Понимание труда как предназначения человека характерно для. Предназначение человека. По мнению шпенглера

Труд - это целенаправленная трудовая деятельность человека в процессе общественного производства, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность - это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых работниками, объединенными в производственной организации.

Отметим характерные свойства труда :

1. Осознанность действий . Это означает, что, прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, т.е. мысленно представляет себе результат труда.

2. Целесообразность действий. После того как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, какие ресурсы использовать, при помощи какой технологии;

3. Результативность действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат;

4. Общественная полезность действий . Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества; 5. Энергозатратность действий. Проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами труда и определяет его социальную структуру. Характер труда выражает то особенное, что присуще труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих отношений.

Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:



1. Физический и умственный труд. Физический труд - простейший вид труда, требующий в основном затрат мышечной энергии работника. Умственный труд - умственные усилия людей, направленные на производство товаров и оказание услуг. Он характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знаниях, организации, управлении и т.п. Деление труда на умственный и физический носит условный характер, поэтому речь идет о преобладании умственных и физических усилий в труде;

2. Творческий и репродуктивный. Творческий - это труд созидательный, в процессе которого создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, необходимых условий. Репродуктивный труд - это воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих элементов труд;

3.Простой и сложный труд. Простой труд - это труд неквалифицированный, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки.Сложный труд, - это квалифицированный труд, который создает в единицу времени большую стоимость, чем простой труд.

В зависимости от характера труда различают:

1. Частный и общественный труд. В товарном производстве, когдаотдельные производители изготавливают определенные товары,индивидуальный труд выступает как частный труд в связи схозяйственной, производственной и юридической обособленностьюсобственников средств производства.

2.Индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - этотруд отдельных работников (менеджеров, токарей) илипредпринимателей.Коллективный труд - это такой труд, когда
люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы (предприятие, отдел, лабораторию, цех, бригаду), причем размер коллектива не имеет значения;

3. Наемный и самонаемный труд. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств
производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

4. Конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется
конкретным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный- стоимость товара.

По продукту труда различают производительный и непроизводительный труд.

Производительный труд - это труд, непосредственно участвующий в создании натурально-вещественной формыобщественного богатства, совокупного общественного продукта,национального дохода. Это труд, в процессе которого производятсяматериальные блага, услуги и который приносит прибыль. Процесструда, создающий услуги, и процесс их потребления слитывоедино. Услуги существуют в форме деятельности, их нельзянакопить.

Непроизводительный труд - это труд, создающийсоциальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, ноне является производительным, так как не материализуется и невоплощается в отдельном продукте.

По степени участия человека в процессе труда различают:

ручной труд, который осуществляется или полностью вручную, или с помощью ручных орудий труда;

механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сварки при помощи
специализированного аппарата);

машинный труд, когда основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий. Работник вручную выполняет лишь
вспомогательную работу по управлению машиной и ее обслуживанию;

автоматизированный труд, когда основная работа полностью автоматизирована, а вспомогательная работа автоматизирована частично. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку;

компьютеризированный труд, когда работа выполняется при помощи специальноразработанных компьютерных программ, а работник осуществляетлишь управление и контроль за работой компьютера;

высокотехнологический труд классифицируется в зависимости отстепени прогрессивности применяемых в процессе трудатехнологий.

В зависимости от методов привлечения людей к труду различают:
принудительный труд, когда имеется прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть следствием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм;

необходимый труд - это труд по необходимости, чтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

добровольный труд - это труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него - это средство самовыражения и самоутверждения, Иногда для осуществления подобной работы люди используют собственные средства, например, создают благотворительные, общественные фонды и т.д.

По предмету труда различают:

управленчески й труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач;

научно-технический труд - вид трудовой деятельности по проведению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, обеспечению конструкторского технологического сопровождения производства продукции, испытания, технического контроля, ремонта оборудования, энергетического обслуживания и т.п.;

производственный труд - вид трудовой деятельности, непосредственно связанный с производством продукции или оказанием услуг;

предпринимательский труд - это самостоятельный труд, осуществляемый на свой риск, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

17. Производственный процесс, классификация трудовых и технологических процессов

Производственный процесс - это совокупность процессов труда и технологии, необходимых для регулярного достижения определенной производственной цели; он характеризуется особым технологическим содержанием и требует для своего выполнения специальных средств производства и рабочих определенных профессий.

Технологический процесс - это целесообразное изменение формы, размеров, состояния, структуры, положения, места предметов труда. Технологический процесс можно также рассматривать как совокупность последовательных технологических операций, необходимых для достижения цели производственного процесса (или одной из частных целей).

Технологические процессы классифицируют по следующим основным признакам:

1. По источнику энергии , необходимой для осуществления процесса:

пассивные (естественные), активные. Пассивные технологические процессы происходят как природные процессы и не требуют дополнительно преобразованной человеком энергии для воздействия на предмет труда (сушка сырья, остывание металла в обычных условиях и т.п.). Активные технологические процессы протекают в результате непосредственного воздействия человека на предмет труда либо в

результате воздействия средств труда, приводимых в движение энергией, целесообразно преобразованной человеком.

2. По степени непрерывности :

непрерывные (проходящие круглосуточно, могущие прерываться в связи с окончанием рабочего дня или после выполнения заданной программы выпуска),дискретные (циклические, нециклические) . При непрерывных процессах технологический процесс не прерывается во время загрузки сырья, выдачи готовой продукции и контроля процесса. Дискретные процессы характеризуются наличием перерывов в воздействии на предмет труда. В свою очередь они подразделяются на циклические и нециклические. К циклическим относят прерывные процессы, повторяющиеся при выполнении конкретного производственного задания по изготовлению данной продукции (выработка сливочного масла, механическая обработка серии деталей на станках и т.д.). К нециклическим относят прерывные процессы, не повторяющиеся или повторяющиеся в различной последовательности (термическая обработка деталей при мелкосерийном и единичном производстве). 4. По способу воздействия на предмет труда : механические, аппаратные . Механические процессы осуществляются вручную или с помощью машин (станки, сборочные автоматы и т.д При аппаратных процессах изменяются физико-химические свойства предметов труда под воздействием химических реакций, тепловой энергии, различного рода излучений.
Трудовой процесс - совокупность действий исполнителя или группы исполнителей по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемых на рабочих местах.
Трудовые процессы различаются:

1. По характеру предмета и продукту труда : вещественно-энергетические, информационные. Вещественно-энергетические трудовые процессы характерны для рабочих, а
информационные - для служащих. Предметом и продуктом труда первых является вещество (сырье, материалы, детали машин) или энергия (электрическая, тепловая, гидравлическая и т.п.), вторых - информация (экономическая, конструкторская, технологическая и т.п.). 2. По функциям:основные и вспомогательные Основные - процессы выпуска продукции, вспомогательные - процессы обслуживания оборудования и рабочих мест, общецеховые - ремонтно-транспортные, контрольные, складские, уборочные; общезаводские - процессы выпуска продукции общезаводских цехов (вспомогательных, инструментальных, энергетических и др.).

