Философская школа платона. Академия платона Основатель школы академия

1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Ака­демии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Фе-
дон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2 . Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекра­щают свое существование; окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным ото­бражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3 . Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно ко­торому все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".

«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум": происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего"живого на Земле.

"Душа": подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - нич­то" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельно­го человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подзем­ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.


4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из создан­ной им идеалистической картины мира: поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "-чистые идеи"; "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (та­кой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"); "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духов­ной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подго­товленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно" только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство буду­щего", которого пока не существует и в котором отпадет необходи­мость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне суще­ствующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного человека; тирания - несправедливая власть одного человека; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедли­выми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигар­хию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устрой­ства, согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия - филосо­фы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддер­живают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы} - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (про­водят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, зах­ваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, до, пустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

7 . Историческое значение философии Платона в том, что: впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материа­листической "линии Демокрита"); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая око­ло 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Пла­тоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристо­тель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстиниа­ном как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

В XV веке в Италии зародились первые академии — тогда это были салоны интеллигенции, в которых обсуждались проблемы философии, эстетики и религии. сайт решил собрать главные факты о самой известной из них — Платоновской академии в Италии.

Философия неоплатонизма

В XV веке неоплатонизм достиг наибольшего расцвета, хотя зародился как философское течение в далеком III веке. Впрочем, задачи представителей этого движения за такой солидный промежуток времени практически не изменились — главной их целью по-прежнему было комментирование и систематизация текстов Платона.

Обращение к знаменитым диалогам Платона оказалось актуальным в XV веке не случайно — в культурном тренде было активное возрождение идей Античности. Приверженцы неоплатонизма противопоставляли себя догматизму схоластики и идеям Аристотеля, уделяя большое внимание миру идей, превознося человека.

Основатель Академии — Марсилио Фичино

Основателем флорентийской Платоновской академии стал Марсилио Фичино, выдающийся итальянский философ, гуманист, астролог. Изучение древних языков составляло обязательную программу в образовании европейских интеллектуалов, поэтому Марсилио изучал греческий и латынь в Флорентийской академии. Благо, что родители могли себе это позволить — отец Фичино был личным врачом Медичи и вращался в самых изысканных и образованных кругах утонченной и интеллектуальной Флоренции. Благодаря образованию Фичино получает знания также в области медицины, литературы и философии.


Благодаря переводам Марсилио Фичино идеи Платона стали широко известны


В 1468 году Марсилио завершил перевод всех текстов Платона на латынь. Благодаря переводам и комментариям Фичино идеи Платона стали широко известны. Идея воссоздать платоновскую Академию принадлежала вовсе не Марсилио, а знатному покровителю их семейства — Козимо Медичи. С выбором места встреч Академии особенных проблем тоже не было. Им стало одно из имений Медичи — вилла Кареджи близ Флоренции.

Площадка для дискуссии — вилла Кареджи

Встречи участников кружка, сформировавшегося вокруг Марсилио Фичино, проходили на вилле Кареджи более тридцати лет. Диспуты, дискуссии, беседы проходили в лучших традициях Академии Платона. Это были свободные интеллектуальные разговоры, обязательного для всех устава или членства в Академии не было. В состав постоянных учеников-гостей Академии входили представители самых разных профессий, а ее деятельность вызвала широкий общественный резонанс, став крупным интеллектуальным центром Возрождения.

Встречи неоплатонистов проходили на вилле Кареджи более 30 лет

Самые известные ученики Академии

На заседаниях Академии часто бывал сам Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Основной темой дискуссий была эстетика — учение о прекрасном. С диспутами Академии были связаны имена многих ведущих гуманистов своей эпохи.



Среди самых известных из них — Джованни Пико делла Мирандола, который попытался объединить все известные на тот момент философские течения в сборник «900 тезисов», Николай Кузанский, который смог сочетать занятия богословием с радикальными философскими взглядами. Участником встреч Академии был и гениальный художник Сандро Ботичелли. Можно смело утверждать, что флорентийская Академия была полезной интеллектуальной «тусовкой» для того, кто хотел построить академическую карьеру.

