Различение п и т. Дифференциация звуков - с графической символикой. Игра «Волшебное чтение»

Цель: научить различать и выделять на слухзвуки [п]- [б].
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух,
  • формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
  • развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать у детей навыки самообслуживания.
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка». (под счет)

3. Введение в тему:

Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?

Балет, бык, бег, белка, банка, банан

Дети: звук [б]

Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

Дети : звук [п]

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:

Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.

– Чему мы будем учиться на занятии?

Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].

Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Различай звук [б]- [п].

5. Основная часть занятия.

Логопед: Молодцы! (на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])

Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].

Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.

Я слышу звук [п].

Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем - плавно размыкаются).

Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.

Я слышу звук [б].

Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем - размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».

Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.

Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.

Логопед: Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.

Схема звука [п].

Схема звука [б].

6. Физкультминутка. Действия по тексту.

Катит, катит паровоз,
И вагончики везет.
Вот поезд наш идет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Бобрята сидят.

7. Логопед дает задания:

Задание. «Помоги Незнайке».

  1. Выбери верно: звук [п] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой?
    А звук [б] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой? Чем эти звуки отличаются друг от друга?
  2. Дополни: при произнесении звуков [п] голосовые складки_______, губы в первый момент______________.
  3. Что ощущаешь, когда произносишь звуки [п] и [б].? Губы разомкнуты или плотно сомкнуты? Голосовые складки сомкнуты или разомкнуты? Где расположен кончик языка?
  4. Замени в слогах «П» на «Б»: па, по, пу, пы, та, ал, оп, уп, ьш, эп
  5. Добавь слоги «БА или «ПА» (игра с перекидыванием мяча).
    Жа- _____ шай- _____
    ре- _____ ли- _____
    тум- _____ вер- _____
    ла- _____ шля-_____
    бом- _____ ры- _____
    лу- _____ сту- _____
    лам- _____ тор- _____
    шу- _____ нер- _____
  6. Исправь ошибки Незнайки.
    В болоте квакает ЖАЛА.
    В огороде выросла РЕБА.
    В комнате стоит ТУМПА.
    На столе стоит ЛАМБА.
    В ворота летит ШАЙПА.
    В парке цветёт ЛИБА.
    В марте цветёт ВЕРПА.
    У мамы новая ШЛЯБА.
    Разрушает дом БОМПА.
    Увеличивает всё ЛУБА.
    У меня новая ШУПА.
    У Бабы Яги СТУБА.
    В воде плавает РЬША.
    У кошки мягкая ЛАБА.
    У меня котомка-ТОРПА.
    На севере живёт НЕРБА.
  7. Закончи каждое предложение нужным словом.
    - Вспомни загадки про репу, жабу, лампу, шайбу, шляпу, рыбу и закончи предложения.
    ♦ В болоте квакает...
    ♦ Дед посадил... и т. д.
  8. Повтори за мной:
  1. Повтори слова парами:
    бас - пас
    быль – пыль
    бух – пух
    боль - Поль
    бар – пар
    бить - пить
    бот – пот
    бока – пока
    бел – пел
    блошка – плошка
    баня – Паня
    забор – запор
    блеск – плеск
    барин – парень
    банки – панки
    борт – порт
    - Придумай предложение с каждым словом пары.
  2. Исправь ошибки.
    Пастух БАС овец и коров.
    У певца могучий голос - ПАС.
    Пушка выстрелила: ПУХ.
    В подушке мягкий БУХ.
    Мы зашли в вечерний ПАР.
    В бане горячий, душный БАР.
    На дороге поднялась БЫЛЬ.
    Это не сказка, а ПЫЛЬ.
    У меня зубная ПОЛЬ.
    Это девочка Полина. «БОЛЬ, стой!»
    Нельзя человека ПИТЬ.
    Я хочу БИТЬ воды.
    Вот БУК соломы.
    Это огромное дерево называется ПУК.
    У меня болят ПОКА.
    Ну прощайте же, БОКА!
    На верфи выстроили ПОТ.
    На лбу выступил БОТ.
    Я очень громко БЕЛ.
    Это заяц слишком ПЕЛ.
    Я иду мыться в ПАНЮ.
    Мою бабушку зовут БАНЯ.
    - Придумай сам ошибочные предложения.
  3. Звуки изучаем - ошибки исправляем.
    В синем небе звёзды плещут.
    В синем море волны блещут.
    Издалека был слышен блеск волн.
    Плеск алмазов ослеплял глаза.
    У меня был игрушечный ропот.
    Люди недовольны. Послышался робот.
    Порт корабля ударился о причал.
    В борт города Сочи заходили корабли.
    У нашей кошки в шерсти завелись маленькие плошки.
    Собака и кошка едят из небольшой блошки.
    Я заболел, мне поставили панки.
    Вот рокеры, хиппи и банки.
    У нас в квартире новые замок и забор.
    Вокруг дома новый запор.
    Во дворце живёт парень.
    На вечеринку ходит барин.

