Потому в преподавании русского языка детям с ОВЗ основной метод обучения - коммуникативный. Это использование методических приемов, опирающихся на живое общение с учеником, на формирование языковой компетенции.

поскольку читательский опыт выпускника с ОВЗ небольшой, то учились аргументировать собственную позицию, опираясь на знания и жизненные наблюдения.

Хочу продемонстрировать вам фрагменты творческого задания учащихся 9 д класса. Учащимся для анализа и осмысления был предложен текст по материалам периодической печати. Была сформулирована основная мысль текста и сформулирован вопрос для творческого задания. Почему никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает? Давайте посмотрим, как справились ребята.

Вашему вниманию были предложены работы учащихся и как вы могли заметить, у некоторых присутствуют аргументы с опорой на жизненный опыт (Катаева Агафья и Третьякова Яна), а некоторые не справились. В связи с этим предусмотрена следующая работа:

1. отработка навыка аргументации текста на основе жизненного опыты учащихся

2. привлечение аргументов из художественных произведений

Коллеги-филологи, которым приходилось осуществлять подготовку ребенка-инвалида к ГВЭ, испытывать трудности в работе, однозначно, поддержат мою точку зрения. Нужно задуматься об изменении системы заданий по русскому языку, вынесенных на ГВЭ. На мой взгляд, тестовые задания ЕГЭ по русскому языку проще и доступнее, нежели объёмный текст для изложения, предлагаемый на ГВЭ. Кроме того, у меня сложилось стойкое убеждение в том, что на сегодняшний день недостаточно методической литературы по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к ГВЭ, не организуются обучающие семинары по взаимодействию с такой категорией детей, курсы переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Хочется надеяться, что мой опыт будет полезен для филологов, работающих с данной категорией детей.

Материал для подготовки к ГВЭ по русскому языку на тему: Образец сочинения – рассуждения по данному тезису о роли природы в жизни человека.

Пояснительная записка.

Данная работа адресована учителям, работающим с выпускниками, учащимся для подготовки к ГВЭ. Учащиеся должны написать сочинение в объёме не менее 200 слов, приведя аргументы с примерами из художественной литературы и собственного жизненного опыта.

Сочинение – рассуждение по данному тезису.

Тезис: умение видеть и ценить красоту природы – важнейшее качество духовно развитой личности.

Фрагмент сочинения

Действительно, только у человека с богатым духовным миром есть обострённое чувство природы, которое позволяет видеть, слышать, осязать не только прекраснейшие пейзажи родной страны, но и весь окружающий их мир. Только такой человек внимателен, чуток, добр к другим людям.

В художественной литературе найдётся множество примеров, когда нравственные ценности героев раскрываются через их отношение к природе. Вспомним героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Для тонкой и поэтичной души Татьяны природа являлась и домом, и другом. Воспитанная в деревне, в окружении лесов, полей, она, как никто другой в романе, умела видеть неповторимую красоту русской природы. «Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звёзд исчезает хоровод». Татьяна любила русскую зиму, «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров». Как белый снег зимою, любимая героиня Пушкина была чиста душой. Онегин же, напротив, далёк от умения видеть и ценить красоту природы. Она наводит на него скуку, чужда его душевному складу. «Два дня ему казались новы уединённые поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья; на третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон…» Онегин не чувствует единства и гармонии с природой, возможно, поэтому он внутренне опустошён, поэтому он не нашёл своё место в жизни. Значит, умение наслаждаться красотой присуще не каждому, а только тому, кто богат душой.

Духовное развитие – это результат воспитания человека посредством природы, музыки, произведений искусства и литературы. И главнейшая роль в этом, по моему мнению, принадлежит именно красоте природы, потому что умение видеть, слышать, чувствовать развивается у человека с детства, впитывается с молоком матери. Если чистую детскую душу заполнить любовью к природе, то и природа откроется ей всеми гранями своей неповторимой красоты.

Например, мне, моим братьям и сестре эту любовь подарила бабушка Елена Егоровна. Несмотря на трудную жизнь, тяжелую работу в колхозе, она вырастила шестерых детей, помогала воспитывать нас, пятерых внуков. Помню, как часто мы ходили в лес то по грибы, то за ягодами. Но это был не просто сбор даров природы. Бабушка учила нас любоваться каждым найденным подберёзовиком, семейкой лисичек, рассказывала о полевых цветах, обращала наше внимание на красоту бабочек. Мы слушали пение птиц, смотрели на синее небо сквозь ветви берёз. Мы удивлялись, восторгались, радовались всему необычному. Так постепенно наши души наполнялись внимательностью, чуткостью ко всему окружающему миру.