На заседаниях Платоновской академии часто бывал сам Козимо Медичи


Другие Академии Италии

Почти одновременно, в 1460-е годы, в Италии возникают и другие Академии — в Риме и Неаполе. Ведущие мыслители активно «воскрешали» философские идеи Античности, развивали их и комментировали, что положило начало традиции академического диспута. И если в будущем законом светского общения было угодить друг другу, доставить удовольствие в беседе, то здесь философы практически устраивали интеллектуальные дуэли. Плодами таких бесед зачастую становились философские трактаты, как, например, комментарий на «Пир» Платона Марсилио Фичино.

АКАДЕ́МИЯ ПЛАТО́НОВСКАЯ

(Ἀκαδήμεια) – филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (Ἀκάδημος). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом – лицом, выбираемым из среды представителей школы. Почти тысячелетняя история A. п. была историей борьбы антич. идеализма с материализмом. Исходя из объективного идеализма Платона, А. п. на разных этапах своей истории подпадала под влияние других идеалистич. школ и противостояла антич. материализму.

Т. н. Древняя (1-я) академия, возглавлявшаяся сначала самим Платоном, а затем последовательно его учениками Спевсиппом(ок. 348 – ок. 339 до н.э.), Ксенократом из Халкедона (ок. 339 – ок. 315 до н.э.), Полемоном (ок. 315 – ок. 270 до н.э.) и Кратетом (ок. 270 – ок. 265 до н.э.), находилась под влиянием пифагореизма, занимаясь гл. обр. мистич. математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой и натурфилософией с соответств. выводами для этики. Идеалистическая в основах своего учения, Древняя академия сыграла определенную роль в развитии и распространении математики и астрономии (Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Филипп Опунтский). С Аркесилая (265–241 до н.э.) А. п. выходит на путь скептицизма. Этот период ее истории получил название С р е д н е й (2-й) а к а д е м и и. Представителями ее были Лакид Киренский (241 или 240–224 или 222), Телекл, Эвандр, Гегесин. Карнеад Киренский является основателем т.н. Н о в о й (3-й) а к а д е м и и, к-рая углубила скепсис Средней академии и ожесточенно нападала на догматизм стоиков. Академич. скептицизм явился возвратом к сократовским методам философии. За Карнеадом в качестве руководителя Академии выступил его родственник с тем же именем, после него – Кратет из Тарса и затем Клитомах Карфагенский (ок. 129 – ок. 110 до н.э.). Преемниками Клитомаха явились Филон из Ларисы (учитель Цицерона) (4-я а к а д е м и я) и Антиох из Аскалона (5-я а к а д е м и я). При этих руководителях Академия стала заметно отходить от скептицизма и переходить на путь эклектизма, стараясь объединить философию Платона и современные ей школы стоицизма, пифагореизма и перипатетическую школу. С 4–5 вв. (Плутарх Афинский) Академия прочно связывается с неоплатонизмом. В 529 имп. Юстиниан в целях борьбы с языч. идеологией закрыл Академию, конфисковал ее имущество и распустил академиков, которые с тех пор стали искать себе прибежище за пределами Греции. В эпоху Возрождения под назв. "платоновской" существовала во Флоренции (1459–1521) академия, осн. Козимо Медичи. Гл. представителем ее был Марсилио Фичино. Академия успешно боролась со схоластизированным Аристотелем переводила и комментировала сочинения Платона. Она стремилась придать своему платонизму светский характер.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 249–58, 306–309; Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, с. 45–84; И. К. [Коpсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей..., Харьков, 1887 (см. разд. 29, 30, 47, 48); Zeller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 2–3, Abtl. l, 5 Aufl., Lpz., 1922–23; Sсhmekel A., Die Philosophie der mittleren Stoa, B., 1892; Sееl O., Die Platonische Akademie, Stuttgart, 1953.

