Закавказский регион в системе международных отношений. Примерные темы выпускной квалификационной работы. Выбор темы ВКР

РАСПАД СССР охарактеризовал начало процесса геополитических изменений на всем постсоветском пространстве. Многие регионы стали сферами национальных интересов ведущих государств мира. Геополитическое значение Кавказского региона неоспоримо, и неслучайно. Подтверждением может служить тот факт, что Кавказ объявили зоной своих интересов более 30 государств.

Так как в новых геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов - Средиземноморско-Черноморского - Кавказско-Каспийского региона.

Северо-Кавказский регион всегда занимал особое место в политике России. В нынешних условиях роль и место региона на геополитической карте стали еще актуальней. Прежде всего это определяется приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством с зоной Закавказья и Центральной Азии, выходами к Каспийскому и Черному морям.

Именно Северный Кавказ с его внутренними и внешними противоречиями в течение последних лет выступает в качестве источника новых масштабных угроз национальным интересам и безопасности России.

В этом регионе произошли и продолжаются вооруженные конфликты, один из которых - война в Чечне с огромным числом жертв и разрушений.

Следует назвать также осетино-ингушское противостояние, острую социально-экономическую и политическую обстановку в Дагестане, этнополитическую нестабильность в Карачаево-Черкесии, проблемы Кабардино-Балкарии и Адыгеи и другие, менее масштабные, но тоже непростые проблемы.

Сюда же можно отнести вооруженный конфликт между Грузией и Осетией, напряженную обстановку в Абхазии. Совершенно очевидно, что все уже давно стало выходить далеко за рамки региональных проблем. Безусловно, это часть большой игры. В этой связи возникают вопросы. Почему именно этот небольшой по своей площади регион стал предметом пристального внимания мировых центров сил? В чем геополитическая привлекательность Кавказа и какова его роль в системе международных отношений?

Северный Кавказ как официальное название впервые упоминается в 1860 году. Это территория площадью 250 тыс. кв. километров, расположенная между Черным и Азовским морями на западе и Каспийским морем на востоке. Северная его граница проходит по Кумо-Манычской впадине, южная - по Главному Кавказскому хребту.

С точки зрения народонаселения этот регион уникален - там проживает около 55 коренных народов и до 120 этнических меньшинств, люди исповедуют все основные мировые религии. Порой отсутствие должной национальной политики становится причиной многих межнациональных конфликтов и проблем.

Внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно свои национальные (политические и экономические) интересы. Они стараются не допустить возрождения России, подорвать ее влияние на постсоветском пространстве, сузить ее геостратегическое пространство до рамок собственных границ.

Исторически у России на Северном Кавказе всегда были геополитические противники, стремящиеся ослабить ее влияние в этом регионе. Еще в конце прошлого века известный российский историк П.Н.Милюков заявил: "Теперь выдвигается в более грубой и откровенной форме идея эксплуатации России как колонии, ради ее богатства и необходимости для Европы сырых материалов... и трудно найти причины, в силу которых западные страны вдруг отказались бы от своих вековечных намерений и желаний сегодня".

Одним из стратегических планов дестабилизации положения на Северном Кавказе, да и всего Юга России, стал небезызвестный британо-американский план "Шторм над Каспием", разработанный под руководством Массачусетского технологического института еще в середине 1990-х годов. Он предусматривает, в частности, "миротворческое" военное присутствие США и НАТО на Кавказе, в Прикаспии и на Каспии в случае дестабилизации обстановки в тех кавказских районах, где сосредоточена добыча нефти и газа, идущих на экспорт, или где проложены или прокладываются евроазиатские трубопроводы.

Сепаратистские действия на Северном Кавказе Запад рассматривает как один из путей осуществления своих планов. Особую активность по поддержке и стимулированию сепаратистских настроений Запад начал после провала операции грузинских войск на территории Южной Осетии. В целом ряде Северокавказских республик на протяжении последних месяцев наблюдается последовательная эскалация напряженности, которая проявляется в террористических актах с участием смертников.

Сегодня на территории почти 20 стран мира существуют организации, прямо или косвенно поддерживающие сепаратизм на Северном Кавказе. Под видом различных гуманитарных и правозащитных организаций в регионе действуют люди, прибывающие сюда с совершенно иными целями. Во время чеченской войны в регионе действовало около 50 спецслужб различных стран мира. Запад уже давно ведет против России сразу несколько войн "четвертого поколения" - нетрадиционно построенные конфликты низкой интенсивности с упором на диверсионно-террористические операции, провоцирование криминально-политического бандитизма с целью создания атмосферы страха у граждан и представителей власти, моральный и информационный террор против них. Главной особенностью такой войны является то, что непосредственными военными противниками России в них выступают не государства, а поощряемые извне вооруженные формирования экстремистов, а зачастую обыкновенных бандитов, прикрывающихся политическими или религиозными лозунгами. Задачей данных формирований является дестабилизация обстановки на Юге России.

США и Западная Европа пытаются влиять на ситуацию в регионе и контролировать ее. Они изучают причины затянувшейся операции в Чечне, перспективы возможных междоусобиц внутри Северокавказских республик. Ведется работа по изучению региональной элиты и контрэлиты с целью понять их интересы, мотивы и характер поведения лидеров.

Госдепартамент США уже объявил о том, что страны СНГ, за исключением России, являются зоной военной ответственности США. По плану военного ведомства США Центральное командование НАТО возьмет под контроль Прикаспийский регион, а европейское командование (войска США в Европе) должно обеспечить порядок на коммуникациях, связывающих Каспийский регион с Западом. На всем протяжении южных рубежей России будут размещены базы развертывания (американцы называют их "мобильными силами"), склады и все, что необходимо для ведения военных действий. То есть создается инфраструктура для быстрой доставки и развертывания военных контингентов.

Бывший премьер-министр Великобритании Мэйджор так цинично определил судьбу России и ее субъектов: "Задача России... - обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего 50-60 миллионов человек". То есть планируется оставить всего одну треть населения нашей страны для обслуживания интересов Запада.

А по заявлению американского теоретика мондиализма С.Хантингтона, Россия является "страной, предназначенной для разрыва". Это означает, что ей предопределили стать ареной самых жестоких конфликтов и противоречий, которые должны привести к расчленению российского пространства и вхождению его различных компонентов в новые геополитические блоки.

