Полноценный навык чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Методические приемы выработки качеств полноценного навыка чтения. Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьн

Тема 7. Методика формирования полноценного навыка чтения

Вопросы к теме
1.Психологическая характеристика процесса чтения и навыка чтения.
2.Методика работы над правильностью чтения.
3.Формирование беглости чтения.
4.Методика работы над сознательностью чтения.
5.Формирование умений выразительного чтения

Ключевые слова темы
Чтение, навык чтения, техника чтения, этапы формирования навыка чтения, правильность, беглость, фиксация, поле чтения, сознательность, выразительность, интонация, задача чтения, смысловое чтение

Вопрос 1.
Лингвисты определяют чтение как «рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т.е. букв» [РКс.41]. По определению Т. Г. Рамзаевой , чтение - это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова; б) перевод ее в звуковую, т. е. произнесение слова; в) понимание прочитанного. Данное определение базируется на исследованиях психолога Т. Г. Егорова, который выделил в чтении две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит свое выражение в движении глаз и в речезвукодвигательных процессах», другая - «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого». В данных определениях важны компоненты процесса чтения, которые у взрослого происходят одновременно (при этом понимание может даже опережать произнесение, что является показателем автоматизации), а у ребенка протекают последовательно: он вначале воспринимает (узнает), потом произносит вслух, затем осознает (для этого обычно повторяет слово - так называемая регрессия).
Одна из задач уроков литературного чтения в начальной школе - сформировать полноценный навык чтения - автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, которое характеризуется правильностью (плавностью, отсутствием ошибок), беглостью (скоростью), сознательностью (пониманием фактического содержания и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации). Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения.
В формировании навыка чтения у младших школьников выделяют 3 этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
1) Аналитический этап: единицей, зрительно воспринимаемой, является буква, слог (маленькое поле зрения). Осмысление сильно отстает от произнесения, так как надо соединить слоги в слово, а только потом «узнать» его. Ребенок пытается угадать слова по первым слогам (случайное угадывание). Орфографическое чтение (читает, как написано).
2) Синтетическое чтение: увеличивается поле зрения (1-2 слова). Ученик не задерживается на отдельных слогах, а узнает слово целиком. Намечается единство между тремя компонентами чтения. Совершенствуется смысловая догадка, так как ребенок может удерживать смысл фразы, словосочетания. Ошибки возможны, но не приводят к нарушению общего смысла предложения: зажурчал ручей / ручеек; Мальчик упал и громко заревел / заплакал. После овладения чтением целыми словами формируется чтение про себя. Переход на орфоэпическое чтение.
3)Этап автоматизации. Единица чтения – синтагма, т.е. словосочетание или предложение. Сам процесс чтения все менее осознается ребенком, на первый план выходит осознание. Понимание начинает опережать произнесение. Развивается текстуальное угадывание, чтение достаточно беглое (90 и более слов в минуту). Меняется цель чтения (получение информации).
Подчеркнем, что помимо этих трех этапов будут так называемые переходные этапы: от аналитического к синтетическому чтению, от синтетического к этапу автоматизации. Переходный этап характеризуется смешанным способом чтения (например, простые слова ребенок читает глобально, а сложные – по слогам), отсутствием повышения темпа чтения (он может оставаться некоторое время стабильным или даже немного снизиться).