  • - 1...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - руч. , пп Иликана в Тындинском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от слова академия...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - первоначально название носила философская школа, организованная Платоном в 388 г. до н.э. в Афинах. Её члены платили ежемесячные членские взносы. Учебные занятия и диспуты проходили по строгому расписанию...

    Исторический словарь

  • - местность недалеко от Афин, посвященная Академу. Сын тирана Писистрата Гиппарх оградил его стеной и соорудил гимнасий. Тут находились оливковая и платановая рощи, алтари Муз, Зевса, Эрота, Геракла и Прометея...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - согласно философским взглядам Платона существует "идея" вещи, предельное обобщение, смысл, сущность, то, что позволяет материи сформировать собственно вещь...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - - название некоторых учреждений и учебных заведений...
  • - - издательский центр, ОАО, Москва. Педагогическая, учебная для средней и высшей школы и учебно-методическая литература для начальных и средних профессиональных учебных заведений. http://academy...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Место близ Афин, окруженное высокими деревьями и украшенное статуями, где учил Платон, а после него его ученики; поэтому ученики Платона получили название академиков или академических философов...

    Энциклопедия мифологии

  • - наименование научных учреждений и высших учебных заведений, берущее начало от имени античного мифического героя Академа и названной в его честь местности в Аттике, близ Афин. Платон присвоил название А....

    Новейший философский словарь

  • - , школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа...

    Античная философия

  • - по определению ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 19 июля 1996 г. высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального...

    Словарь юридических терминов

  • Энциклопедический словарь экономики и права

  • - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - название нек-рых учебных, науч. и др. творч. учреждений. Слово "А." происходит от имени мифич. героя Академа, в честь к-рого названа местность близ Афин, где возникла Академия платоновская...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - древнегреческая философская школа основанная Платоном около 387 до н. э. в Афинах; названа по имени мифического героя Академа...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах...

    Большой энциклопедический словарь

"АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ" в книгах

АКАДЕМИЯ

Из книги Моя миссия в Армении. 1992-1994 автора Ступишин Владимир

АКАДЕМИЯ Такие настроения оставались традиционными не только для русистов из Университета или Брюсовского института, но для всей высшей школы и академической науки. Мне посчастливилось побывать в ряде институтов, выступать в частном университете имени

Платоновская академия

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Платоновская академия Лоренцо де Медичи был человеком с характером, вдумчивым и обладающим удивительной способностью принимать единственно верные решения. Им восхищались все флорентийцы, а он, соединяя в себе холодный расчет с поистине артистической

Платоновская академия и дух Возрождения Елена Сикирич, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Платоновская академия и дух Возрождения Елена Сикирич, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России Эпоха Возрождения: судьба одной мечты Эпоха Возрождения – не просто один из многочисленных периодов истории. Это своеобразный исторический феномен, один

1. Платоновская и аристотелевская линии в философии человека

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

1. Платоновская и аристотелевская линии в философии человека Не существует истории философской антропологии, как и истории вообще, написанной с вневременной или надвременной точки зрения. История всегда пишется в определенное время, и это «настоящее» оставляет свой

Глава 3. Платоновская теория форм или идей

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Глава 3. Платоновская теория форм или идей I Платон жил в период войн и социальных неурядиц, которые, насколько мы знаем, были еще более острыми, чем те, которые тревожили Гераклита. Когда он был подростком, крах племенной жизни в Афинах, его родном

8. Платоновская Академия после Платона

Из книги Античная философия автора

8. Платоновская Академия после Платона Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407–399), стоявший у руководства в течение всего остатка своей жизни (347–339). В ряде вопросов Спевсипп

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист»

Из книги Платон автора Асмус Валентин Фердинандович

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист» Учение Платона об «идеях» не осталось неизменным. В диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» Платон подверг выработанную им самим теорию «идей» суровой критике.Мы видели, что учение Платона об

ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ И ДУХ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ И ДУХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: СУДЬБА ОДНОЙ МЕЧТЫЭпоха Возрождения – не просто один из многочисленных периодов истории. Это своеобразный исторический феномен, один из тех поразительных моментов в истории мировой культуры, когда происходят

Книга третья О мире как представлении Второе размышление: Представление, независимое от закона основания: платоновская идея: объект искусства

Из книги Афоризмы житейской мудрости (сборник) автора Шопенгауэр Артур

Книга третья О мире как представлении Второе размышление: Представление, независимое от закона основания: платоновская идея: объект искусства?? ?? ?? µ?? ???, ??????? ?? ??? ????; ??? ?? ?? ?????µ???? µ?? ??? ??????µ????, ????? ?? ???????? ??; Платон § 30 В первой книге мы изобразили мир как простое

Платоновская Атлантида - это допотопная Европа.

Из книги Теоретическая география автора Вотяков Анатолий Александрович

Платоновская Атлантида - это допотопная Европа. Платон в диалогах Критий и Тимей приводит довольно точное описание последней литосферной катастрофы, повлекшей за собой гибель Атлантиды. Согласно Платону за 9000 лет до посещения Солоном Египта произошло страшное

Академия Платоновская

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Генезис практик себя: Платоновская модель

Из книги Последний проект Фуко автора Хоружий Сергей Сергеевич

Генезис практик себя: Платоновская модель «Платоновская модель» практик себя, отвечающая классической античности, у Фуко реконструируется оригинально - путем разбора единственного текста, Платонова «Алкивиада» (точнее, «Алкивиада Первого»), и обсуждения

Военно-дипломатическая академия. Академия ГРУ

Из книги автора

Военно-дипломатическая академия. Академия ГРУ Военно-дипломатическая академия Генерального штаба ВС (ВДА) была создана в годы войны, когда изменившаяся международная обстановка потребовала расширения военно-дипломатической связи с заграницей. По часто меняющимся

«МАТРИЦА» И ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРА

Из книги «Матрица» как философия автора Ирвин Уильям

«МАТРИЦА» И ПЛАТОНОВСКАЯ ПЕЩЕРА Что такое matrix? Первое значение, которое дает словарь, - «матка, часть репродуктивной системы животных». В технологическом смысле это шаблон для отливки литер, печати граммофонных пластинок и т. д. В фильме оба определения сливаются,

Глава 8. Платоновская доктрина элитарного сознания

Из книги Элитология Платона автора Карабущенко Павел Леонидович

Глава 8. Платоновская доктрина элитарного сознания Элитология сознания Платона является сердцем его антропологической философии избранности, на которой, в свою очередь, базируется его «этика духовного совершенства». Поэтому ее надлежит рассматривать отдельно, как

В 388 г. до н.э. была основана Академия, - событие достопамятное, поскольку в Греции еще не было институтов подобного типа. Чтобы придать Академии прочный статус, ее представили как священное братство людей, почитающих Музы и Аполлона.

Цель школы состояла не в том, чтобы собирать знание для эрудиции, но в том, чтобы формировать через определенным образом организованное знание людей нового типа, способных обновить государство. В основе лежало убеждение, что знание облагораживает людей, а значит, через последних, общество и государство.

Ради этой цели Академия открыла двери личностям самой разнообразной формации и несовпадающих тенденций. В горизонте сократовских установок Платон читал лекции математикам, астрономам, медикам, провоцируя среди них творческие дискуссии. Евдокс из Книда, математик и астроном, весьма известный в свое время, подвергал критике даже теорию идей своего учителя.

В 90-е годы IV в. до н.э. Платон вплотную приступил к разработке концепции идеального государства, а в начале следующего десятилетия ему представилась и первая возможность обратить в свою веру, т.е. приобщить к своей теории, практического политика - сицилийского правителя Дионисия I, по приглашению которого он в 388 г. прибыл в Сиракузы. Опыт оказался неудачным: отношения между философом, проповедовавшим высокие истины, и самовластным тираном, знакомство которого с мудрецом было продиктовано всего лишь сиюминутной прихотью, не сложились - да и не могли сложиться - надлежащим образом. Раздраженный проповедью философа, тиран выслал его из Сицилии.