По существу, мы имеем дело со стратегическим заговором против России со стороны ряда государств, которые намерены вытеснить Россию с Северного Кавказа и создать предпосылки и условия для развития дальнейших дезинтеграционных процессов в России. Строго говоря, ситуация в регионе определяет ближайшее и более отдаленное будущее не только Северного Кавказа, но в определенном смысле Российской Федерации в целом. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным Центром, обстановка в регионе по-прежнему остается сложной и напряженной.

Количество терактов в Южном федеральном округе составляет 84% от общего по России. За последние полтора года в ЮФО задержано 1736 лидеров и активных участников незаконных бандформирований и выявлен 61 факт создания организационных преступных группировок, что составляет одну пятую выявленных по России.

Эксперты уверены, что резкая активизация сепаратистских настроений на Северном Кавказе, новая волна ухода кавказской молодежи "в лес" и воинственные заявления со стороны Грузии являются звеньями одной цепи, тянущейся с начала агрессии Грузии против Южной Осетии. "Это одна связка действий, которая подпитывается и финансируется со стороны Запада", - отметил в интервью газете "РБК daily" президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.

В последние годы зоной западного внимания стал практически весь регион. Внимательно анализируются происходящие процессы, строятся прогнозы на будущее с учетом влияния на интересы США и ЕС тех или иных вариантов развития событий. Северный Кавказ все чаще рассматривается зоной будущего зарубежья России, где важно не упустить и возможную выгоду. Это подтверждается, в частности, активностью телекоммуникационных компаний США, Великобритании и Израиля на Кубани, в Грузии, Азербайджане и Армении.

События в Чечне, Южной Осетии, политика грузинского руководства, а также реакция западных стран, особенно США, свидетельствуют о том, что сегодня на Кавказе вновь проходят испытания на прочность государственности России. Проверяется ее способность быть мировой державой, отстаивать свои стратегические интересы, обеспечивать стабильность и порядок на своей территории. В таких условиях Россия уже не раз демонстрировала всему миру свою твердую позицию в регионе. Президент Д.Медведев заметил в своем первом Послании Федеральному Собранию: "Мы не отступим на Кавказе".

Среди факторов, влияющих на систему безопасности, оказывающих наиболее существенное влияние на содержание и характер общественной политической и социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, следует выделить следующие:

  1. Геополитический фактор - международное соперничество за регион, напряженность вокруг абхазского и южноосетинского вопросов.
  2. Фрагментарность и непоследовательность национальной политики.
  3. Политическая нестабильность, борьба национальных элит за власть.
  4. Незаконные вооруженные формирования, чьи террористические акты и нападения стали одной из основных проблем Северного Кавказа.
  5. Полиэтничность и многоконфессиональность - этнонациональные конфликты.
  6. Размывание единого правового пространства. Стремление республик, краев и областей к увеличению объема полномочий и предметов ведения.
  7. Экономический кризис в условиях усилившейся социально-этнической дифференциации общества.
  8. Ухудшение криминогенной обстановки, рост коррумпированности власти.
  9. Неконтролируемые миграционные процессы и их влияние на социально-экономическую обстановку.
  10. Слабость информационной политики.

Таковы лишь основные конфликтогенные факторы, влияющие на обстановку на Северном Кавказе. Опасность текущей ситуации заключается еще и в том, что после грузинской агрессии против осетинского народа и признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии напряженность событий вокруг Кавказского региона резко усилилась. В регионе сохраняется угрожающая для безопасности страны военно-политическая обстановка. Хотя после событий в Южной Осетии Запад уже не может не считаться с интересами России, в решении региональных вопросов он уже не идет на прямую конфронтацию с РФ, однако от долгосрочных планов своих не отказывается.

Все это говорит о том, что большая битва за Кавказ не закончилась, а только начинается. В таких условиях России необходимо выработать новую парадигму национальной политики на Кавказе с учетом геополитической обстановки в регионе. Здесь можно выделить следующие основные направления:

  1. Определение основных принципов безопасности России на Северном Кавказе.
  2. Разработка международной правовой системы, обеспечивающей соблюдение интересов и прав России в регионе.
  3. Разработка эффективной региональной политики России для выравнивания экономического, социального, образовательного положения Северокавказских народов.
  4. Недопущение проявления сепаратизма, подавление любых попыток терроризма на Северном Кавказе.

В новых геополитических условиях, чтобы быть эффективной, российская политика на Юге страны должна опираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российские интересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегию их достижения. Для отстаивания своих интересов необходимо использовать все рычаги, как политические так и военные, как это было в Южной Осетии. Нельзя допустить милитаризацию Кавказа, чтобы он стал военно-политическим плацдармом НАТО. Северный Кавказ должен быть надежным буфером безопасности, мира и стабильности в регионе. От решения кавказской проблемы зависят не только ближайшие шаги в сфере практической политики, но и стратегические цели, определяющие место и значение России на геополитической карте мира.

В первой половине XVIII в. Турция, подстрекаемая западными державами, активизирует свою агрессивную деятельность на Северном Кавказе. В своей кавказской политике особое место она отводила Кабарде. Она продолжала утверждать что, якобы, Кабарда и ряд территорий Северо – Западного Кавказа принадлежат Крымскому ханству, ее вассалу. Стремясь создать простор для агрессии Крыма в этом районе, Турция еще с 30-х гг. XVI11в. настаивала на провозглашении Кабарды нейтральной территорией, с чем Россия не могла согласиться. Другими словами, в XVI11 в. Турция пытается создать на Северном Кавказе прочную оперативную базу для развертывания своей захватнической политики и противодействия росту здесь русского влияния. Не случайно поэтому в XVI11 в. русско – турецкий спор из – за Кабарды принимает особенно острый характер. Кабарда в 30-х гг. XVI11 в. стала ареной ожесточенной борьбы между Турцией и Россией.

Вместе с тем Кабарда в свою очередь оказывает военную помощь России в ее борьбе с Турцией и Крымским ханством. Так, в августе 1733г. кабардинцы оказали такую помощь отряду донских казаков под командой атамана Краснощекова, шедшему с Дона в крепость Св. Креста и подвергшемуся нападению со стороны крымцев и калмыков. На просьбу о помощи немедленно откликнулись кабардинцы под командованием Бамата и выручили донских казаков. Но русские в том же 1733г. не смогли оказать помощи Кабарде, подвергшейся нападению со стороны крымского хана и турок во время их похода в Дагестан.