8. Итог занятия и оценка работы детей.

Дайте характеристику звукам П, Б, чем отличаются эти звуки? Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятия.

9. Домашнее задание.

Подобрать слова, которые начинаются со звуками Б, П.

Подобрать и выучить загадки с отгадками со звуками Б, П.

Логопед: Прочитайте слова и составьте с ними рассказ. Запишите его. Назовите из текста слова с буквой, у которой второй элемент поднят вверх, а теперь такие, в которых второй элемент направлен вниз. Есть ли такие слова, в которых встречаются обе буквы занятия?

Занятие 11. Дифференциация букв п - т, П - Т.

Цели: познакомить детей с буквами п - т; научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы п - т изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа, логическое и образное мышление, зрительное восприятие и внимание, умение конструировать и реконструировать.

Оборудование: стилизованные изображения букв п - т; предметные картинки с изображением девочки и мальчика; карточки, на которых различными шрифтами записаны буквы занятия; карточки с записанными на них слогами; альбом 2.

Ход занятия

I . Оргмомент

1. Развитие умения конструирования и реконструирования.

Логопед: Постройте буквы из элементов под диктовку:

нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;

отступить одну клетку;

рядом начертить параллельно такую же палочку;

соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.

Это печатная заглавная буква П;

нарисовать вертикальную палочку высотой в одну клетку;

нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки

так, чтобы она касалась вертикальной палочки. Это печатная строчная буква т.

2. Запись букв га - т по заданию логопеда различным шрифтом. Запись темы занятия.

Логопед: Напишите буквы, которые вы собрали по заданию, различным шрифтом:

рукописная строчная буква п;

рукописная заглавная буква Т;

Окт 15

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

Задачи:

Образовательные:

Учить различать звуки [П-Т], буквы п – т на письме.

Научить конструировать и реконструировать буквы п, т.

Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.

Коррекционные:

Развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

Развитие конструктивной деятельности.

Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать орфографическую зоркость.

Развитие умения составлять словосочетания.

Развивать диафрагмальное дыхание.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

Развитие аналитическо-синтетической деятельности.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

Развитие навыка самоконтроля и самостоятельности.

Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: шнурочки для конструирования; предметные картинки; цифровая линейка; карточки с буквами п – т; слоговые таблицы.

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной презентации .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.

Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т .

1. Зрительный анализ букв т и п . Определение их сходства и различия.

Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы т ? у буквы п ?

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)

2. Конструирование букв п и т .

(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)

3. Дифференциация букв п – т в слогах.

  • Чтение слоговой таблицы.

  • Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

4. Дифференциация букв п – т в словах.

  • Сравнение слов по написанию и смыслу.

В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)

Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т ”.

На доске карточка “тачка” .

Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка” )

Какое слово получилось? (“Пачка”) .

Объясните значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т .

Запись слов в тетрадь.

Образец: тачка – пачка, точка – почка

  • Игра «Шпионы».

- Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь.

В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

  • Классификация слов по наличию букв п – т.

Назовите картинку. Определите, какой звук произносится, и какую букву п или т нужно писать.

Запишите слова в два столбика.

  • Определение места букв п – т в слове.

- Определите место букв п и т в словах с помощью цифровой линейки.

У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами п-т.