3. По степени участия человека в воздействии на предмет труда : ручные, машинно-ручные, машинные и автоматизированные . Ручные процессы осуществляются одним рабочим или группой вручную простейшими орудиями (топор, рубанок, лопата, гидравлический инструмент и т.п.). В результате предметы труда изменяются под воздействием физических усилий работников. При машинно-ручных процессах материал обрабатывается механизмом при непосредственном участии работника (шитье на швейной машине, обработка деталей на станке с ручной подачей и т.д.). К машинным процессам относятся процессы, при которых форма, размеры, вид, положение предмета
изменяются исполнительными механизмами машины.

4. По организационному признаку: индивидуальные и коллективные (групповые, бригадные) трудовые процессы.

Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии. Е.А. Климов выделил следующие основные "предрассудки" о труде и психике (см.Климов, 1998. С. 21-32 ):

1. Идеал "легкого труда". Например, таким "идеалом" мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориентировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т.п. Получается что-то страшное, что-то вообще не похожее на человека. Именно способность переживать, мучиться (знаменитые "муки творчества"), рисковать, мобилизовывать свою волю отличает человека от машины, от робота. Но все это предполагает определенные усилия.

2. Наивный антиэнтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явления в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все "разложено по полочкам", во всем есть "порядок" и любая инициатива, любое творчество могут этот "порядок" разрушить… Но любая настоящая общественная и психологическая система (в отличие от структуры) находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых отношениях. И именно это обеспечивает настоящую жизнь с ее проблемами и сложностями. Поэтому труд психолога не сводится к тому, чтобы во всем "наводить порядок". Более интересная задача психолога - помогать человеку обнаруживать противоречия жизни (включая и противоречия собственной души) и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.

3. Душеведческая "слепота" проявляется в неспособности "со-переживать и со-веселиться другому человеку" (по А.Н. Радищеву). Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по анализу различных обстоятельств составлять правдивый образ другого человека. И очень часто психолог опирается не только на свои "методики" (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюдений, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.

4. Презумпция превосходства "ученого" над "практиком" проявляется в том, что те, кто считают себя "учеными", начинают учить "практиков". Хотя так называемые "практики" часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что большинство выдающихся психологов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс и др.) - "выходцы из практики"…

И даже в советской России, где долгое время некоторые направления психологической практики были под запретом (как "ненужные"), многие психологи, сами вынужденно оказавшиеся "теоретиками" и "исследователями", относились к практике с большим уважением и надеждой. А если вспомнить 20-е начало 30-х гг., когда в РСФСР активно развивалось такое практическое направление, как "психотехника" ("советская психотехника"), то ее успехи сразу же были оценены мировым психологическим сообществом.

Как уже отмечалось, подходы К. Маркса и Ф. Энгельса, по сути, и легли в основу разработки деятельностных теорий в отечественной психологии советского периода. В частности, А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства", "вне зависимости от отношения к ней субъекта", а главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда" (см. Леонтьев, 1981 , а также -Гиппенрейтер, 1988 ). При этом самколлективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим :

1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны.

2. Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую единицу - отдельное трудовое действие.

3. В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия.

4. Наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык...

Само развитие человека и человеческого труда связано с появлением возможности для большего выбора, с увеличением степеней свободы действия и всей деятельности (в основе чего лежало высвобождение передних конечностей еще у предшественников человека и т.п.). Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит - и планировать свою деятельность, что и послужило формированием человеческого сознания и его особой трудовой субъектности . При этом все равно остается множество проблем, связанных с психологическим изучением человека как субъекта труда, поэтому есть смысл попытаться разобраться с психологическими характеристиками если не человека во всей его сложности и противоречивости, то самого трудового процесса.

    На основании представлений К. Маркса о специфичности труда человека, В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности :

    • предметно-действенный (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда");

      физиологический (как "функции человеческого организма");

      психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). При этом отмечается, что "в психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль" (Шадриков, 1982. С. 23-24 ).

    Е.А. Климов выделилосновные психологические регуляторы труда (см.Климов, 1988. С. 19-21 ):

    • образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение...);

      образ субъекта труда (актуальный "образ Я"; обобщенный "Я-образ" - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества...);

      образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение...).

    Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда (см. Климов, 1988. С. 61-68 ):

    • сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию);

      сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

      сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);

      осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Например, даже если человек за рамками своих непосредственных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т.п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем выделенным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда, или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зарплату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е.А. Климовым слова "сознание", "осознанное" стоят на главных позициях). А собственно "эффективность труда" является скорее заботой самих работников и их руководителей.

Е.А. Климовым выделены также основные "эргатические функции" , которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности (см.Климов, 1988. С. 29-39 ). Напомним, что подэргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Самаэргатическая функция определяется как"любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

    Можно выделить следующие основные группы эргатических функций (см. рис.3.2):

    • духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);

      производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

      производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);

      материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

Выделение и рассмотрение понятия "трудовой пост и его структура" важно для уточнения производственного "смысла" данной профессиональной деятельности (см. Климов, 1988. С. 39-45).

Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто "отсиживание" на конкретном стуле и, по сути, имитацию работы). Такое понимание "трудового поста", возможно, поможет многим работникам, особенно творческих профессий, проще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их "не видно на рабочем месте"…

Для организации работы психолога труда важно выделить главный принцип его деятельности , который отражен в"золотом правиле психологии труда" (см.Климов, 1988. С. 56-58 ).