В 1735г. в разговоре с русским резидентом Неплюевым верховный визирь Али – наша заявил, что Турция намерена разорвать отношения с Россией потому, что Россия отобрала у Турции ее древние владения – кабардинскую землю и, кроме того, возбуждает Грузию против Турции, обнадеживая ее своей помощью. Он обвинил Россию в том, что она поддерживает против Турции иранцев и не только не пропустила против Ирана крымских татар, но и разбила их. Столкновение Турции с Россией в 1735г. спровоцировал крымский хан своим ложным доносом визирю о разорении запорожцами сел. Дубосары. В ответ на это визирь разрешил ему совершить набег на русскую землю.

Узнав, что 1735г. в силу нового договора с Ираном, Россия вывела из Дагестана, Дербента и Баку свои войска, Турция решила объявить войну покровительнице дагестанских народов и направить туда крымского хана с 80 тысячами через те же места, которыми он шел в 1733г.

13 мая 1735г. новый русский резидент в Турции Вешняков сообщил, что Дагестан находится в подданстве России, и Усмай, хотя и уходил к татарам, но год назад принял присягу на верность России. А Турция в свою очередь утверждала, что Дагестан принадлежат ей, и она не признает права России на Дагестан. Из этого видно, что Турция искала в 1735г. повода для войны с Россией.

В целях предупреждения появления в Дагестане крымского хана и его враждебных действий там Граф Минних 23 июня 1735г. получил предписание идти из Польши на Крым и Азов с тем, чтобы приковать войска крымского хана и сорвать его поход на Кавказ. Находившемуся на Кавказе генералу Левашову было предписано преградить силою оружия путь крымскому хану Каплан – Гирею в Кабарду и Дагестан. Все это показывает, что Россия твердо намеревалась не допустить Турцию в Кабарду, чья территория имела для России большое стратегическое значение.

6 апреля 1735г. верховный визирь Турции пригласил к себе английского, австрийского и голландского посланников и сообщил им о внезапном выступлении России против Азова и просил их совета. Одновременно он вручил им манифест об объявлении России войны.

12 апреля 1735г. Турция получила объявление войны и со стороны России. Если до начала войны кабардинцы находились в неопределенном положении, то со времени военных действий они решительно встали на сторону России и действовали против кубанских татар (ногайцев) совместно с русскими войсками. Кроме того, кабардинцы принимали активное участие во взятии Азова. В эту войну кабардинцы оберегали территорию, связывающую Кизляр и Астрахань. Два конных отряда из отборных всадников: один из Большой Кабарды под командованием князя Мисоста Кургокина, а другой- из Малой Кабарды во главе с князем Кильчукой Таусултановым – участвовали во взятии крепости Азов. Третий в 1500 всадников действовал на Кубани, четвертый отряд – из 600 всадников вместе с калмыками разбил 10- тысячный отряд кубанских татар. В 1737г. кабардинцы участвовали в разгроме крымского войска в Салгирском сражении, а в августе 1739г. они под командованием Арсланбека Кайтукина нанесли крупное пораженное татарам на берегу Лабы. После окончания русско – турецкой войны подписан мирный договор, считавшийся самым неудачным во всей истории русской дипломатии. Белградской мирной конференции. Этот мирный договор был подписан и без участия представителей Кабарды, которая принимала самое активное участие в этой войне и во многом способствовала победе русских войск на театрах войны. Этот договор не был выгоден и для Кабарды; В.Н.Кудашев назвал его «политической ошибкой», прервавшей «естественную историческую связь Кабарды с Россией». На этой конференции впервые в истории русско – турецких отношений на таком уровне была предпринята попытка разрешить спорный вопрос о судьбе и о правовом положении Кабарды в международных отношениях. В статье 6-й этого договора сказано, что Большой и Малой Кабарде и кабардинскому народу быть вольными и не быть под владением ни той, ни другой империи; но Кабарда должна была служить барьером между Турцией и Россией. Турки и татары, а также и вся Российская империя не должны были вмешиваться в кабардинские дела, не беспокоить и оставить обе Кабарды в покое. Но по «древнему обыкновению», Россия будет брать от кабардинцев «для спокойного их пребывания» аманатов (заложников): то же позволяется «для такой же причины» и Оттоманской Порте. В заключительной части этой статьи сказано: если кабардинцы «причину жалобы подадут одной и другой державе, каждой позволяется наказать (подчеркнуто нами. – К.У)» другого.

Фактически по этому мирному договору «нейтральность» Кабарды означала, что она могла быть подвергнута нападению со стороны России и Турции, т.е. признание ими Кабарды как «независимой» сделало ее еще более уязвимой, не защищенной и обе державы безнаказанно могли грабить ее. Этим договором Россия предала Кабарду, которая всегда выступала ее союзником во всех войнах на протяжении веков. Здесь Россия развязала руки не только Турции и крымскому ханству, но и сама могла организовать вооруженное нападение на Кабарду. Такая «независимость» Кабарды была достигнута на Белградской мирной конференции в 1739 г., на которой обсуждался специальным пунктом кабардинский вопрос. Однако следует отметить, что факт специального обсуждения кабардинского вопроса на этой мирной конференции говорит о важности значения, которое придавалось Кабарде этими державами в их внешнеполитической деятельности. Анализируя положение, сложившееся в Кабарде на основе. Белградской мирной конференции 1739г., В. Кудашев отметил, что объявление Кабарды свободной, как и предполагал Неплюев, не было разрешением вопроса. Это решение оставляло кабардинцев беззащитными и должно было привести к большим осложнениям в среде самого кабардинского народа. К прежней борьбе двух партий – русской и крымской - в Кабарде присоединилась еще борьба с ними третей, отстаивавшей независимость Кабарды, согласно Белградскому договору 1739 г.

Политические события второй половины XVI11 в. складывались таким образом, что Кабарда постоянно вовлекалась в борьбу между Россией, с одной стороны, Турцией и Крымом - другой. Борьба эта в связи с внутренними междоусобиями в самой Кабарде, мешала мирному развитию жизни кабардинского народа и история взаимоотношений Кабарды с Россией наполнена кровавыми страницами. Особенно это касается второй половины XVI11 в. Кабарда еще больше стала яблоком раздора между Турцией и Россией.

Россия вначале пыталась соблюдать условия Белградского договора относительно Кабарды, но в связи с тем, что ни Турция, ни крымский хан вовсе не намеревались оставить в покое Кабарду и по - прежнему продолжали засылать сюда своих агентов, старавшихся принудить кабардинцев примкнуть к той или иной стороне. Россия вынуждена продолжить свою традиционную политику в Кабарде.