Более того, согласно популярной версии (которую не обязательно оспаривать), на обратном пути, по поручению Дионисия, спартанец Поллид, под присмотром которого Платон возвращался в Грецию, высадил философа на Эгине и, как обычного военнопленного, выставил его для продажи в рабство. К счастью для философа, он тогда уже пользовался известностью и уважением в греческом мире, и один из почитателей его мудрости Анникерид из Кирены, находившийся в то время на Эгине, выкупил его из плена и препроводил в Афины.

Позднее, при преемнике старшего Дионисия, Дионисии II, проявлявшем видимый интерес к философии, Платон еще дважды посещал Сиракузы (в 366 и 361-360 гг.), но и эти опыты с обращением нового сиракузского тирана на путь истины, завершились, как и следовало ожидать, полной неудачей. Несмотря на это, Платон, которому была ясна неспособность современного гражданского общества к преобразованию в желательном идеальном плане, до конца дней своих, как показывает позднейшее его сочинение "Законы", не терял надежды на реализацию своего замысла с помощью сильного единоличного правителя - тирана, способного, под влиянием мудрого наставника, увлечь своим примером или силою обратить общество на путь реформ.

Нечего и говорить, что такие расчеты и попытки водить дружбу с тиранами могли лишь скомпрометировать нравственную позицию философа, ни на иоту не подвигая дело реализации идеального политического проекта. К чести Платона и к выгоде античных интеллектуалов его практические устремления не исчерпывались одними лишь неудачными политическими экспериментами. Его энергии хватило и на другой и гораздо более плодотворный опыт на ниве образовательной и научной. Имеется в виду учреждение им вскоре после возвращения из первого путешествия в Сицилию, т.е. еще в те же 80-е годы, первой правильной философской школы и одновременно ученой корпорации - Академии.

Школа Платона получила свое название по месту своего расположения в роще со святилищем древнего аттического героя Академа (в северо-западном предместье Афин, примерно в километре с небольшим от городских стен и Дипилонских ворот). К тому времени здесь уже существовал гимнасий - помещение или, вернее, комплекс помещений, предназначенных для физических и интеллектуальных занятий. Собственно, первоначальное назначение гимнасиев, как показывает само название - физическое упражнение или место для таких упражнений, было служить физическому воспитанию свободных людей. В этом качестве гимнасий обычно располагал беговой дорожкой, квадратным портиком с открытым двором в центре для борьбы и других гимнастических упражнений и рядом вспомогательных помещений, включавших, в частности, место для омовений и пр. Портики в гимнасиях рано стали излюбленным местом встреч философов и риторов со своими учениками, и это привело к постепенному преобразованию гимнасиев из собственно спортивных школ в общеобразовательные центры (откуда и понятие гимназии в новейшее время), причем нередко они стали обзаводиться специальными залами для лекций и даже библиотеками.

Во времена Платона, во всяком случае, эта метаморфоза стала свершившимся фактом. Древний биограф Платона Диоген Лаэртский определенно свидетельствует о том, что по возвращении из первого путешествия в Сицилию философ избрал местом своих занятий Академию, "а это, - поясняет Диоген, - гимнасий в роще за городскими стенами. Новостью здесь, однако, было то, что философ прочно обосновался в Академии: он купил здесь участок земли, посвятил его Музам, богиням - покровительницам искусств и наук, и воздвиг в их честь специальное святилище, а кроме того, построил помещение для жилья и крытую галерею для занятий с учениками. Ибо то, что он устроил на этом новом священном участке, было именно училищем, точнее - высшей философской школой, обладавшей, помимо этого, качествами научной коллегии и религиозного союза.