"Золотое правило" - это правило организации взаимосоответствия элементов системы: "человек - предмет труда - средства труда - среда" (если, например, вводятся новые требования к человеку-работнику, то это необходимо компенсировать в других элементах эргатической системы ). Различные "исходы" при реализации "золотого правила психологии труда" отражены в специальной таблице (см. табл.).

Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии:

Уровни самостоятельности человека в труде

Возможные "исходы" соответствия/несоответствия человека и труда

Согласование имеющихся возможностей

Формирование потребных возможностей

Профотбор

Подбор труда для человека

Формирование ПВК человека

Создание средств труда

Самостоятельная активность без помощи специалиста

"Естественный" отбор кадров

Самостоятельное профессиональное самоопределение человека

Профессиональное саморазвитие и самообразование

Самостоятельное улучшение и рационализация условий и средств труда

Самостоятельная активностьв условияхоптимального научного обслуживания

Профотбор на научной основе

Профконсультация

Специально организованное профессиональное образование

Специальное проектирование эргатических систем (инженерная психология)

Человек рассматривается как некомпетентный и пассивный

Профотбор как "отсев" непригодных

Профконсультация с позиций "жесткого" управления человеческим фактором

Направленное "жесткое" формирование ПВК

Проектирование эргатических систем как "вытеснение" человека из этих систем

    Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия" (см.Климов, 1988. С. 107 ):

    • область приложения сил человека (как субъекта труда);

      общность людей-профессионалов;

      подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;

      деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.

Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия" (см.Климов, 1996. С. 145-205 ):

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". "Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии", - отмечает Е.А. Климов (Там же. С. 177-178). Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды ("темные эпохи") использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную "миссию") в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции". Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Вероятно, подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько "благодаря" сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько "вопреки" этим обстоятельствам. А идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства сумеет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, т.к. нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

    Можно выделить следующие основные характеристики профессии :

    • это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

      это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает сильную спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно, обосновывается, что и получать он должен намного больше (в десятки раз - пример современной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не только традиционный анализ операционально-технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологического и культурологического анализа (см. подробнее об этом втеме 4 );

      это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что "при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию"). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не присваивается квалификация ("ключевая квалификация" - по Д. Мартенсу), если работник не демонстрирует "способность адаптироваться к динамичному производству и к легкому переходу от одного вида труда к другому") (см. Зеер, 1997);

      это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

      это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

      наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: "Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деятельность "…признается за профессию личным самосознанием данного лица" (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 161 ). Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п.

Примечательно, что у американцев различаются понятия "труд", "трудовые занятия" (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственнопонятие "профессия" (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы (см.Климов, 1995. С. 46 ).

Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).

Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят "по блату" на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо это вызывает их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство собственного достоинства).

Интересно, что А.К. Маркова выделяет близкое понятие - "профессиональную компетентность" , понимаемую как "индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне" (Маркова, 1996. С. 31 ).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: "меня на должность поставили" нередко и переводится так, что "из меня начальника сделали"). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу: "место работы и должность").

Исходя из сказанного, на трудный для многих студентов-психологов вопрос, "Что из себя представляет "руководитель психологической службы", профессию или должность?", существует простой ответ - "Это одновременно и профессия (как особый, ограниченный вид труда), и должность (и у руководителя есть своя должностная инструкция)". К этому можно добавить, что это, одновременно, и специальность (т.к. речь идет о руководителе в сфере психологических услуг), и трудовой пост, и квалификация (см. рис. 3.3)…

Цель данной статьи – определить понятие и принципы предназначения: что это такое, зачем оно есть, почему является практическим элементом жизни каждого человека. Многие моменты будут просто констатироваться как факты. Те, кто захотят, смогут легко проверить все на собственном опыте.

Что такое предназначение человека

Даже ученые знают о том, что у нас много тел. Помимо физического тела человека, существуют эфирное, астральное и ментальное тела. Может быть, что-то есть и дальше. Существуют приборы, которые четко регистрируют наши поля, некоторые из них умеют эти поля даже фотографировать, то есть выдавать их цветное изображение. Таким образом, можно анализировать и смотреть, что происходит в поле человека. Об этом давно известно.

Когда умирает наше физическое тело, одновременно умирает и эфирное – и мы все попадаем в астрал. Точнее, мы заново туда возвращаемся и перерабатываем накопленный в этой жизни опыт. По большому счету физическое тело дается нам для того, чтобы мы получили определенный опыт, побывали в определенной ситуации. В астрале мы находимся изначально, и возвращаемся туда, когда умираем здесь физически. Там мы перерабатываем то новое, чему научились, осознали и получили в этой жизни – все то, что с нами здесь произошло. Если же получится так, что необходимый опыт не получен, то человек сам выбирает, где ему родиться снова, в каких условиях, в какое время. Время в астрале не идет линейно – по сути, там нет понятия времени как такового. Вы можете сейчас жить в 20-ом — 21-ом веке. Потом, при желании, можно вернуться в какой-то предыдущий век. Если требуется определенный опыт, можно двигаться как угодно, в различных направлениях.

Если в данной жизни у человека не выполняется предназначение, то в следующий раз он сам себя ставит в более тяжелые условия, которые заставят его буквально насильственным образом выполнять поставленные задачи, накапливать нужный опыт.

Связь предназначения с влиянием планет

Каждый раз мы рождаемся в определенной системе, внутри некой целостной структуры. На нас оказывает очень сильное влияние наша солнечная система, расположение планет, место и время рождения, а также место, где мы сейчас пребываем. Если мы сейчас в одном городе, то события нашей жизни будут складываться одним образом, а если мы переедем в другой город или страну, события начнут разворачиваться по другому сценарию.

Вся наша жизнь делится на периоды, которые имеют определенную вероятность наступления. Цикличность очень разная, начиная от недель и заканчивая десятками лет в нашей жизни. Изначально, когда мы родились в каком-то месте в какое-то время, для нас пошел отсчет этих циклов. Эти циклы бывают как хорошие, так и плохие: есть циклы, когда удобно строить карьеру, заниматься вопросами здоровья, получать новое образование. А есть, наоборот, такие, когда возникает большой риск для жизни и здоровья, для финансов и т. д. Все эти периоды имеют вероятностный характер. Но их наступление и реализация сильно зависит от развития самого человека: у кого-то программа может развернуться слабо, а у кого-то в полную силу.