Вопрос 2.
Правильность чтения - это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов. Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении .
1. Искажение звуко-буквенного состава слова: пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является: дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).
2.Повторы единиц чтения или регрессия. Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент; рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).
3.Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпического чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит») собственно орфоэпические ошибки, связанные с незнанием нормы; интонационные ошибки. Причины: непонимание лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различий между орфографическим и орфоэпическим чтением.
В истории методики оформилось следующее понимание правильности чтения : соответствие прочитанного тому, что написано; орфоэпический «перевод»; недопущение чтения по догадке; соблюдение смысловых, логических и фразовых ударений; недопущение повторов слов и частей предложения. Базовым приемом выработки правильности считалось чтение вслух, т.к. тихое чтение намного сложнее контролировать. При этом класс внимательно следил за чтением вызванного ученика (так называемое чтение «по цепочке»), после прочтения учителем назывались допущенные ошибки.
Приемы выработки правильности чтения
а) упражнения, направленные на развитие четкости произношения: скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки;
б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога), слов, различающихся только одной буквой, слов с разными корнями, но одинаковыми окончаниями,
Например:
соль конь полка школу ян
соленый кресло палка сумку БА тон
солонка корова пилка корову нан
засолил калитка
в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают (0 ошибок -5, 1-2 ошибки - 4, 3-4 ошибки -3);
г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов;
д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома);
е) чтение с использованием решеток: решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до 6 мм. При чтении решетка накладывается на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).
При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Вопрос 3.
Беглость - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Нормативы скорости чтения стали жесткими в 20 веке: во всех программах начальной школы с 20-х годов даются цифры скорости чтения, в частности выпускник начальной школы должен был читать 120 слов в минуту (считалось, что таким детям в 5 классе не потребуются дополнительные занятия, они успешно справятся с программой). В 60-е годы получило распространение так называемое скорочтение, особенно в среде студентов и технической интеллигенции, пропагандисты которого предприняли попытку в 90-е годы прошлого века распространить свое влияние и на начальную школу (ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, самозамеры скорости чтения). В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие-либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка .
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий:
1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного многочтения, предложенного М. И. Омороковой.
2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.
3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания).
4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем 10-15 на каждые 100 слов текста.
Приемы выработки беглости чтения:
а) упражнения на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра “Фотоглаз”: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:
раз
внук
осень
лесник
мальчик
брусника
маленькая
пересадили
б) зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко: тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе);
в) прием многократного чтения: в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз);
г) ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что дети 5 минут читают свои книги;
д) “жужжащее чтение”, когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
е) продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями);
ж) игра “в прятки”: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
з) игра “Догоняшки” (выполняется в паре): вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.
Вопрос 4.
Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда-нибудь поймешь!»).
В течение всего XIX века возрастало внимание к сознательности чтения в начальных классах. К 80-м года XIX в. сформировался метод объяснительного чтения, который применялся и в младших классах гимназий, и в народных начальных классах. К концу 19 века укрепились идеи наглядного обучения, что тоже связывалось с сознательностью чтения.
Термин «сознательность» чтения в современной методике трактуется по-разному. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего содержания; во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному; в-третьих, это осознание индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои читательские возможности.
Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов; от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного); от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает); от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности и полноте ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности его чтения, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту.
Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом. До чтения актуальны такие приемы как вступительная беседа (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания: от целостного восприятия к анализу-перечитыванию; от частного к общему, от фактического содержания к подтексту. Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (подчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя, выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работа после чтения (обобщение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.
Вопрос 5.
Специальные исследования показывают, что от 30% до 40% детей не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, почти полном отсутствии мимики, неправильной расстановке пауз и логических ударений или полном их игнорировании. Причины: 1) ученики не проникают в идейный смысл произведения, усваивая только его фактическое содержание; 2) эмоциональная глухость некоторых учащихся, их малый эмоциональный багаж ведет к неадекватным реакциям и неправильному интонированию; 3) учитель не обучает детей приемам выразительного чтения; 4) ложная выразительность, когда ребенок выбирает неадекватную авторскому замыслу интонацию.
Выразительное чтение выходит за рамки качества навыка чтения, его можно рассматривать как самостоятельный предмет, близкий к риторике, театральному мастерству. Выразительность как качество навыка чтения- это чтение текста с такой интонацией, с помощью которой можно точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении, а также свое отношение к прочитанному. Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:
Элемент звучащей речи Что он определяет В чем он выражается
1.Сила голоса
2.Направление
3.Скорость
4.Тембр (оттенок) динамику речи
мелодику речи
темп и ритм
эмоциональную окраску речи ударение
усиление и понижение голоса
длительность пауз
чувства (эмоции)
Все эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием художественного произведения, его идейно-эмоциональным зарядом, целями, которые стоят перед чтецом.
Для формирования общего умения читать выразительно учащиеся должны овладеть: 1)умениями, которые отрабатываются в процессе анализа художественного произведения и 2)умениями пользоваться интонационными средствами выразительности (практические умения по выразительности чтения).
Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяются следующие:
- умение разбираться в эмоциональном настрое произведения;
- умение представить в своем воображении картины, события, героев;
- умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение;
- умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное желание читающего вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.
Например, «Волшебное слово» - разговор Павлика со стариком. Определяется состояние мальчика (сердит, грубо разговаривает, считает всех виноватыми). Выясняется отношение детей к Павлику (он неправ). Определяется задача чтения этого эпизода: помочь слушателям осудить Павлика за грубость. Интонация: Павлик говорит резко, бессвязно, грубо бубнит, возмущается.
Основные практические умения учащихся
по выразительности чтения
а) Соблюдение знаков препинания.
Еще читая Букварь (Азбуку) учащиеся встречаются со всеми знаками препинания: . , ? , ! , - , : , ; , ... . Прежде всего они приучаются к тому, что на точке голос должен плавно понижаться и обязательна остановка (пауза); при чтении вопросительных предложений голос повышается на смысловом центре вопроса. Нужно учить детей не только быть внимательными к знакам препинания, но и связывать определенный знак с содержанием предложения или всего текста. Например, восклицательные предложения могут выражать самые различные чувства в зависимости от содержания художественного произведения.
«Ура, ребята! - крикнул Никита. - Идите за мной. Я вас к жилью выведу» (радость)
«Назад! Назад! Вернитесь! Акула!» - закричал артиллерист (страх).
«Сильнее кошки зверя нет!» (твердая уверенность).
«Речка - матушка, спрячь меня!» (просьба).
б) Соблюдение логических ударений.
В каждом предложении есть наиболее важное по смыслу слово или словосочетание, которое выделяется голосом и большей силой выдыхания. Это и есть логическое (смысловое) ударение. К.С. Станиславский назвал логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении.
Особенно важно соблюдение логического ударения при чтении стихотворений. Учитель может прочитать детям какие-либо четверостишия и попросить назвать слова, которые он выделяет голосом при чтении. Он сообщает детям, что при чтении стихотворений надо выделять голосом отдельные слова, которые особенно важны. Затем можно детям прочитать четверостишие, написанное на доске, выделяя голосом подчеркнутые слова. Учитель должен предупредить детей, что делать это надо осторожно, не выкрикивая. Фраза, как правило, имеет одно логическое ударение, поэтому нельзя навязывать исключительно это ударение каждому стиху (каждой строчке), т.к. это приводит к нарочитому выкрикиванию слов.
в) Соблюдение пауз.
- ритмические паузы делаются в конце каждой стихотворной строки, независимо от того, совпадает или нет стихотворная строчка с окончанием предложения. В противном случае, ритмическая организация стихотворения будет нарушена, и оно будет звучать как проза.
- психологическая пауза нужна для перехода от одной части художественного произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Уместны психологические паузы перед концовкой сказки или басни (Кто виноват из них, кто прав - судить не нам // Да только воз и ныне там). Паузой выделяется нравоучительная часть басни, яркие сравнения (Лес, / точно терем расписной), эпитеты.
- логические паузы делаются для выделения логических ударений.
г) Соблюдение темпа и ритма чтения.
Темп - это степень быстроты произнесения текста. Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи, т. е. не быть слишком быстрым или чересчур замедленным (такое чтение трудно воспринимается). Темп может быть средним, медленным и быстрым. В процессе чтения текста темп может однократно меняться в зависимости от содержания.
Для лирических стихотворений характерен чуть замедленный темп чтения. Это оправдано тем, что у младших школьников осознание художественного содержания стихотворения еще отстает от слухового восприятия. Кроме того, само образно-поэтическое содержание стихотворений предполагает неторопливое, спокойное любование той картиной, которую запечатлел автор.
Правильный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Характер ритмического рисунка стиха определяется содержанием художественного произведения. Для одних стихотворений (Есенин «Береза», Бунин «Листопад») - это напевность, плавность, для других (Маяковский «Кем быть») - четкость, быстрота.
г) Эмоционально-смысловая окраска речи. Она передает авторское отношение к описываемым событиям и героям (одобрение или осуждение, радость или грусть, страх, беспокойство и т. д.). Передача всех этих чувств возможна при условии глубокого осмысления произведения, всех его сторон.
Эмоциональная окраска, тон голоса могут определяться на основе: авторских указаний о том, как были произнесены слова в диалоге; слов автора, с помощью которых он сообщает о чувствах и переживаниях героев; осознания ситуаций, эмоционального содержания речи героев. Эти приемы особенно эффективны при чтении художественного произведения по ролям.
При чтении лирических стихотворений надо учить детей видеть слова, выражающие настроения поэта, т. е. анализировать эмоционально-экспрессивную лексику («слова-настроения» и «слова-краски»).
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась.
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи
Мрачные желтела.
И ты печальная сидела.