Как обстояло с правами собственности в этом случае? Был ли Платон единственным и безраздельным собственником участка, посвященного Музам? На этот вопрос не так просто ответить. Дело в том, что, согласно одной из версий, излагаемых Диогеном Лаэртским относительно выкупа Платона из рабства, деньги для этого благого дела прислал также сицилийский почитатель философа, сородич Дионисия Старшего Дион, "но, - продолжает Диоген свое переложение, - Анникерид не взял их себе, а купил на них Платону садик в Академии". Чуть раньше в том же параграфе Диоген упоминал о том, что друзья философа в Афинах немедленно собрали и отослали Анникериду деньги в возмещение его затрат, "но он их отверг, заявив, что не одни друзья вправе заботиться о Платоне". Нельзя ли предположить, что собранный таким образом и оставшийся не востребованным фонд, куда могли войти пожертвования и местных друзей Платона, и чужеземных его почитателей, и был употреблен на приобретение участка в Академии? Из этого, однако, не обязательно заключать, что Платон не мог быть в таком случае собственником или, если угодно, реальным владельцем священного участка, и что последний был коллективным владением участвовавших в складчине друзей.

Впрочем, все эти предположения об обращении собранного друзьями совместного фонда на покупку участка в Академии строятся на очень шатком источниковом основании и потому остаются всего лишь предположениями, не более того. Ничто не мешает считать, что участок был куплен на собственные средства самим Платоном, и что он и являлся его владельцем без всяких околичностей. Но если так и было, то надо подчеркнуть великодушие Платона, сделавшего свое имение общим пристанищем друзей-философов. Конечно, содержание святилища и особенно школы требовало значительных расходов, если даже исключить практику совместных обедов, о которых ничего не известно. Между тем, как это следует из одной (cохранившейся в позднейшей передаче) реплики Дионисия Младшего из его письма к Спевсиппу, Платон, в отличие от своих преемников по руководству Академией, не взыскивал платы с учеников. Будучи не только сократиком, но еще и богатым человеком, он мог позволить себе такую роскошь, как, очевидно, и единоличное содержание своего училища.

Во всяком случае, нам ничего не известно - по крайней мере вначале - об обязательных взносах питомцев Академии, что, конечно, не должно исключать возможности получения Платоном всякого рода пожертвований и субсидий от добровольных спонсоров. Помимо названных выше случаев с Анникеридом и Дионом, традиция упоминает еще о даре сиракузского тирана Дионисия (неясно, впрочем, какого - Старшего или Младшего), презентовавшего афинскому философу поистине круглую сумму в 80 талантов. Да и позднейшие руководители школы (схолархи) нет-нет да и получали пожертвования от сильных мира сего, которым было лестно прослыть меценатами Академии или иного какого-либо известного научного центра. Так, по свидетельству Плутарха, сиракузянин Дион, живший во время изгнания в Афинах и приобретший здесь загородное имение, перед возвращением в Сицилию подарил его племяннику Платона и будущему схоларху Академии Спевсиппу. Позднее, по сообщению Диогена Лаэртского, Александр Великий прислал большой денежный дар третьему схоларху Академии Ксенократу. Впрочем, последний, отличаясь крайней независимостью, "отложил себе 3000 аттических драхм, а остальное отослал обратно, сказавши: "Царю нужно больше - ему больше народу кормить".

От материального основания Академии обратимся к ее живому составу. Об этом можно судить по перечню учеников Платона, который дается Диогеном Лаэртским в конце биографии философа. Приводимый здесь длинный ряд несомненно только наиболее известных учеников Платона может служить указанием на то, что количество слушателей в его школе могло быть весьма значительным, но сказать с определенностью, сколько их было в течение учебного года, невозможно. Кстати, трудно сказать, был ли точно определен срок обучения: одни могли ограничиваться обычными в таких случаях одним-двумя годами, а другие могли заниматься в Академии и более длительное время. Аристотель, например, оставался слушателем Платона 20 лет.