Условно говоря, если два человека хотят заработать денег, то в аналогичных условиях один будет иметь одну сумму, другой – совсем другую. Это очень сильно зависит от самого человека. Наступивший удачный период подталкивает человека, позволяет ему реализовывать все заложенные в этот период процессы. При этом самое важное, касаемо вопроса предназначения – это получение опыта за текущую жизнь. Понятно, что мы все зациклены на материальной стороне, что от денежных вопросов никуда не деться, многим будет тяжело без квартиры, без машины – это ясно. Но основная задача – это все равно опыт. Любые, даже материальные, аспекты в целом являются определенным следствием нашего мышления, нашего опыта, нашего кругозора.

Как узнать, какой опыт надо получить в этой жизни именно тебе.

Наше предназначение – это определенное направление нашей деятельности. Важно понимать, что это именно целое направление деятельности. Речь не о том, что вы должны мыть полы или каким-то другим конкретным делом заниматься. Речь о целых направлениях. Есть способы узнать свое предназначение, и основных пути для этого два. Первый – действовать перебором, интуитивно. Многие люди так и делают: занимаются различными направлениями и смотрят, что лучше всего получается, что нравится и что гладко идет, к чему есть интерес. Но для этого, естественно, надо перепробовать целый спектр занятий, не зацикливаться на чем-то одном. Годик поработать в одном направлении, потом годик в другом, потом годик в третьем и т. д. Пройдет пять-десять лет, пока вы наметите себе направление, в котором Вам лучше плыть, сможете интуитивно чувствовать такие вещи – и в этих направлениях развиваться.

Однако бывают моменты, когда надо четче или быстрее понять ситуацию. Подробнее разобраться, чтобы не тратить свое время. Можно год-другой поэкспериментировать, а можно быстрее узнать – это второй путь. И это как раз компетенция астрологии, механизмы гороскопов. Причем все это есть в общем доступе, Вы можете либо самостоятельно изучать астрологию и составлять гороскопы (потратив на это годы обучения), либо обращаться к тем людям, которые уже умеют это качественно делать.

Что будет, если не выполнять своё предназначение

Астрологические механизмы работают для всех, планетарные законы действуют абсолютно на любого человека. У каждого из нас заложена некая вероятностная цепочка событий, которая разворачивается в течение жизни. При этом от нас зависит, в какой мере она развернется. То направление деятельности, которое нам предписано, при необходимости можно менять – не обязательно на 100% ему следовать. Человек обладает свободой воли и сам в состоянии целенаправленно изменять свое предназначение. Для этого существуют разные технологии: работа с событиями, например. Когда астрологи сообщают человеку основные риски, он может на это реагировать. Контрмеры всегда можно принять, если вы знаете, что грозит какая-то потеря либо риск для здоровья. Всегда можно подстраховаться. Но за свою жизнь мы должны получить определенный опыт в этих направлениях – это цель нашей физической жизни, в этом конкретном физическом теле.

Если же человек не выполняет свое предназначение, занимается принципиально другим направлением, то у него постепенно возникают проблемы. Один из показателей, по которому можно определить, в правильном ли направлении Вы двигаетесь – это объективно оценить свою жизнь. Другими словами, если у человека все не ладится, нет личностного роста, финансовый доход слабый, то есть он живет впритык и денег почти не хватает на жизнь, то это явный признак того, что он занимается не тем, чем должен. Если Вы займетесь тем направлением, которым Вы должны заниматься в этой жизни, деньги у Вас будут. По крайней мере, на еду, одежду, дом всегда хватит. Это не значит, что Вы станете богатыми, но деньги всегда будут под нужные задачи.

Соответственно, надо отслеживать в своей жизни предостережения, а они всегда появляются, если Вы не туда зашли. Например, возникают проблемы: либо человек начинает слишком часто болеть, либо все время что-то не стыкуется на работе, либо он начинает заниматься каким-то делом, а оно: раз — не пошло, два — проблема возникает, хотя человек старается изо всех сил. Он может честно выкладываться полностью, узнавать нужную информацию, ему могут подсказывать опытные люди, но дело у него не клеится, не ладится. Это однозначный признак того, что человек занимается не тем, чем должен.

Проблемы могут нарастать вплоть до смерти, если человек не поймет, что совсем против предназначения прёт. Сначала будут некие предостережения в делах, потом – предостережения по здоровью.

Существует система, которая дает нам возможность развить себя в определенном направлении. Но если человек занимается не тем – он идет, по сути дела, против элементов этой целостной системы. Сломить систему не получится. Она намного мощнее, намного массивнее, обладает своими законами и правилами. Если Вы им следуете, то все складывается гладко, и Вам внутренне комфортно. В принципе, заботиться будет особо не о чем, у Вас все будет нормально. И со здоровьем, и в финансовом плане. Если же кардинально идти вразрез, устанавливать свои порядки, как я уже сказал, ничего хорошего Вас не ждет. К сожалению, мы не можем этой системе диктовать свои условия. Придется следовать уже установленным правилам, по-другому просто никак не получится. Это и наказание нам, и в то же время своеобразная помощь. Если Вам это не нравится, то можете сами создавать отдельные миры, в которых будут другие правила игры.

Как использовать Вселенские законы себе во благо

Элементы данной системы можно использовать с выгодой для себя. Хотя существует множество заблуждений насчет нее. Например, есть люди, которые считают, что надо развивать свой бизнес, и только это даст им решение всех финансовых вопросов. При этом человеку может быть предназначена, наоборот, исключительно классическая офисная карьера. Если посмотреть гороскопы разных людей, у каждого своя предрасположенность. Кому-то действительно лучше свой бизнес, и есть целые направления, куда ему лучше идти – но только эти направления. Если он пойдет в какие-то другие, возникнут проблемы.

