Собор оптинских старцев. Значимые праздники на подворье: престольные и оптинские праздники Собор оптинских старцев

Собор Оптинских старцев - праздник, посвященный памяти 14 монахов, проживавших в в период XVIII-XX веков (Оптинских старцев). В этот день прославляются:

1. иеросхимонах (Наголкин), 1768-1841;
2. иеросхимонах (Иванов), 1788-1860;
3. схиархимандрит (Путилов), 1782-1862;
4. схиигумен (Путилов), 1795-1865;
5. иеросхимонах (Пономарёв), 1805-1873;
6. иеросхимонах (Гренков), 1812-1891;
7. схиархимандрит (Антимонов), 1810-1894;
8. иеросхимонах (Зерцалов), 1824-1894;
9. иеросхимонах (Литовкин), 1837-1872;
10. схиархимандрит (Плиханков), 1845-1913;
11. иеросхимонах (Потапов), 1855-1922;
12. иеросхимонах (Тихонов), 1853-1928;
13. иеромонах (Беляев), 1888-1931;
14. архимандрит (Бобраков), 1865-1938.

Возникновение традиции оптинского старчества связано с возрождением православной жизни в Российской империи в конце XVIII - первой половине XIX веков. Именно в этот период монастырь Оптина пустынь, ранее переживавший период упадка, фактически стал неформальным центром духовной жизни России. Этому способствовало то, что первые настоятели возрожденной обители, Моисей и Леонид (в схиме Лев), были последователями святого преподобного , возрождавшего традиции исихазма (православного аскетизма), ставшего основой Оптинского старчества. Оптинские старцы следовали принципам послушания, глубокого смирения перед Богом, их образ жизни соответствовал тому, что старцы проповедовали.

Большой авторитет в общественном сознании Оптинские старцы приобрели на фоне начавшихся в 60-е годы XIX века преобразований в России. Отмена крепостного права, зарождение интеллигенции, появление многочисленных революционных организаций - все это привело к том, что у старцев Оптиной пустыни стали искать ответы на духовные, мировоззренческие вопросы не только простые люди, но и известные представители творческих профессий. Для исповеди и бесед со старцами Оптину пустынь посещали Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Соловьев и многие другие.

Сами старцы также оставили обширное литературное наследие, издающееся под названиями "Письма Оптинских старцев", "Поучения Оптинских старцев", "Беседы Оптинских старцев", "Молитвослов Оптинских старцев", "Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских" и являющееся одним из памятников православной мысли XIX века. Сохранились сведения о многочисленных предсказаниях Оптинскими старцами Первой мировой войны, гонений большевиков на православие, последующего возрождения церкви в России и других событий.

Один из старцев, Исаакий Оптинский младший, был расстрелян в годы Советской власти за "церковную деятельность" и прославлен как новомученик. Каноническое прославление Оптинских старцев началось на Поместном соборе Русской православной Церкви 1988 года. В этом году был канонизирован иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы были прославлены поначалу как местночтимые (26 июля 1996 года), а в 2000 году - общецерковно. 25 декабря 2009 года служба Собору преподобных Оптинских старцев была утверждена Священным Синодом.

Мощи старцев Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономарева), Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова) и Анатолия (Потапова) были обретены в 1998 году в Оптиной пустыни.

В память об Оптинских старцах освящена в Минске (Белоруссия).

Благочестивые святые из Оптиной пустыни - известные светила веры православной, жившие в 18-20-х столетиях. Они предрекали революцию, учили народ, как жить для Бога, а не для своей выгоды. Икона оптинских старцев показывает их всех вместе - как они предстоят сейчас перед Богом, молясь за свою Родину.


Великие подвижники

Всего известно 12 старцев, которые изображены на иконе, она называется «Собор», т.е. когда все собираются (также именуется и праздник в честь святых отцов):

  • Иеромонахи все проживали и служили в Оптиной пустыни, кто-то имел высокую должность, кто-то был наставником в молитвенном делании, стяжал дар прозорливости и чудотворения, но все были настоящими духовными лидерами;
  • на заднем плане видна Оптина пустынь (монастырь);
  • старцы все представлены в облачении (монахов в нем и хоронят), в руках держат либо книги, либо свитки, у некоторых в руках - крест;
  • над всей композицией возвышается образ Пречистой Девы (тип Оранта - молящаяся), она изображена на другом фоне, не на золотом, а на синем. Это знак того, что святые пребывают на Небесах в другой реальности, непохожей на земную.