Таким образом, красота природы может открыться только людям, способным её почувствовать и оценить.

Образец комплекта тем сочинений

  1. «Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала» (Ф.М. Достоевский).
  2. «Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным» (В.М. Шукшин).
  3. Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.
  4. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 300 слов (если объём сочинения менее 250 слов, то оно оценивается 0 баллов).

В случае выбора одной из первых трех тем сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

В случае выбора четвертой темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Образец экзаменационного материала (изложение с творческим заданием) № И1

Двадцатый век человека разбаловал. Отныне жизнь, казалось нам, несётся с бешеной скоростью. Обстановка любого дома менялась за пять-десять лет так, как в иные времена не менялась за несколько веков. Мода стала деспотом.

К слову сказать, появилось совершенно нелепое определение новым временам - «век информации». Но как сказал один умный человек: «мы знаем всё больше и больше о всё меньшем и меньшем». Девять десятых получаемой нами информации - мусор. Ежедневно выходя в «мировую паутину», человек потребляет гигабайты чепухи; но давайте спросим себя: помним ли мы наизусть хоть одну народную песню?..

Та же ситуация и с местом нашего обитания. Из квартир исчезают книги - от них много пыли. Откуда-то у каждого второго появилась аллергия на бумагу. Лермонтов - бумага, Гоголь - много бумаги, Лев Толстой - очень много бумаги, невыносимо терпеть. Зато на компьютеры, напротив, аллергии почти ни у кого нет.

Со стен исчезли фотографии близких, бабушек и дедушек.

Сначала железные двери появились у отдельных квартир. Потом железом стали отгораживать целые площадки. Затем - подъезды. Теперь железные двери и железные заборы отделяют многие дворы, а на всех окнах висят тяжёлые решётки.

Почему это было не нужно двадцать лет назад? И почему, закованный в железо, прижавшийся к дверному глазку напуганным зрачком, я должен чувствовать себя счастливее, чем раньше, когда из дома выходил сразу в улицу?

Мы победили в самой страшной мировой войне, вырвались, Боже ты мой, в космос, провели свет, газ, телефон, радиоточку в каждую квартиру - всего за несколько лет.

И что теперь? Неустанно меняем модели мобильных, модели кофеварок, модели соковыжималок, дверные глазки, дверные ручки, дверные обивки. Об этом мечталось? Отчего мы так быстро устали и разменялись на чепуху? Мы хуже индейцев, отдававших настоящее золото за разноцветные бусики.

Мальчишки больше не хотят на Марс, на луну… Мальчишки хотят сто вторую версию очередной компьютерной игры.

Чтобы мне сказала бабушка, если б я сообщил ей, что у неё половичок на полу неактуальный?

Нас буквально закачали телевизионной ахинеей, где красят, штукатурят и передвигают мебель добры молодцы в спецодежде, а потом варят, жарят и парят что-то на кухне, а потом ещё якобы строят дом («Дом-2») под руководством двух светских девиц - но на самом деле ничего не строят, а только выясняют свои глупые отношения целыми сутками, целыми годами - нашей единственной и неповторимой жизни!

За это её нам дали? Для этого?

(По З. Прилепину)

Задание

  1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту статьи Захара Прилепина «Мой дом - моя глупость». Передайте главное содержание текста в объёме не менее 70 слов (если объём изложения менее 50 слов, то оно оценивается 0 баллов).
  2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, стоило бы ответить на финальный вопрос автора статьи?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Подготовка обучающихся в 9 классе к ГВЭ по русскому языку.

Изложение с творческим заданием по фрагменту рассказа А. Василевич

«Партизанка Книга»

ГВЭ 9 Сборник тренировочных материалов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2016 г. 38

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко,

точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью

поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда

она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто

умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из

всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза

и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда

необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до

того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег

её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную

партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей

боевой подруге последний ломоть хлеба...

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого

задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря

оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все

партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня

тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными

ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать

местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё.

Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст –

и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки

самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось

на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно

опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла

голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга

осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка.

Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь,

на Большую землю.

(По А.В. Василевич) (344 слова)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту

рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы

человека с животными Вам запомнились?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

    Прочитайте исходный текст.

    Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).

    Подчеркните ключевые слова и предложения.

    Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.

    Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

    Используя различные способы сжатия, сократите текст.

    Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, последовательность и точность передачи информации каждой из них.

    Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

    Напишите сжатое изложение.