Что нам известно в точности - так это характерный, так сказать, космополитический состав слушателей Академии: как у Сократа, так и у Платона они являлись из самых разных уголков греческого мира - из самих Афин, из других городов Балканской Греции (из Опунта, Гераклеи Трахинской, Флиунта, Мантинеи), с далеких окраин (с северного побережья, из Амфиполя, Стагира, Эноса, Перинфа; из малоазийских городов Халкедона, Кизика, Лампсака, Скепсиса, Гераклеи Понтийской; из центра западных греков - Сиракуз). Среди них были не только мужчины, но и женщины; последних, впрочем, было немного (по именам известны Аксиофея из Флиунта и Ласфения из Мантинеи). Нам не известно, на каких условиях принимались ученики в школу Платона, но какие-то условия, надо думать, ставились, коль скоро возникала нужда в сплочении этой пестрой группы в спаянную общим духом корпорацию.

Что касается устроения самой жизни в Академии, то здесь также можно высказать одни лишь предположения. Местом жительства Платона и большинства последующих схолархов (известное исключение - Спевсипп) была сама Академия, т.е. какой-то возведенный еще основателем школы жилой дом. Ученики могли жить в городе, а могли и селиться в самой Академии, в каких-то легких специально для того возводимых строениях. Так было, в частности, при Полемоне, четвертом схолархе Академии. По словам Диогена, "жил он затворником в саду Академии, а ученики его селились вокруг, поставив себе хижины близ святилища Муз и крытой галереи". Относительно общих трапез у академиков, как уже было сказано, ничего не известно.

В остальном и самом главном жизнь в Академии была жизнью сообщества: вместе все посещали занятия, на которых слушали лекции наставников или присутствовали при проводимых ими беседах, вместе принимали участие в религиозных церемониях, связанных с культом особо чтимых божеств или почитанием памяти основателя школы, чья могила, находившаяся здесь же, в саду Академии, могла быть естественным культовым дополнением к святилищу Муз. Совместным характером, естественно, отличались и те дружеские пирушки, которые свершались в дни празднеств, после свершения жертвоприношений, или по другому какому-либо поводу, на счет схоларха или спонсора или же вскладчину.

Платоновская Академия являлась ученым, философским содружеством. Светский интерес и светские связи преобладали в этом сообществе, но оно не было лишено и религиозной окраски. Напомним, что Платон приобрел участок для своей школы в священной роще Академа, и что сам этот участок был посвящен Музам, почитание которых было своеобразной религиозной эгидой для нового содружества. Но важным было и почитание самого учредителя этого философского содружества - Платона - по тому, очевидно, типу, по какому обычно практиковалось почитание основателей религиозных сообществ.

Его участники-философы составляли своеобразную корпорацию, чем-то напоминавшую дорогую сердцу основоположника общину или коллегию (совет) мудрецов-философов, как они были представлены в составленных им проектах идеального государства. Своим особенным бытом и сокровенной наукой эта корпорация также была отгорожена от остального мира, но - в отличие от своих идеальных прототипов - она не правила этим миром. Тем не менее ограда, отделявшая Академию от прочего мира, не была совершенно непроницаема: и основатель школы, и его ученики и последователи нет-нет да и вступали в контакт с избранными представителями современного общества, в частности с сильными, энергичными политиками, пытаясь с их помощью реализовать свои проекты политического переустройства.

Мы уже упоминали о попытках Платона действовать в таком плане через сиракузских тиранов. Заметим, что в третьем путешествии в Сицилию его сопровождали двое ближайших учеников и будущих преемников - Спевсипп и Ксенократ. Позднее Академия будет возлагать свои надежды на сиракузского оппозиционера Диона. В бытность того в Афинах с ним водили дружбу и сам Платон, и его ученики - все тот же Спевсипп и Каллипп, в доме которого одно время жил сиракузский изгнанник. Этот Каллипп сопровождал Диона во время его вторжения в Сицилию (357 г.), однако, после свержения тирании, во время кратковременного правления Диона, стал инициатором новых интриг против своего друга и патрона. Устранив Диона, Каллипп сам утвердился в качестве правителя в Сиракузах (354 г.), но также только на короткое время, поскольку два годя спустя стал жертвою солдатского возмущения.