Белградский договор не разрешил кабардинский вопрос, а еще больше обострил его. Кабарда оставалась ареной ожесточенной дипломатической и военной борьбы России, с одной стороны и Турции и Крымского ханства - с другой. Внутри самого кабардинского общества тоже происходила острая междоусобная борьба, в том числе и по вопросу внешнеполитической ориентации Кабарды. Часть кабардинских феодалов продолжала настаивать на сближении с Турцией и Крымом, другая, не менее влиятельная группировка, – с Россией.

В этот период Россия стремится еще больше укрепиться на Северном Кавказе. Для усиления своих позиций в Кабарде и в целом на Северном Кавказе она осуществляет и ряд мероприятий, но по дальнейшему расширению торгово – экономических связей горцев с Россией. В 60-е гг. XVI11 в. на Кавказ, в том числе в Кабарду, начинают завозиться различные русские товары. Указом императрицы Елизаветы Петровны 23 декабря 1760г. Русское правительство отменило пошлину, которую уплачивали кабардинцы и кумыки при продаже своих товаров и скота в Кизляре.

Однако кабардино – русские отношения постепенно обострялись с дальнейшим укреплением позиции России на Северном Кавказе, строительством новых военных крепостей и укреплений, увеличением русского населения в регионе. Одновременно Россия в Кабарде продолжала поддерживать прорусски настроенных феодалов и выступать в союзе с ними против тех кабардинских князей, которые придерживались протурецкой ориентации. Кроме этого, русское правительство всячески поощряло антифеодальные выступления крестьян и их бегство в русские крепости. Особенно кабардино – русские отношения обострились после строительства в 1763 г. на кабардинской земле крепости Моздок (мэздэгу- глухой лес. – К.У.). Кабардинские крестьяне, которые были недовольны своим положением в знак протеста убегали в Моздок, принимали христианство и становились русскими подданными. Это все русское правительство поощряло и материально, и морально. А кабардинские феодалы восприняли такую политику царского правительство враждебно, и это послужило причиной обострения отношений Кабарды и России. Еще до строительства крепости Моздок, в 1736 г. было построено по левому берегу Терека Кизляр, который должен быть играть важную стратегическую роль в кавказской политике России.

Кабардинцы понимали, что строительство этих укреплений было направлено прежде всего против них. Вот почему кабардинские князья всячески противодействовали основанию этих укреплений, особенно Моздока. Они требовали от русского правительства уничтожения его и посылали даже с этим требованием в 1764 г. особую депутацию в составе князья Кайтуко Кайсырова и знатнейшего из узденей Шабаз- Гирея Куденетова к Екатерине 11. Но поездка была безрезультатной.

Раздражение кабардинских князей по этому поводу использовали турки и крымский хан. В 1765г. дело даже дошло до осады Кизляра. Из – за постройки крепости Моздок у России с Турцией и крымским ханом происходила серьезная переписка в 1763- м и 1764 гг. Русские резиденты в Турции доказывали право России на левый берег Терека и на постройку там крепости. Конфликт из – за крепости Моздок был отодвинут более серьезным столкновением из – за польского вопроса, который послужил поводом к русско – турецкой войне. 25 октября 1768 г. Турция первая объявила России войну. В ноябре того же года был издан манифест Екатерины 11 о войне с Турцией, которая фактически началась в 1769 г.

Военные действия были начаты на трех фронтах: в Подолии, на Дону против Азова и на Кавказе (на Кубани). В течение этой войны русские войска одержали ряд военных побед. В это время в Кабарде и на Кубани действовал русский отряд генерала Медема. Теперь перед кабардинцами встал решительно вопрос, на чью сторону они встанут. Часть кабардинских князей беспрекословно приняла сторону России, выдала аманатов. Но другая часть засела в горных ущельях и решила сопротивляться. Против них действовали войска генерала Медема. Его действия против кабардинцев приобрели такой размах, что фактически это явилось началом Русско – Кавказской войны, которая продолжалось 100 лет.

В начавшейся русско – турецкой войне русские всячески пытались не допускать турок и татар на Северный Кавказ. Россия оберегала земли по Волге, Тереку, Дону. В связи с тем, что большая часть кабардинских князей вообще хотела добиваться по-прежнему независимости Кабарды, генералу Медему была послана инструкция, в которой предписывалось действовать в Кабарде осторожно, но в то же время твердо и в интересах царской России стараться разъединять кабардинский народ и поддерживать существование двух равносильных партий- баксанской и кашкатауской.

Генерал Медем от 17 августа 1771г. получил повеление: «Нужно, необходимо, дабы в Кабарде всегда две равносильные партии находились и чтоб кабардинцы привыкли иметь у себя пристава российского, к чему все способы изыскать должно, употребляя в необходимости и деньги для отвлечения от противных поступок, и их обессиление, по крайне мере, на время войны с Портой, дабы при настоящем недосуге быть от них в беспечности».

В начале 1770 гг. Россия одержала ряд блестящих побед в Крыму, закрепилась на Озовском и Черном морях.

Крымский хан Селим – Гирей бежал в Турцию. Под давлением России новым ханом был избран в Крыму Сагиб – Гирей. С ним Россия заключила 1 ноября 1772 г. в г. Карасу договор «вечного союза и дружбы». Статья 3-я договора относилась к Кабарде. Она гласит: «До войны настоящей бывшие под властью крымского хана все татарские и черкесские народы, таманцы, некрасовцы по-прежнему имеют быть во власти хана крымского; Большая же и Малая Кабарды состоят в подданстве Российской империи».

В Турции этот договор был встречен враждебно и турки заявили, что никогда его не признают. Стремясь захватить Северный Кавказ, турки активизировали свои происки в Кабарде. В начале июля 1774г. объединенные силы турок и татар двинулись на восток, имея целю захватить Кабарду. Овладение ею фактически означало бы установление власти турок над Центральном Кавказом. А этого Россия никак не могла позволить Турции и Крыму. 3 июля 1774г. в решающих сражениях при урочище Бештамак под Моздоком и 24 августа того же года - в Баксансокм ущелье, где р. Гунделен впадает в р. Баксан крымско – татарские войска во главе с Девлет – Гиреем были разгромлены русскими войсками с помощью кабардинцев.

Блестящие победы, одержанные русской армией и флотом на других фронтах войны, принудили Турцию к мирному договору с Россией, который был заключен 10 (21) июля 1774г. в небольшой болгарской деревушке Кючук- Кайнарджи, расположенном на правом берегу Дуная, около крепости Силистра. Этот договор вошел в историю дипломатии как Кючук – Кайнарджийская мирная конференция.