Предметные картинки: топор, лопата, петух, тапки, лапти.

5. Дифференциация букв п – т в предложениях.

  • Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

  • Работа с деформированными предложениями.

Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы п или т .

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.

III . Итог занятия.

Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п ] и [т ].

Чему учились сегодня на занятии?

Как различать при написании буквы п и т?

Дифференциация б - п

1. Выделите начальные звуки из слов банка, палка.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т . Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

3. Выделите начальные звуки в словах Боря - Поля, бык - пыль, баня - память.

Дифференциация б - п в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги. (чтение по«вееру»-тоже что и описывала по с,з)

2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно. (ромбики)

3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ба - па па - ба бя - пя пя - бя би - пи

бо - по по - бо бе - пе пе - бе пя - бя

бу - пу пу - бу бю - пю пю - бю бе - пе

бы - пы пы - бы би - пи пи - би пю - бю

4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля

5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па - ба - па пу-бу-пу па-ба-па- ба

ба- па - ба бу-пу-бу ба- па - ба - па

пу - бу - бу - пу

бу - пу - пу - бу

7. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

по - бо - по по - бо - бо - по бо - по - бо - по

би - пи - би пи - би - би - пи па - ба - па - ба

пя - бя - пя бу - пу - пу - бу бы - пы - бы - пы

бе - пе - бе бе - пе - пе - бе би - пи - би - пи

8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую - с буквой б, во вторую - с буквой п .

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, one

9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плутишка, братик, плывет

Дифференциация б -п в словах

1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п .

Образец: а) в слове палка - звук п , он находится в начале слова;

б) в слове забор - звук б , он находится в середине слова.

а)пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка,плакать, пилотка, блуждать

б)забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

палка - балка, башня - пашня, бела - пела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4. Выделите из данных слов буквы б, п . Надпишите буквы б, п над схемой слов.

бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букашка, лопата, барабан, сапоги

5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

Образец: белить - побелить.

белить-... , плакать-... , бороться-... , плыть-... , бродить-... , беседовать-... , бежать-... , петь - ... , бывать-... , благодарить-... , будить - ... , бегать-... , беспокоить - ...

6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

а) по или бо

Ты..жар...нес са...ги

Ка..лото...гас ра...та

Ле..лет...лел за...та

Вар..шел...бер за...ры

б) па или ба

ры... ..кет...гаж...бочка

ла... ..нан...гор ло...та

ар... ..ран...мять ры...ки

ли... ..ром...рень...зары

лам... ..лет...мятник...рады

в) пу или бу

Сы..чок...кашка ар...зы

Ля..тон...зырек по...гай

Ря..мага...ренка ре...сы

Кет..лемет. ..зина гло...сы

Динг..ран...говица ис…гать

Дильник..мажка...ровая раз...дить

г) пе или бе

Ро..карь...да по...да

Лый..чет...пел за...гал

Per ..жит...сок за...вал

Нал..рет...ред по...жать

д) пи или би

Лот …та...точки со...рать

Тон …лить...рюза за...рать

Нокль …сать...оны от...рать

Ла …дон...онер от...вать

7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

а) ...ок, ...ол, су..., зу...ы, ...лины, за...ор, ...елка, та...очки,...ольшой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ...латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то...ор, о...ои

б) ...а...очка, ...о...лавок, ...о...елка, ...о...ольше, ...о...утный,...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...о...ороть, ...оку...ка

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчеркните последний слог.

Образец: гриб - грибы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

зуб-... гриб - ... хлеб - ... краб-...

карп-... столб-... тулуп-... куб-...

клуб-... дуб-... голубь-... степь-...

ястреб-... суп-... боб-... зябь-...

9. Измените слова по образцу: карпы - карп, зубы - зуб.

столбы-... клубы-... голуби-...

тулупы-... супы-... проруби-...

хлеба - ... грибы... бобы-...

крабы-... кубы-... лбы-...

10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

Слова для объяснения : потоп, зоб, раб.

11. Поднимите карточку с буквой б или п , когда услышите эти звуки в слове.

Запишите эти слова.

плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузырек, браслет

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б , 10 слов с буквой п . Подчеркните буквы б , п разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п . Сделайте подписи к картинкам.

14. Запишите слова в три колонки: в первую - слова с буквой б , во вторую - с буквой п , в третью - с буквами б, п . Выделенные слова разделите на слоги.

побеспокоится , беседа, просьба, просить, благодарить, поблагодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, балалайка , будильник

15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие звуков б, п в этих словах. Запишите слова.

Вопросы: Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Где растут рожь и пшеница?

Какой день наступает после четверга, после пятницы?

Как называется первый день недели?

16. В названиях каких профессий есть звуки б или п ?

Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщица, певец, плотник, рыбак, сапожник.

17. В названиях каких учебных принадлежностей содержатся звуки б или п?

Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка.

18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся

звуки б, п. Запишите эти слова.

На кустах белеют чашки, В поле лестница лежит.

А в них нитки и рубашки. Дом по лестнице бежит.

Деревянная река, Как взялась кума за дело,

Деревянный катерок, Запилила и запела.

А над катером струится Ела, ела дуб, дуб.

Деревянный дымок. Поломала зуб, зуб.

Два братца Узловат Кузьма,

В воду глядятся, Развязать нельзя.

Никак не сойдутся.

Уличный мальчишка Зверька узнаем мы с тобой

В сером армячишке По двум таким приметам.

По дворам шныряет, Он в шубке серенькой зимой,

Крошки собирает. А в рыжей шубке летом.

Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, белка, цепь.

19. Диктанты.

Слуховые диктанты

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чертят его графическую схему, надписывают букву б или п над соответствующим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабушка, попугай, бублики, побелка, напугать, брусника, пальто

2. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики записывают его по слогам, проговаривая каждый слог.

болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугай, забота, победа, побелка

3. Методическое указание. Логопед показывает картинки, не называя их.

Ученики проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

Приблизительный перечень картинок : грибы, береза, пироги, платок, бусы, барабан, пальто, рыба, памятник, облака, тополь.

4. Прослушайте и запишите слова с буквой б в одну колонку, с буквой п - в другую.

липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко

Дифференциация б - п в предложениях

1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

2. Спишите загадку и рассказ. Подчеркните буквы б, п.

Показался желтый бок, Покати - не тронусь с места.

Только я не колобок, Приросла к земле я крепко.

Не из мягкого я теста, Назови меня. Я... .

Барабан.

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Бабушка, мы пошли на парад!

3. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

Слова.

Борис и Клава вышли во двор.

Клава, давай подбирать слова на б.

Клава сказала: «Боты».

Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка» Маленькая Маша сказала: «Лавка».

Ты ошиблась, Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты

придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».

Озеро Сенеж.

Московские пионеры любят бывать летом на озере Сенеж. Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукошко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое болото. Перейти через него можно при помощи самодельной переправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

Чудесные места в нашем Подмосковье.

4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка - балка Старушка опирается на... .

Крыша опирается на... .

бочка - почка Капусту вытащили из... .

Листья появились из... .

забор - запор Вокруг дома сделали новый....

У калитки хороший....

забыть- запить Ссору надо... .

Лекарство надо... .

блещут - плещут В синем небе звезды... .

В синем море волны....

5.Выпишите из каждого предложения словосочетание, в составе которого есть буква б или п

Образец: пустая бутылка.

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая белочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки.

Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

6. Составьте и запишите предложения. Вместо картинки напишите слово. (Картинки подбирает логопед.)

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Запишите их.

Пустой пузырек. Пологие берега. Полевой букет. Зубная паста. Пробный забег.

Пестрая блузка. Сбор пионеров. Плохая, побелка. Спелые яблоки. Пополнить запасы.

Полный пакет. Бобовый суп. Полосатые брюки. Бумажный пакет. Забавная песенка.

8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал помидоры.

Вопросы: Что делал Боря? Что делала Полина?