Вообще естественно, что из школы Платона, при этом ее стремлении влиять на государственную жизнь, могли выходить не только философы, но и опасные политические авантюристы. Помимо Каллиппа можно указать на Клеарха Гераклейского, который был слушателем и Исократа, и Платона, а по возвращении в Понт сделался тираном в собственном родном городе (364/3 г. до н.э.). Тем не менее, при некотором сходстве с политическим клубом, платоновская Академия с самого начала и до конца (а она просуществовала около 900 лет, до 529 г.н.э., когда была закрыта Юстинианом) оставалась по преимуществу научным и учебным центром, ученым сообществом, в котором справедливо видят прообраз Академий нового времени. Впрочем, таким образцом она стала уже в древности, в первую очередь для того направления, которое рано отпочковалось от нее и оформилось в самостоятельную философскую школу, - для перипатетиков.

Платон (около 429-347 годы до н.э.) был одним из учеников Сократа и испытал на себе сильное влияние его философии. После смерти Сократа он уехал из Афин, а по возвращении учредил собственную школу - Академию (Academeia или Kekademeia) (около 385 года до н.э.), которой руководил на протяжении последующих 40 лет. Название школы не связано с современным пониманием слова «академический». Академия была названа в честь аттического героя Академа, так как располагалась в священной роще, где почитался этот герой, в миле к северо-западу от Афин. Академ помогал Диоскурам в поисках их сестры Елены, похищенной из Спарты Тесеем.

В произведениях Платона не дается систематического объяснения его взглядов - частично подобная ситуация объясняется тем, что он, судя по всему, не создал завершенной философской системы, а частично - тем, что его взгляды излагаются в виде ряда диалогов, из которых можно вывести его философские представления. Идеи, содержащиеся в упомянутых диалогах, весьма сложны. Например, Платон полагал, что человек может быть добропорядочным, лишь придерживаясь правильных мнений и даже не зная, что такое добро. Впрочем, подобная точка зрения весьма сомнительна, поскольку если человек не знает, что такое добро, то он не сможет и различить, какая из новых идей является правильной, а какая - нет.

Платон считал, что объекты познания (включая абстрактные понятия, такие как «красота») являются реальными, тогда как объекты математического знания, такие как «идеальный треугольник», существуют только в мире Идей или Форм. Соотношение между этим миром и миром реальности неясно. Также Платон полагал, что человек представляет собой двойственность души и тела, причем душа получает представление о мире Идей еще до рождения, и поэтому наши знания по сути своей являются воспоминаниями души о мире Идей. Соответственно, Платон выступал за развитие души и подавление желаний тела. Также, по его мнению, Добро каким-то образом (каким - не объясняется) находится за пределами всех прочих Идей и является причиной всех вещей. Отсюда и происходит стремление души познать Добро. Основное влияние на философию Платона, конечно, оказал Сократ, однако в его трудах заметно также влияние Гераклита, Парменида, Эмпедокла и пифагорейцев.

Создавая свою Академию, Платон в первую очередь стремился дать потенциальным государственным деятелям философские представления, необходимые для участия в управлении государством. Считается, что программа занятий в Академии была аналогична описываемой в «Государстве» Платона и, вероятно, включала политическую теорию, математику и диалектику. Как учебное заведение, в котором преподавали философию и науку, Платоновская академия, претерпев, конечно, множество изменений, просуществовала до 529 года н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах.

В III веке н.э. в Римской империи возникла философия неоплатонизма, основанная на философии Платона, но при этом испытавшая влияние и других философских учений - в частности, философии Аристотеля и стоицизма.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 437-438.