Всегда необходимо проверять, есть ли у человека склонность к развитию карьеры. Один раз составлен гороскоп на человека – и уже ясно, что у него просто шикарно пойдет карьера, лучше всех. Ему даже особо делать ничего не надо будет: только начни, устройся в какую-нибудь компанию, дальше все само пойдет – будут продвигать. К 30 годам у человека должна быть прекрасно построенная карьера, если он сам целенаправленно не будет себя сбивать с пути. Например, попытается уйти в бизнес.

Для человека, у которого есть целый ряд бизнесов, гороскоп может дать ответ, на какой из них лучше сделать упор. Ведь понятно, что любой бизнес работает с ограниченными финансовыми средствами, ресурсами для развития и т. д. А надо понять, какой из бизнесов «выстрелит», чтобы сконцентрироваться на нем. Гороскоп легко позволяет это просмотреть. Аналогичным образом можно просмотреть и карьеру человека: прямо по направлениям, в какой сфере, в какие должности ему лучше идти.

Бывает же, что возникает вопрос, не сменить ли полностью работу и вид деятельности. По каждому конкретному человеку можно составить свой четкий список предпочтительных занятий.

Исходя из всего вышесказанного делаем вывод, что знания о предназначении можно использовать в самых разнообразных жизненных ситуациях.

Как понять свое предназначение?

Самый простой и быстрый способ – из гороскопа. Более сложный и долгий – из опыта. Если гладко складывается то направление, в котором Вы работаете, и Вам нравится заниматься этим, Вы там получаете развитие и самореализацию – значит, это ваше направление, занимайтесь им. Причем таких направлений у любого человека довольно много. При желании, если Вы чем-то позанимались, у Вас это отлично получалось, но стало скучно — можно перескочить на другое свое направление, это нормально. Получается интересная, своеобразная смесь.

Но проблема в том, что на опыте не всегда удается узнать свое предназначение, в том числе нет уверенности в его правильности. Астролог в свою очередь – это стороннее незаинтересованное лицо, который никогда тебя не видел, поэтому у него не будет субъективности и предвзятости.

Просто были случаи, когда человеку надо нарабатывать опыт общения с другими людьми, создания семьи, т.к. в прошлой жизни он делал всё только для себя.

А самому человеку не очень нравится общаться с другими, он любит быть один. Естественно он никогда и не поймет своё предназначение без помощи других.

Для того что бы более точно изучить представление женщин о жизненном предназначении, мы включили в теоретическую часть данной дипломной работы представление о жизненном предназначении человека «в целом», не разделяя его согласно половой принадлежности. От более общего представления о жизненном предназначении человека, далее приводится теоретический анализ непосредственно «мужского» и «женского» жизненного предназначения.

В теоретическом анализе женской сути, представлены характеристики семи женских архетипов по Ш. Болен, которые соответствуют определенным психологическим особенностям женщин.

Выстроенная таким образом, теоретическая часть дипломной работы, дает возможность развернуто, и более конкретно подойти к изучению данной темы.

Представление о жизненном предназначении человека

Проблеме осознания и поиска жизненного предназначения человека, посвящено немало работ в аналитической, экзистенциальной, гуманистической и социальной психологии. В общих чертах жизненное предназначение можно описать как жизненный путь, цель, задачу жизни, жизненную ориентацию, отрасль деятельности, роль или функцию в обществе, потенциал, реализацию своих способностей. Значимость изучения данного вопроса заключается в возможности изучить влияние социума на индивидуализацию человека.

К. Юнг писал, что развитие личности - это главная цель человеческой жизни. Конечная жизненная цель - это полная реализация «Я» - самореализация, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида .

В отечественной психологии к теме жизненного предназначения первыми обратились Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, В. Н. Дружинин, а так же представители зарубежной психологии Э. Фром и И. Ялом.

Б. Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву -- онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез -- развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями .

В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю . Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью . К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни К.А. Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека, которая проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию .

К.А. Абульханова-Славская (вслед за С.Л. Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин "жизненная стратегия", предложенный К.А. Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни .

По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира - социальной среды - зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа» . Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь - трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.

«Жизнь начинается завтра» - это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

«Жизнь как творчество» - это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни.

«Жизнь как достижение» - это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.

«Жизнь есть сон» - это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В. Н. Дружинин описывает данное состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ. Это ощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни» .

«Жизнь по правилам» - это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях - поощрению. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

«Жизнь - трата времени» - это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратится впустую.

«Жизнь против жизни» - это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание .

Э.Фромм считает, что у людей есть глубоко укоренившаяся потребность следовать правильной жизни, и совершать нравственные поступки. Не следование нравственному жизненному пути, вызывает в них утрату внутреннего равновесия и гармонии» . И. Ялом так же отмечает, если человек не осознал свое жизненное направление, деятельность или если предназначение человека не обладает характеристиками «добра», или «правильности», то у него возникает чувство разочарования и неудовлетворенности жизнью .

Жизненное предназначение, тесно связано с таким явлением, как -поиск смысла жизни человека. Поиск смысла жизни - это активность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется. К изучению смысла жизни в психологии, обратились: П. Вонг, А.Адлер, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, С. Франкл.

Канадский психолог П.Вонг пишет, что: «исследования смысла жизни тормозятся недостатком четко определенных и широко принятых понятий. Некоторые из используемых понятий, такие, как смысл жизни, жизненная цель, осмысленность, бессмысленность уже в достаточной степени проработаны, но еще несут на себе груз философских интерпретаций. Наиболее перспективным и эвристичным является понятие поиска смысла жизни» . Понятие поиска смысла жизни полагается в качестве интегративного (обобщенного) теоретического конструкта в силу нескольких причин.

1. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы.

2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет человека.

3. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.

4. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути.

5. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.

«Короче говоря, - заключает П. Вонг, - понятие «поиск смысла жизни «предполагает возможность строгого научного анализа, в отличие от других понятий, обремененных умозрительными интерпретациями» .

С позиций психологии человеческого бытия логично предположить, что за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути .

А.Адлер, считает, что понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И, наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации. Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла .

Д.А.Леонтьев смысл жизни, видит как особым образом организованную совокупность смысловых структур и связей между ними, которая обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности человека, во всех ее аспектах .