План к изложению

1

Как звали лошадь? Почему?

Книга, пятнышко, как раскрытая книга

Кем стала лошадь во время войны?

Боевой партизанкой

Кого выделила Книга из партизанского отряда?

Связную Таню

Как лошадь и Таня относились к друг другу?

Выносила из-под пуль, отдавала последний ломоть хлеба

Что случилось, когда партизанка возвращалась с задания?

Обломки самолета, советский летчик, без сознания

Как Тане удалось усадить летчика на спину лошади?

Как Книга помогала ей?

Опустилась на землю, повернулась спиной, приподняла голову, подождала, осторожно встала

Куда отправили летчика из партизанского отряда?

Лечение, госпиталь, Большая земля

Изложение

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у нее было пятнышко, как раскрытая книга. Во время войны она стала боевой партизанкой. Была она лошадью умной, но и характер имела. Из всего партизанского отряда выделила Книга связную Таню. Дружили они искренне. Книга много раз выносила партизанку из-под пуль, а Таня часто отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба.

Однажды связная возвращалась верхом на своей лошади с боевого задания. Вдруг Книга застыла на месте. Таня решила разведать местность, лошадь - за ней. На полянке в лесу дымились обломки самолета, а среди них лежал советский летчик. Он был без сознания. Таня подозвала Книгу. Лошадь послушно делала все, что ей приказывала хозяйка: опустилась на землю, повернулась спиной к летчику, приподняла голову, чтобы можно было привязать к ее шее руки летчика. Потом Книга подождала, пока на нее сядет девушка и осторожно встала на ноги. Все вместе они двинулись в путь.

Из партизанского отряда летчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

157 слов

Сочинение

Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?

План

1.Тезис (утверждение можно сформулировать, опираясь на вопрос)

2.Аргументы (доказательства своего утверждения с опорой на текст и жизненный опыт или примеры из литературы, фильмов, телепередач и т.д.)

3.Заключение (Вывод, связанный с темой сочинения и аргументами)

Человек и животные – дети одной природы-матери, а в природе все взаимосвязано. Поэтому в жизни можно встретить немало примеров дружбы человека с животными.

Об одной из таких историй рассказал писатель А.Василевич. Речь идет о дружбе девушки – партизанки с лошадью по кличке Книга. Их связывала настоящая дружба. Не раз лошадь спасала Таню, вынося из боя. Но и Таня относилась к Книге, как к настоящей подруге, делясь с ней последним куском хлеба.

О дружбе человека с животными написано много произведений. Вспомним рассказ И.С.Тургенева «Муму». Глухонемой от рождения, Герасим не имел семьи и детей. Но он

так заботился о собачке, как иная мать не заботится о ребенке. Для него единственной радостью было общение с Муму. И она тоже привязалась к Герасиму, чувствуя его любовь и доброту. К сожалению, история их дружбы заканчивается трагически. Герасим пережил страшные минуты расставания со своей любимицей, и это стало последней каплей его терпения. Потеряв Муму, он больше не захотел жить в доме барыни.

Я думаю, правильно животных называют нашими братьями меньшими. Люди должны относиться к ним по-братски, и животные ответят любовью и преданностью.

Приложения

Памятка №1

Приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

Приём первый - исключение:

Слов;

Словосочетаний;

Повторов;

Цитат;

Одного или нескольких синонимов;

Уточняющих и поясняющих конструкций;

Фрагментов предложений;

Целых предложений.

Приём второй - обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

Замена простых предложений сложными.

Приём третий - упрощение:

Слияние нескольких предложений в одно;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена СПП простым;

Замена прямой речи косвенной;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением .

Как писать сжатое изложение

Памятка №2

1. Прочтите текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

а) выясните лексическое значение непонятных слов;

б) определите тему текста (о чем текст?).

в) сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста (разговорный, научный, публицистический, научно-публицистический) и тип речи (повествование, описание, рассуждение). Вспомните особенности построения текста:

а) повествование - завязка, развитие действия, кульминация, спад и развязка действия;

б) описание - предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в) рассуждение - тезис, аргументы, вывод.

4. Составьте план текста, выделяя микротемы (абзацы) каждой части и озаглавливая их (памятка 2).

5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

6. Прочтитете текст во второй раз.

7. Определите способы сокращения текста (памятка 1. )

8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст (учитывайте смысловые связи между частями текста: временные, пространственные и др.).

9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

11. Объём изложения - не менее 70 слов.

12. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. (Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком).

13. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

14. Перепишите текст, внимательно проверьте его (3 раза).