На основании этого договора к России отходили Азов и Приазовские земли, приморские крепости Керчь, Еникале и Кинбурн, окружающие Крымский полуостров, территории между Днепром и Бугом. Крым и сопредельные татарские области провозглашались «вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти». Признавалась лишь духовная власть султана над крымскими татарами в качестве халифа всех мусульман. Этот пункт «о независимости Крыма облегчал в 1783 г. присоединение его к России. Дунайские княжества Молдавия и Валахия объявлялись автономными под покровительством России. Западная Грузия освобождалась от унизительной дани Турции людьми». По этому договору Черное море и проливы были открыты для России, что способствовало хозяйственному освоению южнорусских земель и укреплению их границ. Теперь граница России на востоке передвигалась на берег р. Кубани.

На Кючук – Кайнарджийской мирной конференции, как и на Белградской 1739г., обсуждался специально и кабардинский вопрос. И на этот раз на конференции не было представителей Кабарды. Решалась ее судьба представителями Турции и России, которым она не принадлежала.

Тем не менее по этому договору, в 21- й статье говорилось, что «Большая и Малая Кабарда, по соседству с татарами, большую связь имеют с ханами крымскими, для чего принадлежность их императорскому Российскому двору должна предоставлена быть на волю хана крымского с советом его и со старшинами татарскими».

Хотя статья 21- я Кючук – Кайнарджийского договора окончательное решение вопроса о политическом статусе Кабарды передавала крымскому хану, но в виду того, что (Сагиб - Гирей) еще по договору с Россией в 1772 г. в г. Карасу «признал Большую и Малую Кабарду состоящими в подданстве Российской империи», то русско – турецкий договор 1774 г. надо рассматривать не иначе, как новое подтверждение факта, зафиксированного в предшествующем русско – крымском договоре. Иными словами, кабардинский вопрос был решен в пользу России, хотя он в международном плане был снят с повестки дня лишь после присоединения Крыма к России в 1783г. Это создавало достаточно прочные для России позиции на Центральном Кавказе и затрудняло деятельность Турции на Северном Кавказе.

Осознавая важность значения Кабарды на Северном Кавказе, Турция и после этого договора старалась продолжить свою прежнюю политику в этом регионе. Подстрекаемое Англией и Францией, используя некоторые, не совсем ясные положения договора 1774 г., турецкое правительство добивалось пересмотра вопроса о Крыме и Кавказе. Решительно отказываясь признать русско – крымский договор от 1 ноября 1772 г., согласно которому Кабарда считалась состоящей в подданстве России, и по – своему трактуя 21- ю статью Кючук – Кайнарджинского договора, Турция не хотела признать Кабарду за Россией и продолжала занимать враждебную политику в этом вопросе.

Таким образом, Кючук – Кайнарджирджийский договор положил начало новым взаимоотношениям России с народами Кавказа. Такой исход переговоров укрепил позиции России и на Кавказе. Фактически в результате этого договора у России были развязаны руки для проведения своей кавказской политики более решительно и военными силами. Однако объявление Кабарды составной частью России было только де- юре; чтобы это было де – факто, необходимо было ее завоевать. Это было сделано в ходе Русско – Кавказской войны, которая была уже начата Россией в 60-е гг. XVI11 столетия с первыми вооруженными столкновениями российских войск с кабардинцами. В результате этого договора Турция и Крым должны были навсегда распрощаться с мыслю захвата Кавказа.

Россия сделала все от нее зависящее, чтобы поработить народы Кавказа. Последующие трагические события на Кавказе подтвердили это.


Похожая информация.


Кавказский регион – один из важнейших пунктов внешней политики Турции, которую министр иностранных дел Ахмет Давутоглу стремится построить на лозунге «стратегическая глубина» и на теориях мягкой силы и взаимозависимости. С точки зрения текущего политико-системного облика Кавказский регион приобретает качество истинной «пороховой бочки». Наряду с историческими, территориально-ирредентистскими, политическими и социокультурными проблемами, которые возникают между государствами региона, весь Кавказ вовлечен в борьбу мировых сил на евразийском пространстве в целом и в Черноморском бассейне - в частности, которые нацелены на сохранение или изменение дизайна международной системы. Такой облик Кавказа показывает, что нестабильность, распространяющаяся внутри региона, носит далеко не краткосрочный характер. В этой связи Турции, которая намерена стать влиятельной силой региона, необходимо внимательно отслеживать события на Кавказе и грамотно их интерпретировать.

Было бы справедливо рассмотреть две отдельных реалии, которые друг друга дополняют и отражают действительность Кавказа в сложившейся конъюнктуре. Политический облик, который представляет регион на сегодняшний день, подтверждает эти реалии. Оставшийся в границах России после распада СССР Северный Кавказ необходимо интерпретировать в рамках радикальных политических и культурных подходов, которые стремятся расплавить в собственном тигле присущее ему этнокультурное разнообразие и различные этнические группы, проживающие в регионе. Хотя и можно говорить о наличии в регионе существенного этнокультурного и религиозного разнообразия, внешняя демонстрация того, что регион можно объединить в рамках мусульманской сверхидентичности, стала причиной активизации сепаратистских политических движений под общим знаменателем «ислама», действующих против России. Так, в ходе чеченских войн в середине 1990-х и начале 2000-х годов борьба, основанная на этнической идентичности, по причине социального неравенства в регионе не обладала в достаточной степени консолидирующими принципами. Кроме того, попытки добиться сепаратизма, осуществляемые со ссылкой на мусульманскую идентичность, сопровождались тем, что некоторые богатые страны, взрастившие на исламе свою политическую легитимность, особенно - Саудовская Аравия и страны Персидского залива, под видом мусульманства оказывали поддержку лидерам и группировкам, вступившим в политическую борьбу на Северном Кавказе. На сегодняшний день в борьбу за политическую независимость на всем Северном Кавказе, и прежде всего - в Чечне и Дагестане, вступил Доку Умаров. Предпринимаемые им попытки согласовать легитимность своих властных намерений с исламом, а также усилия чеченских сепаратистов, связанные с наделением совершаемых ими терактов значениями салафизма и ваххабизма, необходимо рассматривать как следствие понимания того, что от радикальных элементов всего мира, прежде всего - из Саудовской Аравии и стран Персидского залива, может быть предоставлена поддержка.