К. Роджерс, отмечает, что человек реагирует на среду так, как она представлена в его восприятии и переживании. Эта сфера восприятия для человека является «реальностью». В психологическом смысле реальность - это, главным образом, личный мир восприятий человека, хотя в социальном плане реальность состоит из тех восприятий, которые имеют большую степень общности для многих людей . Похожей точки зрения придерживается В. Франкл, он считает, что смысл жизни и ценность человечейской личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует. Деятельность личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе . Таким образом, в данной дипломной работе изучается не когнитивные, поведенческие и мотивационные процессы самого человека, которые больше связаны с поиском смысла жизни, а изучается стереотипное представление общества относительно жизненного предназначения человека. Представление о жизненном предназначении с точки зрения стереотипов, позволяет показать возможные варианты проявления личности, в более конкретных образах, направленных на реализацию себя во внешнем мире.

В рамках данной дипломной работы, мы так же изучаем труды современных психологов А.М.Жалевича, О.И. Моткова, Н.И.Козлова и О.Г. Торсунова, посвященные проблеме жизненного предназначения.

А.М. Жалевич, в своей книге «Найди свой путь!», отмечает, что предназначение то или иное есть у каждого человека. И как все люди, находятся на различных этапах своего развития, так есть и разные уровни жизненного предназначения человека. Жизненное предназначение он описывает как: цель, задачу жизни; путь, дорогу, направление, вектор движения; отрасль деятельности; роль, функцию в обществе; потенциал, талант; место, время выбранные Высшим «Я» человека для максимально полной, наиболее оптимальной реализации способностей, раскрытие внутреннего потенциала индивидуума, гармоничного взаимодействия с окружающей средой (обществом, природой). Он так же считает, что один человек может знать и быть убежденным в своем предназначении, а второй отрицать и даже критиковать такую категорию, как «жизненное предназначение» .

А.М. Жалевич выделяет признаки указывающие на то, что человек не нашел или не осознал своего жизненного предназначения:

Внутреннее неудовлетворение от своей деятельности, от своих успехов и результатов своей работы;

Чувство, что жизнь проживается без смысла, проходит впустую;

Постоянная смена мест работы и сфер деятельности;

Отсутствие состояния счастья, радости, морального удовлетворения в повседневной жизни;

Проблемы на работе, в делах, со здоровьем, в отношениях;

Неудача или провал в каком-то деле или проекте, даже когда человеком выполнено все правильно, разумно и добросовестно;

Ощущение нехватки в жизни чего-то очень важного, чего-то такого, без чего наша жизнь теряет смысл;

Чувство растерянности и ощущение, будто Вы зашли в тупик .

Основываясь на признаках, которые указывают, что человек не нашел своего жизненного предназначения, мы можем предположить, что когда человек осознает свой путь и будет следовать своему предназначению, он:

Получит внутреннее удовлетворение от того что он делает и от результатов своей работы;

Будет ощущать чувство полной жизни и осмысленность своего существования;

Не будет постоянно менять свою работу и сферу деятельности;

Будет находиться в состоянии счастья, радости и морального удовольствия в повседневной жизни;

У него улучшаться отношения на работе и в личной жизни;

Будет более крепкое здоровье.

Таким образом, мы можем предположить, что очень важно каждому человеку осознать и следовать своему жизненному предназначению.

И.О. Мотков определяет жизненное предназначение как жизненную ориентацию человека, его общую жизненную направленность, выражающую предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом. Он выделяет восемь жизненных предназначений человека:

1. Исполнитель;

2. Творец;

3. Руководитель;

4. Подчиненный;

5. Поддержка других;

6. Поддержка себя;

7. Ситуативная ориентация;

8. Духовная ориентация .

По данной теме Н.И Козлов в своей статье о жизненном предназначении пишет, что жизненное предназначение в основном понимается, как «социальное», означающее, что жизненный путь человека предписан ему его семьей и окружением. В подтверждение этому, он приводит пример с сыном короля, который родившись, воспитывался как будущий король, и с сыном купца, предназначение которого стать купцом, сыном своего отца. По мнению автора, помимо «социального» жизненного предназначения, существует «мистическое». Это идея жизненного пути, предназначенного человеку некой Высшей силой. В отличие от социального предназначения, мистическое пишется обычно с большой буквы, как «Предназначение человека». Популяризатором этого взгляда был модный писатель Пауло Коэльо. Н.И. Козлов, в своей работе, так же как и А.М Жалевич, считает, что свое предназначение получает каждый человек и следование своему предназначению делает жизнь человека радостной и достойной, наполненной смыслом, а не выполнение - автоматически обрекает на тоску и переживание бессмысленности существования .

Торсунов О.Г., основываясь на ведических знаниях («Веды» - сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите), разделяет людей на четыре типа, которые определяются по психотипу человека и его внутренней устремленности. Исходя из данного психотипа и по склонностям человека, автор определяет его предназначение в обществе.

1. Ученые и мудрецы:

Учёные или люди, склонные и способные к обучению и изучению;

Стремятся к познанию и хотят давать знание другим людям;

С детства стремятся к истине, желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят;

Испытывают большие трудности, если в голове не укладывается какая-то концепция;

Самое главное для них -- это понять смысл;

Беспокоятся и не удовлетворены, если чего-то не понимают;

Самая главная черта этих людей -- честность (их нельзя купить).

Ученые и мудрецы -- это люди, которые ведут за собой общество, дают высшие знания, ставят перед обществом цели, направляют по тому или иному пути. Данную категорию людей представляют интеллигенты, философы, ученые, писатели, деятели культуры. Это может быть простой школьный учитель, который от всей души направляет детей к высшему знанию, воспитывает у них духовные качества и учит быть хорошими людьми. Для таких людей характерна тяга к образованию, знаниям, духовным учениям.

2. Воины:

Люди, склонные к управлению, руководству;

Всегда стремятся к защите или установлению правил, законов;

Любой ценой стремятся сделать жизнь справедливой, правильной, часто поддерживают власть;

Самая главная черта характера -- стремление к справедливости и милосердию;

Склонны, в зависимости от своей степени интеллектуальности, находиться в разных структурах руководства, начиная с президента и заканчивая простым постовым милиционером или участковым (то есть, в зависимости от их уровня сознания, они выбирают ту или иную должность);

Имеют большое чувство долга и ответственность.