Методические приемы, обеспечивающие овладение
выразительным чтением
а) Орфоэпическая работа
Всякое нарушение норм орфоэпии: 1) мешает восприятию художественного произведения; 2) нарушает благозвучие художественного произведения; 3) ослабляет эстетическое воздействие художественного произведения на слушателей.
С целью предупреждения орфоэпических ошибок учитель показывает, как правильно произносить те или иные слова из текста (это можно делать в процессе словарной работы перед чтением текста, а также по ходу перечитывания текста). Существуют следующие группы орфоэпических ошибок:
1 группа - дети читают слова так, как они написаны (в этих словах есть расхождение написания и произношения).
2 группа - ошибки просторечного характера: колидор, транвай, пондравился, сем, каталася, собралися, чтоба, сколька, стихворение, хочут.
3 группа - ошибки диалектного происхождения: ещё [ишо], жен[ч"]ина, к[о]нава.
б) Образец чтения.
Образцом для учащихся является прежде всего речь самого учителя. Каждое высказывание учителя должно быть выразительным. Учитель должен тщательно готовиться к выразительному чтению художественного произведения. Не нужно добиваться слепого подражания, главное, чтобы школьники при чтении выражали собственное отношение к тому, о чем рассказывает автор. С этой целью учителю нужно иногда обсуждать свое чтение с учащихся. Неправильно поступают учителя, которые после своего прочтения говорят «Вот как надо читать» и никакой другой работы над выразительным чтением не ведут.
Как образец может быть использована фонохрестоматия - исполнение литературного произведения мастерами художественного слова. Необходимо анализировать приемы исполнения художественного произведения артистом:
- чем вам понравилось чтение?
- почему артист сделал значительную паузу после слов...
- почему артист выделил голосом слова...
- почему меняется темп чтения и т. д.
Обращение к образцам чтения становится эффективным только в сочетании с другими приемами.
в) Составление разметки, партитуры текста (т. е. графического плана).
В тексте художественного произведения проставляются паузы, логические ударения, определяется темп, ритм, громкость чтения (см. пример на стр.). Вначале партитура делается с голоса учителя, потом составляется коллективно, и, наконец, самостоятельно. Для этого можно использовать не все стихотворное или прозаическое произведение, а только отрывок.
г) Упражнения в чтении с последующим анализом.
Они проводятся под контролем учителя и класса и обязательно должны сопровождаться обсуждением чтения:
- соблюдал ли он при чтении все знаки разметки?
- чем вам понравилось его чтение?
- какие замечания хотите сделать?
- удалось ли передать при чтении нужное настроение?
- почувствовали ли вы его отношение к героям?
Обязательно нужно привлекать детей к оцениванию чтения стихотворений наизусть - это один из способов коллективной оценки.
д) Сравнительный анализ нескольких (обычно двух) различных вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.
Стихотворение С.Есенина «Береза» учитель прочитывает вначале плавно, чуть замедленно, а потом быстро, четко, громко. В результате дети делают вывод, какое чтение лучше. Или учитель читает стихотворение с соблюдением ритмических пауз и без них. Дети делают вывод, что во втором случае стихотворение звучит нескладно. Учитель предлагает учащимся прочитать часть текста вначале громко, а потом тихо. Выбирается подходящий к содержанию вариант чтения.
Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является:
- понимание всех сторон художественного произведения;
- понимание авторского отношения к событиям и героям;
- наличие собственного отношения к прочитанному;
- чтение художественного произведения с намерением воздействовать на слушателей.