Каждый подвижник имел собственные подвиги, которые подробно описаны в православной литературе. Особенно прославились некоторые своими краткими поучениями, богословскими трудами, предсказаниями. Многие принимали паломников, оптинские старцы написали очень известную молитву, состоящую из 12 стихов, которая сегодня есть практически в каждом молитвослове.


Молитвенники о народе Божием

Образ помогает сосредоточиться на молитве, которая является главным утешением для монахов, как и для мирян. Значение оптинских старцев для российской истории очень велико - они начали возрождение духовности, напомнили народу о том, что он имеет главное сокровище - свою веру.

Перед иконой надо просить, чтобы старцы молились к Господу о прощении ваших грехов, чтобы помогли стяжать дары Святого Духа - смирение, терпение - которые ведут к спасению души. Многие находят поучительным чтение духовной переписки, наставлений великих святых. Это духовное достояние нашего народа. Старцы, чей образ сохранился на иконах, очень любили не только своих братьев-монахов, но и для мирян оставили много поучений, пропитанных любовью и теплотой. Писали о разном:

  • о значении веры, основных истинах православия;
  • что является целью жизни христианина;
  • каким должен быть пост, угодный Богу;
  • как развивать таланты, данные Господом;
  • какие опасности встречаются на духовном пути.

На иконе оптинские старцы предстоят Матери Божией - в этом и вся суть монашеской жизни. Достойные мужи положили всю свою жизнь на алтарь веры, всем православным следует по возможности подражать им как делами во славу Божию, так и усердием в молитвах.


Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Икона оптинских старцев - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Список старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) - первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) - брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805-1873) - ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) - великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами , а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) - скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) - ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855-1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853-1928) - последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) - ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

История канонизации

  • 1988 год - по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
  • 26-27 июля 1996 года тринадцать оптинских старцев причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни с обшим соборным празднованием 11 (24) октября.
  • 10 июля 1998 года - обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
  • 2000 год - решением Архиерейского собора Оптинские старцы прославлены для общецерковного почитания.

Молитва

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша .

Кондак, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших .

Примечания

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Русские православные святые
  • Православные мученики
  • Христианские святые XX века
  • Канонизированные в XX веке
  • Святые по алфавиту
  • Соборные праздники
  • Иконы

Wikimedia Foundation . 2010 .

24 октября Православная Церковь установила торжество в честь празднования Собора благочестивых религиозных деятелей – Оптинских старцев. В составе собора состоит 14 священнослужителей, и некоторые из них очень популярны во всём мире, так как регулярно отправлялись с проповеднической миссией в другие страны.

Ежегодное почитание памяти преподобных Оптинских старцев

Например, нельзя не выделить игумена Антония или иеромонаха Никона - они посвятили всю жизнь служению Господу Богу, а также помогали нуждающимся людям. На сегодняшний день многие люди идут в церковь, чтобы отдать дань уважения и почет старцам, а также стать участниками торжественного богослужения в их честь. Если у вас не получается сегодня пойти в храм на службу, то рекомендуется помолиться дома, перед иконой святителей.

Состав собора Оптинских старцев

Из 14 святых, первым нужно выделить иеромонаха Льва, который стоит в верхней строке списка. Мужчина жил с середины 1788 года до 1841 года включительно. Почитают иеромонаха Льва за его проповедническую деятельность и многочисленные наставления, которые помогли многим грешным людям стать на путь истинный. Далее, важно отметить иеромонаха Макария (1788-1860 гг.), который жил много лет в Оптиной пустыни, не пересекаясь с другими людьми. Он отличался от многих других святых тем, что всегда постился, любил уединенную жизнь, а также всегда давал ценные советы. Примечательно то, что люди отправлялись на поиски святого в Оптину пустынь, чтобы поговорить с ним, и перенять некоторые жизненные наставления. Далее, в списке Оптинских старцев идут Архимандрит Моисей (1782-1862), Игумен Антоний (1795-1865), а также Иеромонах Иларион (1805-1873). Святые были настоящими подвижниками православия, так как не боялись давления со стороны властей, которые были против христианской религии. Они, безо всякого страха, проповедовали Слово Божие даже тогда, когда власти бросали в тюрьму за веру в Господа Бога.