Воины -- не имеется в виду люди, которые воюют. Для воина главное долг, служение. В современном обществе войны - это управленцы, администраторы. Конечно, и военачальники, для которых служение Родине - самая главная задача. Такие люди, также могут заниматься бизнесом, но в отличие от купцов, для них самым важным является не прибыль, а реализации идеи. Они не будут заниматься каким- то сомнительным делом ради денег. Они оценивают данную деятельность с точки зрения нравственности и пользы для общества. Войны уважают образованных людей, ученых и мудрецов.

3. Торговцы:

Люди, склонные заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью;

Главная их черта -- щедрость и одновременно желание быть богатым;

Одна из их особенностей -- практичность;

Есть стремление экономить, делать всё практично и заниматься бизнесом;

В детском возрасте любят менять одно на другое, что-то коллекционировать, быть на высоте в каком-то деле (то есть стремление к выгоде).

Торговцы по-современному - бизнесмены. Они умны, прозорливы. Эти люди очень хорошо умеют зарабатывать деньги и умело ими управлять. У них нюх на прибыль, это для них главное. Все свои навыки и устремления они используют ради получения денег. Даже если они занимаются своим развитием, то результаты своих достижений будут использовать на расширение производства, увеличение прибыли т. д.

4. Рабочие люди:

Люди, которые любят мастерить и делать какую-то конкретную, практическую работу;

Хотят все делать своими руками;

Испытывают большое удовлетворение, если занимаются своим любимым делом и у них нет особого желания заниматься бизнесом или управлением, нет стремления к глубокому изучению, большим знаниям.

Рабочие люди -- это категория людей, способных преимущественно к физическому труду. Они лишь могут выполнять волю более развитых людей. Они - исполнители. Воплощают идеи на материальном плане. Им сказали - они сделали. Они не задумываются плохо или хорошо то, что они сделали. Они делают, не рассуждая. Как правило, такие люди, зависимы от животных инстинктов и значительную часть своих заработков тратят на удовлетворение страстей - еду и алкоголь. Высшая степень развития рабочего - стать мастером своего дела. Существуют мастера, к которым стоит очередь, будь то автомеханик или мастер по резьбе .

Проведенный в данной главе теоретический анализ жизненного предназначения человека, позволяет сделать следующие выводы и обобщения.

Жизненное предназначение есть у каждого человека, оно представляет собой, некий путь, сферу деятельности или жизненный ориентир, который способствует раскрытию творческого потенциала человека и способствует его развитию. Свое предназначение, каждый человек выбирает сам.

Следование своему жизненному предназначению делает личность человека гармоничной и целостной, а не следование приводит к ощущению пустоты, бессмысленности жизни и неудовлетворенностью собой.

Люди делятся на четыре типа: ученые и мудрецы, войны, торговцы и рабочие. Каждому типу людей, соответствует свое жизненное предназначение. Для ученых и мудрецов, жизненное предназначение заключается в том, что бы давать обществу знания, вести за собой, ставить цели и пути развития этого общества. Войнам - предназначено исполнять свой долг и служить. Торговцам - зарабатывать деньги. И последний тип людей это - рабочие. Предназначение рабочих заключается в выполнении каких - либо поручений. Приведенные выше типы людей и их предназначения свойственны как женщинам, так и мужчинам, они считаются общечеловеческими. В данном исследовании нам важно посмотреть, где женщины видят свое место в жизни, и какой характер ориентации жизненного пути в их представлении у современной «женщины». Видят ли они путь «женщины» в служении другим, или же современная «женщина» живет, руководствуясь собственными интересами; занимает ли она главенствующие позиции в жизни или же является исполнителем чьей-то воли.

Уже много написано о важном условии для того, чтоб стать счастливым человеком: выбирать свой путь, согласно своему предназначению. Но какое же оно это главное предназначение человека? Как определить свое место в жизни? На чем концентрироваться для достижения гармонии? Как выбрать род деятельности согласно своему предназначению в жизни и сущности?

Зачем знать человеку предназначение в жизни?

Веды, к примеру, — одно из древнейших священных писаний (индуизм) условно делят людей на 4 категории по предназначению в жизни, сравнивая общество с телом человека, а психотипы личности с его частями.

Способны ли почки выполнять функцию мозга?.. Нужно ли организму много голов и не одной руки?.. Мы создаем дисгармонию, выбирая модную престижную профессию в сферах изначально не являющихся нашим предназначением в жизни. А ведь каждому прописана с рождения «работа по душе», в которой есть все шансы достичь «правильных высот»! Главное понимать, что хороший столяр лучше плохого директора, а популярный боксер необязательно будет пользоваться таким же одобрением людей на руководящем посту… Слушая свою Душу, следуя своему предназначению в жизни, достигнешь значительно больших счастья и успеха, чем отправляясь против течения!

Ученые (Брахманы) и их предназначение в жизни

⇒ ГОЛОВА : ученые, мыслители, аналитики, мудрецы, философы, писатели, деятели культуры, учителя (в том числе духовные). В жизни предназначение этого типа людей обучать людей, дарить им знания и понимание, определять первоочередные цели, направлять к ним и задавать общее развитие. Именно этот тип людей имеет предназначение управлять развитием и контролировать продвижение глобальных дел.

Основной чертой людей с предназначением давать знания является склонность к постоянному обучению, стремлению к анализу и поискам истины – задача понять смысл . Им нужен простор для поиска истины и сохранения своей индивидуальности.

С детства выделяются своей любознательностью и желанием понимать суть, любят читать и узнавать что-то новое, умеют внимательно слушать. У такого ребенка есть чему поучиться большинству родителей. В любом возрасте испытывают почти физический дискомфорт, если чего-то не понимают. Часто интересуются духовными учениями и занимаются саморазвитием. Важно с детства прививать честность и желание защищать истину.

Могут стать несчастными, если перестают быть честными и прекращают обучаться, а в дальнейшем брюзжащими, если не имеют возможности выполнять свое жизненное предназначение – передавать знания. Дисгармонии добавит и внутреннее неприятие идей, которым они должны обучать.