Вопросы и задания к теме
1.Раскройте следующие понятия: чтение, процесс чтения, навык чтения, этапы становления навыка чтения.
2.Назовите типичные ошибки при чтении и их причины.
3.Что влияет на беглость чтения? Как ее формировать?
4.Что означает термин «сознательность» чтения? Перечислите приемы формирования этого качества.
5.Какие умения необходимо формировать для развития выразительности чтения? Какие приемы можно использовать для этого?
6.Как взаимосвязаны разные качества полноценного навыка чтения?
7.Прокомментируйте назначение следующих заданий из учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы - 2 кл.»
Задание № 1. Читай внимательно:
уголки - угольки
катали - скатали
сесть - съесть
кружится - крутится
Задание № 2. Читай целыми словами:
бой - разбой - разбойник - разбойничал
пас - пасет - пастух
мчал - мчался - помчался
Задание № 3. Прочитай сначала плавно, по слогам, потом слитно:
са-мо-ле-ты → самолеты
объ-яс-нить → объяснить
от-ды-ха-ли → отдыхали
Задание № 4. Найди ошибки и прочитай правильно:
ОНИ ПОДБЕЖАЛИ НА КУХНЮ И СТАЛИ ТЫКАТЬ КОЧЕРГОЙ ПОД РЕЧКУ.
Задание № 5. Читай правильно:
Драться, прятаться, выбраться, конечно, несчастье, на лестнице.
8.Составьте памятку для учащихся «Как подготовиться прочитать текст выразительно?»
9.Составьте итоговую таблицу «Выработка качества полноценного навыка чтения»:

этапы работы

качества полноценного

навыка чтения

до чтения

во время чтения

после чтения

Правильность

беглость

Сознательность

выразительность

10. Разработайте игровые задания для учащихся для совершенствования разных качеств навыка чтения (3-4 на каждое качество).
11. Выберите любой стихотворный текст и сделайте его разметку (составьте партитуру).
12. Составьте сообщение на одну из тем:
а) «Почему дети читают с ошибками?»
б) «Как помочь ребенку научиться быстро читать?»
в) «Как подготовить ребенка к выразительному прочтению текста?»
13.Разработайте родительское собрание на тему «Как помочь ребенку овладеть навыком чтения?»
14.Как определить уровень сформированности у младшего школьника навыка чтения? Составьте программу исследования.
15.Выберите любой учебник по литературному чтению. Приведите примеры учебных заданий на отработку разных качеств чтения.

Качества полноценного навыка чтения

Виды учебных заданий

Методика работы над совершенствованием навыков чтения

Работа над правильностью чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения;

Замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

В настоящее время выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:

    звукобуквенный анализ слов;

    чтение таблиц с трудными словами;

    предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

    чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;

    хоровое чтение трудной части рассказа;

    распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;

    чтение по догадке;

    тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

Существует две группы упражнений для формирования правильности чтения:

Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 1. Назови картинки - 5 предметов (далее больше). Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку - поднять и опустить).

4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

Вторая группа - упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

4. Чтение “перевертышей”.

5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

7. Восполнение пропусков букв в словах.

8. Восполнение пропусков слов в предложении.

9. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв.

Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Практикам хорошо известно, что даже при систематической работе над этим качеством чтения дети допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Работа над ошибками может проходить следующим образом:

    учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;

    ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

    ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

Иногда к исправлению ошибки ученика привлекают других учеников.

Работа над беглостью чтения.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.

В последние годы появилось убеждение, что для успешного обучения в школе, для хорошей успеваемости большую роль играет техника чтения. Существуют три точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения.

Первая точка зрения принадлежит Министерству Российской Федерации. В программе для начальных классов определено, что скорость чтения к концу 4 класса должна составлять не менее 100 слов в минуту.

Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой «Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников», доценту МПГУ. Она считает, что к концу 4 класса ученики должны читать 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит педагогу В.А. Сухомлинскому. В книге “Разговор с молодым директором школы” он пишет, что беглое чтение – это чтение в темпе 150 слов в минуту (вслух) , 300 слов – при чтении про себя.

Но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

И, как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Начинать работу по формированию навыков чтения нужно с детского сада. На данном этапе задача учителя состоит в том, чтобы помочь воспитателям и родителям методически правильно организовать знакомство малышей с алфавитом (учим звуки, а не буквы), со слогами (СССААА) и словами (когда ребенок уже научился уверенно называть слоги слитно, а не по буквам).

Когда ребенок освоил чтение словами, можно использовать приемы работы по формированию беглости чтения. Выделяются группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных этапах.

На аналитическом этапе

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата:

    Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.

    Чтение чистоговорок.

    Чтение и четкое проговаривание скороговорок.

    Чтение скороговорок в темпе. (Скороговорки читаются четко в высоком темпе.)

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

    Фонетические зарядки.

    Игра “Кто больше?” (придумывание слов с определенным звуком),

    Игра “Кто внимательный?” (узнай звук),

    Игра “Звук заблудился”.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

    Игра «Что пропало?»

На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети называют, что пропало.

    Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв: В, Л, О, Н. Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.

В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды. Затем переходим к запоминанию слогов.

Мо-ро-ли-со; ту-не му-ду. Здесь на запоминание одной буквы даем одну секунду. Итого на 8 букв – 8 секунд.

    Игра «Видишь или нет?».

Просим ребенка смотреть перед собой в данную точку на стене. Сбоку от него (справа или слева) показываем карточку определенного цвета. Задача ребенка: боковым зрением определить цвет.

На синтетическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие дикции: чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и уверенно, чтение слова четко и быстро.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации :

    Карточки «Допиши в словах окончания»,

    Доскажи строчку.

    Допиши букву, чтобы получилось новое слово,

Упражнения, направленные на устранение регрессии:

1. Постепенное наращивание слова,

2. Чтение слов разновеликим шрифтом,

3. Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Так же приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

    ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);

    неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;

    предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»);

    чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.

    использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

    использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания

Можно использовать тексты, изучаемые в предыдущие годы. Желательно, чтобы тексты сопровождались красочными иллюстрациями.

Так же полезны упражнения для развития техники чтения:

3. Выбирать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.

4. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?

5. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

6. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

7. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

8. За 1 минуту найти в тексте слова на какую–либо букву.

Нашёл широкое применение в начальной школе способ «жужжащего» чтения (методика Зайцева). Нужно начинать урок с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения. На начальном этапе необходим индивидуальный подход: одни дети читают художественные книги, другие – книги из серии «Учимся читать», где слова разделены на слоги, третьи – слоговые таблицы.

Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

Работа над сознательностью чтения.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

    осмысление значения каждой языковой единицы текста;

    понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

    осознание себя как читателя.

Помогает в этом словарная работа. Для объяснения значений слов и выражений используются различные приемы. В одних случаях для правильного соотнесения с предметом, признаком или действием, для формирования более яркого, образного представления можно показать конкретный предмет, чучело или макет; обратить внимание учащихся на существенные признаки и продемонстрировать нужное движение или заменить их показом изображения на рисунке. В других случаях используются синоним, а иногда и антонимы, знакомые детям. Иногда возможно толкование слова через значение его корня.

Для понимания содержания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов. Анализ осуществляется с помощью вопросов о значении отдельных слов и выражений, о смысле целых предложений и связи между ними. Взрослый ставит вопросы непосредственно по тексту в соответствии с последовательностью предложений. В ходе анализа целесообразно включать вопросы для установления причинно-следственных отношений в прочитанном. Вопросы взрослого должны быть конкретными, помочь ребенку выделить и обдумать смысловые единицы текста.

Для привлечения внимания школьников непосредственно к самому произведению используют выборочное чтение. К выборочному чтению обращаются и при первоначальном анализе текста, проверке домашнего задания. Необходимость умения осознанного выборочного чтения дети особенно остро начинают чувствовать на уроках математики при чтении текстов задач, когда пристальное внимание уделяется точности чтения, соблюдению интонации. Формирование навыка выборочного чтения осуществляется и в ходе поиска ответа на вопрос педагога, при разборе условия задачи.

Психологами установлено, что развитие навыка осознанного чтения тесно взаимосвязано с развитием памяти, воображения учащихся.

С этой целью используются следующие упражнения: пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения, игры “Синонимы” (“Антонимы”) , “Буду поэтом”, «Кто играет в прятки» (абракадабра) и т.п.

Чем раньше вводить данные упражнения в урок, то легче и быстрее пойдет процесс формирования навыков беглого и осознанного чтения.

Необходимо больше уделять внимание домашнему чтению детей. Большая роль в правильном руководстве детским внеклассным чтением принадлежит семье. Правильно организованное семейное чтение – важнейшее условие умственного развития ребёнка.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

    подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);

    установка на целенаправленное восприятие текста;

    первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

    беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

    словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);

    работа над планом (словесное рисование - иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем - деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

    пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

    разбор жизненных ситуаций;

    заключительная, обобщающая беседа.

Упражнения для развития осознанного чтения делятся на две группы:

Первая группа - логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

2. Назови одним словом.

3. Какое слово лишнее и почему?

4. Чем похожи следующие слова?

5. Путем перестановки букв составь слово.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Вторая группа - игры со словами.

1. Найди слово в слове.

2. Подбери пару.

3. Закончи предложение.

4. Шарады.

5. Ребусы.

6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

7. Найди животное среди строк.

8. К выделенному слов подбери нужные по смыслу слова.

Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

Таким образом, заканчивая начальную школу, дети при чтении доступных им художественных текстов должны овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:

    прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

    самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

    формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

    составлять простой и сложный планы;

    пересказывать текст по плану.

Работа над выразительностью чтения.

Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью чтения - это соединение нескольких направлений:

    технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата.

    интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно прочитать» подразумевается - выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев. Именно поэтому выразительность требует хорошей техники чтения;

    смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно;

    тренировочного, цель которого - упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Несмотря на то, что работу над выразительным чтением предполагается проводить, как правило, на завершающих этапах изучения произведения, учитель не должен забывать об этом на всех этапах работы над текстом: при подготовке к восприятию прочитанного, при первичном знакомстве с произведением, при работе над идеей произведения.

Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Учитель объясняет, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем - восклицательного. В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.

Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Материал может быть взят из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками.

Правильность чтения - правильная раскодировка текста, чтение без ошибок, без искажений звуко-буквенного состава слов текста.

В методике обучения чтению выделяют разные типы ошибок в чтении.

На начальных этапах становления навыка чтения имеют место грубые ошибки в чтении - те, которые проявляются в искажении звуко-буквенного состава слов и приводят к дефектам понимания текста младшими школьниками. Виды грубых ошибок: пропуск элементов текста (строчек, фраз, слов, слогов); перестановка элементов текста (букв и слогов в слове, слов, строчек текста); произвольная вставка новых элементов (букв и слогов в слова, слов в предложения); замена элементов текста. Чтению младших школьников свойственны также и негрубые ошибки: повторы элементов текста (букв, слогов, слов); неправильное ударение или чтение слов без ударения (по слогам); непредвиденные паузы, остановки в середине текста (в середине фразы, слова и т.д.). К таким же недочетам чтения младших школьников можно отнести орфографическое чтение - озвучивание текста в соответствии с написанием, а не с нормами произношения; со временем учащиеся овладевают орфоэпическим чтением. Данные ошибки считаются серьезными недочетами в чтении опытного чтеца. Для младших же школьников подобные факты при чтении являются закономерными в процессе становления целостной структуры навыка чтения. Частые повторы можно квалифицировать как регрессии на ранних этапах формирования навыка чтения, частые паузы -это необходимые в процессе чтения остановки (фиксации), во время которых происходит забор воздуха в легкие (дыхание младших школьников не отрегулировано), а также осмысление оперативных единиц чтения.

Причинами грубых ошибок в чтении младших школьников являются: несовершенство психических процессов, задействованных при чтении - зрительного восприятия, памяти, внимания (особенно произвольного), мышления, воли, воображения; слабо отработанные процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии текста.

Часто причиной ошибок является несовершенство процессов антиципации у читателей этого возраста. Антиципация (предвосхищение, догадка) - важное читательское качество, которое характеризует весь процесс восприятия текста - содержания, стиля, авторской принадлежности, жанра; формируется данное качество в течение длительного времени. Догадка в младшем школьном возрасте действует на уровне восприятия отдельных элементов текста - группы букв, слова, синтагмы, предложения; это приводит к неверным результатам раскодирования текста. Так, второклассники при чтении рассказа Л. Толстого "Котенок" допустили такие грубые ошибки в чтении: вместо ветер дети прочитали вечер (замена); вместо котенка - кота (пропуск), вместо мяучит - мучает (пропуск и вставка одновременно); вместо солома - сомола (перестановка слогов).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, прочитанных в единицу времени, например к концу первого учебного года школьник должен читать со скоростью - 30-40 слов в минуту. Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи. У человека темп речи индивидуален. Скорость (беглость) чтения зависит от темперамента, скорости реакции, биологических и возрастных особенностей человека.

Беглость как техническая сторона навыка чтения не может быть самоцелью, скорость чтения непосредственно связана с осознанностью. Л. С. Выготский писал: "Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения" . Быстрое чтение - это сплошное чтение, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество понимания, нежели медленное.

Методисты начального обучения ввели понятие порогового уровня скорости чтения младших школьников - чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту. Для чтения ниже порогового уровня характерно отставание понимания (осознания содержания) от непосредственного процесса чтения. Для увеличения беглости чтения следует систематически работать над устранением нежелательных явлений в чтении младших школьников, например уменьшать количество регрессий и фиксаций. Скорость чтения можно также повысить за счет увеличения поля чтения. При чтении вслух сдерживающим фактором выступает несовершенная артикуляция младших школьников, поэтому необходимы упражнения для тренировки артикуляции.

Работа над правильностью и беглостью чтения состоит в систематических упражнениях, проводимых на уроках литературного чтения. Правильность и беглость тесно связаны, имеют общую психофизиологическую природу, для совершенствования этих сторон навыка чтения могут использоваться одинаковые комплексы упражнений.