9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Методические указания. Для данного задания используются иллюстрации к

сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

Вопросы: Куда сел колобок? Что сказала лиса колобку?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Олезно...егать...осиком. ...етя и...оря...о...ежали по росе. Мы нашли под...ерезой...елые гри...ы. Мой...рат...оймал...ольшую ры...у. Клу...ок лежал, лежал да в лес...о...ежал.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте согласные б, п в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су... . У...ори...олит зу... . Он не сможет есть горячий су… . …уря...овалила телеграфный стол... . У дома намело...ольшой сугро... . Кар... живет в озере. Кра... живет в море. На о...ушке рос развесистый ду... . В ...улочную...ривезли свежий хле... . На крыше воркует...елый голу...ь.

12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложения по этим картинкам.

Методические указания. Логопед добивается от учащихся распространения предложения с помощью наводящих вопросов.

Образцы предложений: Бабушка печет баранки. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения. Запишите их.

Бабочка, полянка, над, порхать, белая. Полина, белая, блузка, и, голубой, покупать, платочек. Из, бумага, Боря, змей, делать. Тропинка, шагал, путник, быстро, по. Бабушка, подарить, брюки, новые, Паша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составлены? Исправьте их. За-пишите правильно.

Паутина плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Грабли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

Дифференциация б - п в связных текстах

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Осенью.

Насту...ила осень. Стоит ненастная...огода. Вчера...одул резкий ветер. ...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на...людать листо-...ад. Вот с...ерезки летят светло-желтые листья, ...урые листья

то...оля и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают...оследние...ере-летные...тицы.

2. Составьте и запишите рассказ, отвечая на вопросы.

Вопросы: Где были пионеры? Что делал Петя? Какую рыбу поймал Боря? Какую бабочку поймала Поля? Что делал Павлик?

3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Бабушкины баранки.

Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагодарили.

Приблудный.

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. Придумайте названия рассказов.

Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, поудобнее, передача.

Проснулся, разбудил, быстро, побежал, позавтракал, накопал, сбежал, пристроился, рыбачить.

5. Прочитайте стихи, запомните. Запишите их по памяти.

Белый снег, А вот белка

Белый мел, Не бела,

Белый заяц Белой даже

Тоже бел. Не была

Отрывок из стихотворения «Дни недели».

В понедельник я построил

Мост и крепость из песка.

И шагали ровным строем

Мимо крепости войска.

6. Прослушайте рассказы. Запишите их, как запомнили.

Помощники.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Пионеры шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать все сено.

Наш дом.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома пионеры посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

Школьный сад.

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.

Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б ] по звонкости – глухости;

Развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов,

Фонематические представления;

Расширять лексический запас,

Вырабатывать навыки самоконтроля.

Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П ;

Цветные карандаши;

Демонстрационные картинки с буквами Б, П ;

Игра «Эстафета»;

Индивидуальные блиц - тесты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  1. - Назовите одинаковые звуки в словах:

1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

Какое общее название можно дать всем этим словам?

Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

А в слове «бороться» и в слове «бежать»

Слышится звонкое «Б»

Запомните, «Б» - барабанов бой,

А «П» - лишь капли дождя.

Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?

  1. Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].

Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

Вывод . В звуках п, б

сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;

различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.

  1. Дифференциация п - б в словах (устно).

Игра «Эстафета».

Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

Кто победил? С каким счётом?

  1. Анализ слов – паронимов.

Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.

  1. Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п , подсказывая слово, показывают нужную букву.

Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

  1. Капусту вытащили из … (бочки)

Листья появились из … (почки).

  1. Я холодную воду не … (пил)

И собаку свою я не … (бил).

  1. Старик опирался на … (палку)

Крыша опирается на … (балку)

  1. На воротах хороший … (запор)

Вокруг дома построен … (забор)

  1. В синем море волны … (плещут)

В синем небе звёзды … (блещут).

  1. Динамическая пауза.

Зарядка для отличника.

1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.

  1. Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»

Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б , и на каком месте он стоит.

Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.

  1. Игра «Самый умный».

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

Вопросы.

Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

Что ставит на зуб врач – стоматолог?

Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

- Ёмкость, в которой продают лимонад?

Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?

  1. Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п .

III. Итог.

О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Чем эти звуки похожи?

Назовите отличительный признак звука б (п).

Что больше всего понравилось на занятии?