Такие люди могут приносить значительный вред обществу, находясь под неправильным руководством. Людям с предназначением искать истину и обучать портит Карму отступление от честности и неподкупности.

Воины (Кшатрии) и их предназначение в жизни

⇒ РУКИ : управленцы, руководители, администраторы, основатели благотворительных фондов, правозащитники, военачальники, полицейские. Предназначение человека такого типа определяется не желанием завоеваний и побед, а желанием служения людям и Родине. Поэтому к данной категории можно отнести людей различных профессий, кто основывается на желании в первую очередь принести пользу обществу, защитить слабых, помочь окружающим, а не на прибыльности. Предназначение человека данного типа организовывать и продвигать задуманное Брахманами, объединять вокруг единой цели. Бизнес в данном случае не исключение, если главное для человека реализация его задумки, а не финансовая сторона.

Основная черта человека с таким предназначением – это желание бороться с несправедливостью , добиваться правды, заботиться и проявлять милосердие. Сильные духом, волевые, ответственные, высоконравственные, ценят правила и законы, из чувства долга способны на подвиг – в лучшем проявлении.

В худшем проявлении – агрессивные, диктаторы, забияки. Стараются подчинить все себе или определенным правилам, не задумываясь о целесообразности. Бедой может обернуться отсутствие благородства и жажда наживы. Другой проблемой зачастую является «уважение к умным людям, но не умение отличить образованного от мудрого». Человек по предназначению Воин будет очень несчастным, если в основе его поступков будет лежать жажда наживы, а не защита слабых.

К сожалению, в наше время таких дети чаще можно заметить не как борцов со справедливостью и защитников слабых, а напротив как забияк. Не стоит ударяться в переживания, если ваш ребенок именно такой. Взывайте лучше к его справедливости и будите благородство. Такой подход даст больше, чем критика для ребенка с предназначением «управленца». А вот на привязанность к деньгам, нравственность и ответственность детей с таким предназначением нужно обращать особое внимание.

Торговцы (Вайшьи) и их предназначение в жизни

⇒ ТУЛОВИЩЕ : бизнесмены, торговцы, хозяйственники, менеджеры. Человек с таким предназначением всегда знает, где и как достать необходимое, поэтому является незаменимым в любом проекте.

Основные черты человека с этим предназначением в жизни – практичность, экономность , непреодолимое желание достигать через занятие бизнесом большого достатка. У человека с предназначением торговать гибкий ум, способность во всем разглядеть перспективу и возможную выгоду. У них прекрасно получается зарабатывать и инвестировать, чтоб заработать еще больше. Даже собственное развитие и обучение люди с предназначением торговца расценивают как инвестирование в себя для извлечения большей прибыли в будущем. Несмотря на практичность, способны к большой щедрости и благотворительности.

Дети с предназначением Вайшьи с самого детства любят собирать коллекции и знают, как выменять у других малышей нужные ему предметы. Зачастую стараются достичь каких-то результатов в определенном направлении уже со школы, могут что-то продавать или составлять бизнес-планы с раннего возраста. Задачей родителей является обучить ребенка с таким предназначением щедрости и умению разделять блага с другими, чтоб избежать излишней жадности и скупости.

Частое негативное проявление этого предназначения в жизни, влияющее на карму: нежелание нести ответственность по договоренностям перед партнерами и работниками, желание «урвать кусок» даже от близких родственников, равнодушие, излишняя зависимость от материального.

⇒ НОГИ : в идеале рабочие, ремесленники, крестьяне, так как это люди, которые склонны мастерить своим руками, что-то создавать, выполнять какие-то определенные практические физические действия. На деле же людей с этим предназначением большое количество среди военных и офисных работников. Эта категория незаменимая опора любого общества, «ноги на которых стоит все тело». Лучшее направление – все связанное с физическим трудом.

В большинстве своем человек с этим предназначением выносливый исполнитель с практическим мышлением . Это человек дела, а не гигант мысли. Но, несмотря на то, что этой категории не свойственно стремиться в большой бизнес, заниматься самообразованием (часто и просто обучением) или управлять людьми, человек с предназначением исполнителя может проявлять завидную смекалку в своей профессии. Могут становиться очень востребованными профессионалами во всем, что касается практического применения по заданным параметрам (к примеру: швея, но не дизайнер; офис менеджер, но не менеджер по продажам; и т.п.).

Главный упор в воспитании детей с предназначением такого плана необходимо делать на дисциплине, трудолюбии, чистоплотности. Желание помогать по дому и уважение к старшим нужно прививать с малых лет. Каждый родитель хочет, чтоб его ребенок уверенно стоял на ногах, но с детьми, с предназначением в жизни «мастерить», будет неправильно настаивать на исключительно интеллигентной и престижной профессии. Зато не лишним будет дать понимание: обучаясь и совершенствуя свои навыки можно стать профессионалом высокого класса, тем самым, обеспечив себе высокий уровень комфорта и доходов.

Негативно на человеке с «рабочим» предназначением в жизни сказывается лень, нежелание получить практический навык. Вторым серьезным недостатком Шудры является нежелание заботиться о своем самочувствии. Сильные, физически выносливые в большинстве своем от природы, люди с предназначением исполнителя склонны ни только не соблюдать личную гигиену, злоупотреблять алкоголем и переедать, но и могут запускать серьезные заболевания. «Исполнители» по предназначению не склонны рассуждать и анализировать, и не задумываются о предыстории или последствиях поступков, поэтому основная часть кармической ответственности за их поступки лежит на тех, кто ими управляет (не вся, естественно!!!).

Подробно о воспитании детей по предназначению, психотипу и

Человек без предназначения или так не бывает?..

Есть еще одна категория людей – «неведическая» – самая обширная на данный момент. Это люди, индивидуальность которых была не выявлена в детстве или стерта в угоду модным влияниями в обществе. В привычку вошло не чувствовать свои положительные прорывы души, и со временем позитивные качества характера были полностью «убиты». Таким людям очень тяжело, потому что они не имеют своей цели, не знают смысла в жизни и не понимают в чем их жизненный план.

Среди людей идущих по жизни против своего предназначения наибольшее число неудачников. Понимание своего предназначения человеком открывает двери к счастью.