Другая важная причина проблемы сепаратизма на Северном Кавказе связана не с тревогами культурного или территориального характера, а с системными предпочтениями и борьбой. Россия стала бросать вызов Евроатлантическому союзу, США и регулярно подчеркивать, что международная система должна трансформироваться в направлении многополярности. Все это мобилизовало мировых и региональных акторов, в первую очередь - США, не желающих, чтобы Россия стала «новым СССР». Именно эти акторы оказывают политическую, экономическую и военную поддержку сепаратистским попыткам на Северном Кавказе, который выходит на первый план как самое слабое место в сфере национальной безопасности России. В сущности, эти действия можно рассматривать как предпосылки реализации концепции по окружению России, как в период холодной войны. Однако мы видим, что стратегия окружения продвигается достаточно медленно. Важнейшая причина - в отсутствии единства в преследуемой глобальными и региональными силами политике, направленной против России, и в отсутствии поддержки политики Евроатлантического союза, прежде всего, со стороны Китая и Индии, которые преследуют собственные стратегии многополярности.

Что касается региона Южного Кавказа, то здесь на повестке дня особо остро стоят вопросы конфликтов и войн на этнокультурных и территориальных основаниях, которые подтолкнули образовавшиеся 3 новых республики к борьбе друг с другом. Хотя этот регион, окруженный такими важными акторами, как Россия, Турция и Иран, не представляет настолько беспорядочное этническое и религиозное разнообразие, как Северный Кавказ, он ассоциируется с энергетическими ресурсами, которыми владеет, а также проектами, нацеленными на то, чтобы эти ресурсы достигали Европы в обход России. Благодаря реализуемым (Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Тбилиси–Эрзурум) и запланированным (Nabucco–Запад, Трансанатолийский газопровод, Транскаспийский газопровод) проектам энергетические ресурсы Каспия возможно транспортировать в Европу и таким образом достичь цели, преследуемой Евроатлантическим союзом и Турцией, относительно лишения России ее важнейшего оружия – зависимости других стран в энергетической сфере. Чтобы не потерять свое преимущество в энергетической сфере, которое обеспечивает важнейший вклад в процесс становления России глобальным актором, Москва оказывает давление как на региональные страны, так и на страны ЕС и Турцию, являющиеся зависимыми от России с точки зрения энергетических ресурсов. Будучи важнейшим актором по таким вопросам, как урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха, проблем Абхазии и Южной Осетии, раздел Каспийского моря, Россия использует эти вопросы по собственному желанию в соответствии с существующей конъюнктурой, демонстрирует свою силу в целом в Евразии и на Кавказе в частности. Основные принципы, которые обеспечивают отличие Южного Кавказа от Северного Кавказа, связаны с невозможностью образования религиозного и культурного партнерства, а также отличием системных предпочтений стран, образующих регион. Например, Грузия после «революции роз» отдала свое предпочтение в рамках международной системы в пользу США, Армения в силу исторических, политических, геополитических и экономических причин превратилась в крепость России на Южном Кавказе. Можно сказать, что Азербайджан не зависит от России по оси энергетических ресурсов и проектов и даже навязывает Москве скрытую конкуренцию в этой сфере. При этом Азербайджан стремится защищать баланс между Россией и евроатлантическим миром. Однако если принимать во внимание фактор Турции и экономические причины, то можно утверждать, что Азербайджан держится ближе к Евроатлантическому союзу.

Изображаемый в геополитических теориях, таких как теория «берега–пояса» Спайкмена и концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона, как существенная точка преломления, Кавказ неразрывно связан с регионом Евразия. На сегодняшний момент Кавказу отводится значительное место в системе международных отношений. В этой связи можно предположить, что политико-системное будущее региона будет формироваться в рамках «отношений силы» и элементов жесткой силы. Турция, которую можно назвать весьма важной региональной силой в Евразии, посредством потенциала и знаний, которыми она обладает, в контексте урегулирования политических и военных конфликтов, возможных в регионе, выйдет на передний план как влиятельный актор. В этой связи Турции необходимо сохранять мосты сотрудничества, установленные с Россией, принимать во внимание Иран в контексте отношений с Азербайджаном, действовать на основе политики взаимозависимости, которую Анкара сможет построить с опорой на собственную мягкую силу и определенные возможности для региональных стран.

Гектюрк Тюйсюзоглу, ("Uluslarası Politika Akademisi", Турция)


«Международные отношения Кавказского региона XVI XVII вв.»

    Кавказский регион в период Ирано-Турецких войн

На протяжении XVI и XVII веков Кавказ являлся ареной борьбы между двумя сильнейшими державами Востока - Османской империей и Ираном. Еще в 1501 году сын турецкого султана Мехмед предпринял военную экспедицию против горцев, причем, кроме собственно турок в количестве 300 человек, в деле участвовали две сотни наемников-черкесов, служивших в турецкой армии, а также сын крымского хана и азовские казаки. Из дипломатической переписки между Москвой и Стамбулом известно, что поход Мехмеда окончился поражением османских сил, причем сын крымского хана едва спасся бегством.

Конечно, данная неудача не могла остановить османской экспансии, и попытки турок закрепиться на Северном Кавказе, опираясь на поддержку крымской конницы и используя внутренние кавказские противоречия, продолжились. В 1516 - 1519 годах османы начали сооружение крупной крепости в устье Кубани, причем в качестве гарнизона туда было направлено 8 тыс. татар. Следует отметить, что Крымское ханство в данный период само по себе, помимо союзнического участия в военных действиях Османской империи, находилось в состоянии постоянной войны с черкесами (т.е. с горскими народами), где боевые действия разворачивались каждое лето и затихали зимой. Иногда набеги на Северный Кавказ заканчивались для крымских татар весьма плачевно. Так, в 1519 году в Крым вернулась только треть отправившихся в поход воинов. Впрочем, военные столкновения не мешали сторонам иногда заключать союзы для общей выгоды. Например, в ходе дипломатической переписки крымский хан заручился поддержкой черкесов и союзных с ними татар из низовьев Терека для готовящегося похода против Астраханского ханства.

Многократные набеги принесли определенные результаты, и в 20-х годах XVI века Крымское ханство сумело взять под контроль некоторые черкесские селения на северо-западе Кавказа, но это не помешало династии Гиреев (правящая в Крыму ханская фамилия) породниться с горскими князьями, а также заключить с ними многочисленные военные союзы против также претендующего на контроль над Северным Кавказом Ирана. Используя в качестве базы территорию Азербайджана, шейх Хайдар еще в 1487 году организовал крупное военное вторжение на Северный Кавказ, иранцы прошли всю его территорию до Черного моря и только вблизи побережья были, наконец, разгромлены объединенными силами горских племен. Продолжил завоевательную политику шейха Хайдара его сын Исмаил (провозгласивший в 1502 г. себя шахом), который в 1507 году оккупировал Армению, в 1509 году захватил Ширван и Дербент, а в 1519 году подчинил себе Грузию с явным намерением этим не ограничиться и расширять иранские границы до тех пор, пока они не совпадут с границами Кавказа.