Стоит отметить и таких выдающихся чудотворцев, как иеромонах Амвросий и иеромонах Иосиф – они были действительно талантливыми целителями и чудотворцами, и не раз удостаивались чудесного видения Пресвятой Богородицы во снах и наяву. Архимандрит Исаакий был самым известным среди всех управляющих Оптиной пустыни. В этот период про данное место узнало действительно много верующих людей и язычников, которые впоследствии массово стали принимать христианскую религию. Известными проповедниками Оптиной пустыни были такие личности из списка, как иеромонах Анатолий, архимандрит Варсонофий, архимандрит Исаакий, а также иеромонах Анатолий II, занимаясь просветительством людей из различных городов и поселков. Иеромонах Нектарий, вместе с иеромонахом Никоном были учениками архимандрита Варсонофия, а потому продолжали его благочестивое дело, проводя богослужения в Оптиной пустыни, и возвращая на путь истинный многие заблудшие души.

24 октября Церковь празднует Собор Оптинских старцев. В этот день православные христиане вспоминают тех, кто взял на себя подвиг непрестанной молитвы и жизни в Оптиной пустыни.

Собор Оптинских старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) – первый Оптинский старец, который восхищал людей своим смирением и непрестанной молитвой за весь род человеческий. Его доброта и доверие Богу стали примером для всех нас.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) – Современник преподобного Льва, после его кончины взял на себя подвиг старческого окормления. Изданные, благодаря его усилиям, святоотеческие труды были широко известны среди современников и до сих пор читаются православными христианами.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) – при старце Моисее были построены многие здания Оптиной пустыни, в том числе для нужд благотворительности. Он помогал странникам и беднякам, при нем начался расцвет обители.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) – Несмотря на телесную немощь Схиигумен Антоний обладал удивительной силой души и даром учить людей. Для многих он стал великим учителем веры христианской. Его талант наставлять, данный Богом, не мешал ему оставаться смиренным и кротким человеком.
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805-1873)- ученик старца Макария, который смог вернуть в Русскую Православную Церковь сомневающихся и тех, кто уходил от веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) – старец Амвросий прославлен многими православными чудесами по молитве к нему, явленными после его кончины.
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) – старец Исаакий бережно хранил духовные заветы своих предшественников. Благодаря ему мы знаем о первых Оптинских старцах.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) – скитоначальник, который также окормлял насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Умел найти слова утешения в любом горе и был учителем и наставником для многих, приходивших к нему.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) - ученик преподобного Амвросия, который еще в земной жизни не раз был удостоен явления Богородицы. Современники отмечали, что видела, как старца Иосифа озарял божественный свет.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) – в русско-японской войне Схиархимандрит Варсонофий не оставил свой пастырский долг, являя бесстрашие и любовь к людям.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855-1922) – его пастырское служение выпало на годы революции, воинствующих настроение в обществе, революционные годы. Никогда он не отрекался от своей веры и находил слова утешения для страждущих.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853-1928) - последний соборно избранный Оптинский старец, который провел трудные годы в изгнании за веру во Христа. Совершал православные чудеса, которые были явлены им еще при жизни.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) – за веру во Христа принял мученическую смерть в изгнании в годы богоборчества.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. С честью, верой и мужеством он перенес все испытания. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Собор Оптинских старцев – время для молитвы великим подвижникам, которые стали для нас примером несокрушимой веры и были прославлены чудесами, явленными через них еще в дни земного пути.

Тропарь преподобных Оптинских старцев

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак преподобных Оптинских старцев

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Величание преподобных Оптинских старцев

Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Собор Оптинских старцев – Молитва Оптинским старцам

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии;

сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Вы прочитали о Соборе Оптинских старцев.