В последнее время созданы специальные пособия для отработки технической стороны навыка чтения. Так, О. В. Джежелей подготовила книги, которые помогут в формировании у младших школьников правильности и беглости чтения, совершенствовании процессов зрительного восприятия и антиципации. Это учебник-задачник "Почитай-ка", задачник "Я расту", пособия "Подскажи словечко" и "Помогайка". Подобные пособия созданы Л. Ф. Климановой , М. И. Омороковой , Л. А. Павловой .

В учебной хрестоматии О. В. Кубасовой имеются упражнения для отработки правильности и беглости чтения, составленные на материале читаемых текстов. Особенно много таких упражнений в учебниках для учащихся первого и второго классов. В первой части учебника для второклассников имеются специальные разделы "Читаем правильно", "Читаем быстро", упражнения которых помогают организовать работу над совершенствованием зрительного анализатора учащихся. Для этого группируются слова с одинаковым корнем: мороз - морозить - заморозить (например, в упражнении к сказке "Два мороза") . К слову из текста можно подобрать не только однокоренное слово, но и слово-пароним или слово, отличающееся одной-двумя буквами: увидел - увидал, зарылась - закрылась. Такие упражнения формируют произвольность восприятия, нацеливают учащихся на внимательное отношение к слову. Часто используется упражнение на многократное прочтение слов: сначала плавное, по слогам, а потом целыми словами. Такие упражнения составляются из длинных слов читаемого текста: при-го-ва-ри-ва-ю - приговариваю.

Для тренировки беглости чтения в учебнике О. В. Кубасовой приводятся ритмичные стихи М. Бородицкой, Е. Благининой, а также скороговорки. Подобные упражнения позволяют вовремя снимать возникающие в процессе чтения технические трудности, способствуют формированию положительного отношения к чтению. К сожалению, не во всех современных учебниках имеются такие упражнения, поэтому учителю их приходится составлять на основе текста литературного произведения из учебной хрестоматии.

Приведем примеры упражнений, которые целесообразно провести при работе над рассказом М. Пришвина "Ребята и утята".

Правильность - чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с нес формировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слога в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неп равильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся; е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

К исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

3. Система обучения оптимальному чтению в.Н.Зайцева

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2-2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному - читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -> ЭН - СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо - на «4» и «5» - невозможно. Значит, единственный вариант - тройка. Хоть старайся, хоть нет - выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений . Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. « Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения . Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неделю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40-60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения . Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80-120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти . Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8- 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того как одно из предложений открыто, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить о. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - то проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения : многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно вес ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более грех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение - скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать . Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не приносит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.

3. 3. Не проводятся консультации для родителей отстающих учеников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений и ошибок: правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: «И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку»).

Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

· выяснение перед чтением лексического значения слова, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;

· предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

· создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий;

· предварительное чтение текста про себя;

· систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

· методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу 2 класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу 3 класса - 60-75 слов, к концу 4 - 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.


24. Методика работы над драматическими произведениям на уроках чтения.

Пр. статьи О. В Кубасовой «Приём драматизации на уроках чтения в 1ом классе».

Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

· Анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

· Постановка индивидуальных и групповых «живых картин»

· Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности (мимика, эесты, движения)

· Чтение по ролям

· Драматизация развернутой формы

1. Анализ иллюстраций

ü Восприятие иллюстративного материала

ü Выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»)

ü Истолкование «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»)

Можно усложнить работу заданием: Попробуйте сделать так же, как на картинке, что вы при этом чувствуете?

2. Постановка живых картин

«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации целесообразно применять на первых уроках обучения в школе, затем надо переходить к более сложным видам драматизации.

3. Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

· Воспроизведение текста произведение, который предстоит драматизировать, проверка качества воспроизведения

· Характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ)

· Анализ действий и слов одного из героев в названии У. ситуации.

· Демонстрация поведения героя (со словами)

· Анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника

· Установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению

4. Чтение по ролям

ü Знакомство с текстом, общая проверка восприятия

ü Определение количества действующих лиц

ü Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов

ü Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов за них.

ü Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев

ü Выбор чтецов и певое чтение по ролям

ü Разбор достоинств и недостатков

ü Выбор новых исполнителей и повторение чтения по ролям

ü Подведение итогов и оценки работы

Чтение по ролям возможно при работе с любым произведением, где есть диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

5. Драматизация развернутой формы

Самая сложная, включает в себя все средства драматической выразительности, вводится постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса, развитие драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком


25. Методика работы над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».