Подчинив себе Закавказье и создав тем самым плацдарм для дальнейшего продвижения на север, Исмаил умер, а трон и шахскую корону унаследовал Тахмасп I (1524-1576), продолживший практику набегов и военных экспедиций, в которых иранцам пришлось столкнуться с ширванцами и поддерживающими их отрядами из Дагестана. В результате военных действий Тахмаспу I удалось восстановить утраченный контроль над Ширванским ханством и над Дербентом. Дело в том, что хотя после первого похода на Ширван (1500-1501 гг.) иранцев-сефевидов разбитый в бою Ширван-шах Фаррух-Ясар погиб, а его владения достались шаху Исмаилу. Сын погибшего Ширван-шаха Шейх-шах отказался подчиняться Ирану, что потребовало от Исмаила нового похода в 1509 году. Сефевиды снова одержали победу, но и после нее Тахмасп I еще раз приводил Ширван к покорности. Аналогично развивались события и в Дербенте, где правители Яр-Ахмед и Ага Мухаммед-бек рассчитывали, что неприступные стены оградят их от иранского войска. Осада Дербента в 1510 году окончилась сдачей крепости, после чего шах Исмаил переселил сюда 500 иранских семей и назначил правителем своего ставленника Мансурбека.

Разумеется, успехи Исмаила не могли понравиться Османской империи, которая поспешила организовать на Кавказ собственное вторжение. Понимая, что главным противником османов является Иран, султан Селим I постарался для начала заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом горских князей, с целью чего вступил с ними в дипломатические переговоры, а также занялся сбором разведывательной информации о будущем противнике. Потом султан нанес удар по подвластным ему Усульманам-шиитам, опасаясь, что в столкновении Ираном те поддержат своих иранских единоверцев. Обеспечив себе, таким образом, безопасность в тылу, Селим стянул к границам Ирана 200-тысячную армию и начал военные действия. Решительное сражение произошло на Чалдыранской равнине вблизи Маку 23 августа 1514 года и закончилось поражением иранцев-сефевидов, после чего Ширван и Дагестан немедленно прекратили выплату Ирану дани, как и прочие иранские владения на Северном Кавказе (Дербент, Табасаран и др.).

Конечно, иранский шах недолго мирился с подобным своеволием и, пользуясь тем, что армия султана Селима I оказалась занятой войной в Египте, вторгся на Кавказ. В 1517 году, сломив упорное сопротивление армий местных правителей, сефевиды снова подчинили себе Ширван и вторглись в Грузию, разоряя все на своем пути. Был взят и Дербент, правителем которого объявили зятя иранского шаха Музафар-султана. Временный успех иранцев не остановил боевых действий, и в начале 30-х годов XVI века Османская империя вновь предприняла попытки взять реванш. Этим не преминули воспользоваться жители Дербента, выгнавшие иранский гарнизон и в очередной раз прекратившие платить дань Ирану. На этом неприятности иранского шаха не закончились: в 1547 году подати в его казну перестал платить и Ширван, этот отказ сопровождался антииранским восстанием под руководством ширванского правителя Алкас-мирзы, приходившегося шаху родным братом. Дагестанцы с радостью поддержали мятежного родственника, а когда восстание все-таки было подавлено, помогли Алкас-мирзе бежать сначала в селение Хиналук, а потом к шамхалу Казику Мухскому.

Однако бегство мятежного брата шаха и назначение на его место другого наместника не сделали позиции Ирана в регионе более стабильными. Богатые торговые центры Кавказа не желали иметь над собой чужеземного правителя и делиться с ним своими доходами. И потому, едва между Ираном и турками снова вспыхнули столкновения, Ширван, Дербент и Кайтаг немедленно расправились с наместником шаха и вновь провозгласили свою независимость. На этот раз восстание возглавили Бурхан-мирза и кайтагский уцмий Халил-бек, весьма заинтересованные в положительном исходе восстания: им приходилось платить в шахскую казну особенно большие налоги. Иранский отряд, направленный на усмирение мятежа, был разбит в битве при Кулане, однако оттеснил повстанцев в горы. Возможно, на этот раз власть Ирана оказалась бы более прочной, но основным иранским силам пришлось покинуть район из-за активизации османских сил. Воспользовавшись этим, жители Кайтага в 1549 году заняли Ширван и убили очередного главу шахской администрации. На этот раз шах не смог прислать войска и наказать бунтовщиков: его силы были скованы Османской империей и грузинскими отрядами ЧаряЛаурсаба (1534-1538).

1554 год был ознаменован тем, что турецкий та Сулейман I Кануни вторгся в Азербайджан и занял Нахичевань. Первый военный успех нов не имел, однако, продолжения, поскольку турецкая армия, застряв в Нахичеване, начала испытывать трудности со снабжением продовольствием В результате Сулейман вынужден был начать мирные переговоры, нашедшие у иранского шаха, находящегося в невыигрышном положении, энергичную поддержку. Результатом переговоров в 1555 году в г. Амасьи стал мирный договор, по которому Османской империи отходили Имеретинское царство княжества Гурия и Мегрелия, западная часть Мес-хети (Грузия), а также области Васпуракан, Алащ-керт и Баязет (Армения), Иран же получал Восточную Грузию (Картли и Кахетию), Восточную Армению и весь Азербайджан. Ни та, ни другая сторона не были удовлетворены мирным договором, поэтому неудивительно, что условия его соблюдались недолго. Новый османский султан Мурад II (1574 - 1590) выступил против Ирана, причем перед началом военных действий он обратился к дагестанским князьям с посланием, в котором официально требовал их участия в войне на своей стороне.

Удача сопутствовала турецкой армии: после ряда выигранных боев в Азербайджане и Южном Дагестане османы организовали в Ширване и Дербенте беглербегство, оставили там гарнизоны и под предводительством Дала-паши вернулись в Анатолию. Узнав, что турки покинули пределы Кавказа, шах осадил Шемаху, однако султан вновь направил Дала-пашу с армией на помощь шемахскому гарнизону. Одновременно он повелел своему вассалу крымскому хану Мухаммед-Гирею присоединиться к военным действиям против Ирана. В устье Кубани крымские отряды прибыли в 1582 году на кораблях с тем, чтобы через Дагестан достичь Дербента. Эта дорога через Северный Кавказ заняла у крымчаков 80 дней. Они соединились с 200-тысячным корпусом Дала-паши и в мае 1583 года объединенными усилиями разгромили Сефевидов в битве на реке Самур. Следствием успешных действий османских войск стала попытка стамбульской администрации колонизировать отбитые у Ирана территории, однако процесс этот немедленно натолкнулся на активное противодействие со стороны местных жителей в Дагестане, Ширване и в Грузии. Избавившись от иранского присутствия, горцы не собирались мириться с османским диктатом.

Похожие работы:

  • Кавказ и русское государство XVI–XVII вв

    Реферат >> История

    Русское государство вв» Еще в... государства отношения между Россией и кавказскими народами стали... политическая разведка региона , а также... в условиях сложной обстановки. В... пыталась колонизировать кавказские земли: в XVI и XVII веках...

  • Северный Кавказ в истории России (XVI-XIX вв.)

    Дипломная работа >> История

    По отношению к Северному Кавказу. Вопрос о присоединении Северного Кавказа к России появляется в XVI - XVII вв . Окрепшее...

  • Военно-дипломатический аспект деятельности России на Кавказе в контексте международных отношений в первой трети XIX века

    Статья >> История

    В отношении Кавказского региона . К... политика в Кавказском регионе ... XVIII – начало XIX вв ... Íàóêà, 1967.– Ò.1. 16 Ñìèðíîâ, Í.À. Ïîëèòèêà Ðîññèè íà Êàâêàçå â XVI -XIX âåêàõ/ Í.À. Ñìèðíîâ.– Ì.: Èçäàòåëüñòâî ñîöèàëüíî- ïîëèòè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, 1958; ...

  • 1. Проблемы и перспективы развития ЕС в начале XXI в.

    2. Возвратная миграция в Россию из стран СНГ: проблемы и тенденции

    3. Российско-китайское сотрудничество в постбиполярном мире: тенденции развития

    4. Курдский вопрос в современных международных отношениях

    5. Арктический регион в современных международных отношениях

    6. Современный политический национализм в Западной Европе (на примере Франции и Великобритании)

    7. Российско-чешские отношения в современной системе международных отношений

    8. Куба в современной системе международных отношений

    9. Закавказский регион в системе международных отношений

    10. Противодействие международному экстремизму в современном мире

    11. Эволюция внешней политики США в Закавказском регионе (1991-2016 гг.)

    12. Территориальные споры как угроза безопасности в Юго-Восточной Азии

    13. Палестино-израильский конфликт в XXI веке: перспективы урегулирования

    14. Аргентина в современной системе международных отношений

    15. Политика противодействия кибертерроризму в современной России

    16. Российско-германские отношения в постбиполярной системе международных отношений

    17. Европейское направление внешней политики Великобритании в конце XX-начале XXI вв.

    18. Энергетический вопрос в российско-германских отношениях

    19. Проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве (на примере Приднестровской Молдавской республики и Автономной республики Абхазия)

    20. Внешняя политика России на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы

    21. Современные конфликты в международных отношениях и пути их урегулирования

    22. Проблемы национальной безопасности РФ в начале XXI века

    23. Нагорно-Карабахский конфликт в современных международных отношениях: перспективы урегулирования

    24. Германско-французское партнерство в политической структуре ЕС

    25. Внешняя политика Российской Федерации в современной системе международных отношений

    26. Взаимодействие России и США в современной системе международных отношений



    27. Эволюция российско-американских отношений в постбиполярном мире

    28. Миграционная политика Европейского союза в XXI веке: проблемы и перспективы

    29. Эволюция внешней политики Франции в XX-XXIвв

    30. Миграционные процессы в РФ в начале XXI века: проблемы и перспективы решения

    31. Великобритания в европейском интеграционном процессе

    32. Расширение ЕС как фактор развития современных международных отношений в Европе

    33. Политика Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе

    34. Российско-германские отношения в конце XX-начале XXI вв.

    35. Российско-американские отношения в конце XX-начале XXI вв.

    36. Террористическая организация «Исламское государство» как фактор развития современных международных отношений

    37. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

    38. Бразилия в постбиполярной системе международных отношений

    39. Европейское направление внешней политики КНР в XXI веке

    40. Внешняя политика Исламской республики Иран в постбиполярной системе международных отношений

    41. Современные конфликты в международных отношениях и пути их урегулирования

    42. Террористические организации "Аль-Каида" и "ИГИЛ" как фактор развития международных отношений в XXI в.: сравнительный анализ

    43. Внешняя политика СЩА в Латинской Америке в условиях постбиполярного мира

    44. Миграционная политика стран Европейского союза в XXI в.

    45. "Мягкая сила" как инструмент внешней политики СЩА в конце XX-начале XXI вв.

    46. Непризнанные государства в Закавказье: сравнительный анализ

    47. Европейское направление внешней политики Французской республики в конце XX-начале XXI вв.

    48. Афганский вектор внешней политики США в XXI в

    49. Концепция "мультикультурализма" в политике стран Европейского союза

    50. Корейский вопрос в современных международных отношениях

    51. Территориальный вопрос как фактор развития российско-японских отношений

    52. Внешняя политика ФРГ в конце XX-начале XXIвв

    53. КНР в современной системе международных отношений

    Требования к ВКР установлены также в Положении о ВКР для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «41.03.05 – Международные отношения».

    Выбор темы ВКР

    1. Выявить интересующую проблему в области международных отношений.

    2. Проанализировать факторы и события, связанные с выбранной проблемой.

    Тему необходимо сформулировать так, чтобы была понятна проблема исследования, используя эти слова. Перечень тем ВКР и руководители ВКР из числа работников университета утверждаются распорядительным актом университета не позднее чем за 6 месяцев до начала ГИА.

    Этапы работы с научным руководителем

    ВКР выполняется студентом самостоятельно под руководством квалифицированного специалиста.

    Научный руководитель выпускной квалификационной работы:

    • оказывает студенту помощь в формулировке темы исследования, разработке структуры исследования, подбору литературы, сборе практического материала для второй главы исследования;
    • проводит предусмотренные расписанием консультации;
    • контролирует этапы выполнения работы;
    • дает рекомендации к предзащите;
    • консультирует выпускников при подготовке к защите;
    • готовит отзыв о работе.

    Время, в целом отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, должно соответствовать требованиям ФГОС ВПО для выпускников по соответствующему направлению.