Пьеса Чехова «Вишневый сад»: проблематика, движение исторического времени, вопрос о жанре. Проблематика и образная система пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова. Художественные особенности пьесы Главная проблема пьесы вишневый сад


Проблематика и поэтика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Своеобразие жанра.

Комедия «Вишневый сад» (1903)
1. На примере комедии «Вишневый сад» хорошо видно, в чем состоит новаторство чеховского театра.
В пьесе нет единого сюжетообразующего события, нет единого конфликта. Можно сказать, что в сюжете преобладают «центробежные» силы, а не «центростремительные», как в традиционных драматических сюжетах.
Формальный толчок к развитию сюжета - конфликт Гаева и Раневской с Лопахиным (по поводу продажи вишневого сада). Но по ходу действия становится очевиден мнимый характер этого конфликта. Продажа вишневого сада - сюжетный элемент, не связывающий, а наоборот, отделяющий линии героев друг от друга. Героев нельзя разделить на положительных и отрицательных, и даже на безусловно главных и второстепенных. У каждого из них своя жизненная драма (трагикомедия), свои проблемы (причем по типу эти проблемы чем-то схожи), свой «сюжет в сюжете», по-особому связанный с вишневым садом. Первое время на сцене как бы «ничего не происходит»: создается ощущение «бессобытийности». Основная суета вокруг вишневого сада начинается не сразу. Главным сюжетообразующим элементом является не какое-
нибудь событие, не сама интрига, а мысль автора, выраженная в подтексте, на уровне «подводных течений».
2. У каждого из героев свой конфликт - внутреннее несоответствие характера. Желаемое не соответствует действительному, мотивировки не соответствуют действиям, самооценка героя не соответствует производимому на других впечатлению, слова героя не соответствуют его делам (Раневская - любящая женщина, мать, всех предает, пускает
по миру; Лопахин, любя и жалея этих людей, пирует на поминках сада; Петя Трофимов часто говорит что надо работать, но сам он - «вечный студент»; после слов «давайте помолчим» продолжается бессодержательная болтовня.
Но все эти конфликты имеют между собой нечто общее - это трагикомедия несостоявшейся судьбы. Перед нами герои, потерявшие свое прошлое, настоящее (кроме Лопахина, но и он не рад своей удаче) "и будущее, потерявшие себя.
Раневская, Лопахин и другие постоянно играют затверженную роль, навязанную им обществом и культурой. Они усвоили язык понятий и стиль поведения, характерный для их социальных групп, за их риторикой почти не видно индивидуальности,
личности.
Герои «Вишневого сада» часто высмеивают, а иногда даже обличают друг друга. Каждый из них хорошо видит слабости другого, но не может критически отнестись к самому себе.
Символична судьба старого слуги Фирса. Все уезжают, оставляя его на произвол судьбы: забыли человека. Одновременно Фирс - воплощение прошлого: оставили свое прошлое, потеряли себя. Пьеса заканчивается словом Фирса: «недотепа», которое можно отнести к
каждому из героев.
«Подводные течения».
Каждый герой живет своей внутренней жизнью, мало зависящей от сюжетных поворотов и от реплик других героев. Интонация не соответствует смыслу высказывания: слова произносятся «машинально», а интонация выражает состояние героя
Лейтмотивные реплики героев. Герои часто повторяют одинаковые или похожие по смыслу реплики, которые можно назвать лейтмотивными. Например, Гаев постоянно разговаривает сам с собой о бильярде, а иногда бессмысленно спрашивает: «Кого?» Этот
комический прием показывает, что герой живет в своем отдельном мире, не замечая, что происходит вокруг.
Нарушение диалога. Диалог не выстраивается, герои отвечают друг
другу невпопад, каждый говорит «о своем», «не слыша» других.
Это указывает на разобщенность людей: все герои одинаково глухи к чужим проблемам, нарушены контакты, межличностные связи.
Таким образом, в пьесе появляется сквозной мотив глухоты. Фирс - реально, физически глухой человек - становится символической фигурой. Более того, Фирс, парадоксальным образом, едва ли не самый отзывчивый из героев: преданный своим хозяевам, продолжает трогательно заботиться о них, ухаживает за Гаевым, которому 51 год, как за младенцем («Опять не те брючки надели»). Он отвечает невпопад, потому что в самом деле слабо слышит, а у других героев глухота не физическая, а душевная. Их положение в каком-то смысле хуже, чем положение Фирса, поэтому он по праву называет их «недотепами».
Роль символов в пьесе
Символика - важный элемент чеховской драматургии. Центральный символ в пьесе -
вишневый сад.
Стук топора сопровождает музыка, которую заказывает Лопахин, - символ новой
жизни, которую должны увидеть его внуки и правнуки.
Жанровое своеобразие пьесы
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. В чем выражается комедийное начало?
1. Основу конфликта составляют нелепые противоречия в характерах и ситуациях.
2. Часто используются грубо-комические, даже гротескно-фарсовые элементы.
3. В монологах героев часто используется прием абсурдизации.
Яркий пример - обращение Гаева к шкафу:
«Дорогой многоуважаемый шкаф!..» и т. д. Судя по контексту, Гаев
хочет сказать о книгах, которые в этом шкафу находятся, о роли этих
книг в его жизни (см. текст). Но свойственная этому герою нелепая
манера выражаться превращает пародийно-публицистический монолог
о книгах в абсурдно-фантасмагорический «диалог со шкафом».
Тем не менее, общее настроение комедии - грустное и финал невеселый. В принципе, это традиционно для русских комедий.
Но есть в пьесе «Вишневый сад» что-то еще, «мешающее» назвать ее комедией. Этот элемент лучше всего охарактеризовать как лиризм, лирическое начало. Лиризм проявляется в монологах всех героев, даже комических. Каждый из них по-своему несчастен, грустит о бессмысленно протекшей жизни и о своем бесприютном существовании.
Таким образом, пьесу можно назвать лирической комедией, а некоторые исследователи называют ее даже лирической драмой. Это указывает на важную тенденцию в развитии драматургии: в XX в. драма как средний жанр вытесняет традиционные «крайние» жанры, известные в классической драме (вспомните два значения термина
«драма»): она может нести в себе и трагические мотивы, и комические, и даже сочетать их в пределах одного сценического эпизода.

Вишневый сад. Пьеса «Вишневый сад» написана на тему разорения дворянского гнезда, переходящего в руки разбогатевшего крестьянина-купца. Но за частной бытовой коллизией здесь раскрываются эпохальные перемены: смена дворянской культуры буржуазной, разрыв культурных традиций, разные жизненные и духовные ориентации людей на стыке эпох. Жизнь предстает в движении, отражены исторические перемены (1861г.) и неизбежные радикальные сдвиги в социальной и личностной психологии. Прошлое вызывает острую ностальгию не только у разорившихся дворян, но и у людей иных социальных и поколенческих групп: у Лопахина, у Ани Раневской. Уходят в прошлое не одни недотепы-дворяне. Уходит культура, побуждавшая людей жить не только по расчетам выгоды, но и по законам красоты. Для купца сад – лишь предмет дохода, либо убытка. Для дворян он символ красоты российской земли – всегда дорогой для русского человека символ отечества, веры в свою страну и свои силы. На наших глазах происходит разрыв времен и традиций (19-20 и 20-21вв.). Вот почему победа Лопахина над Раневской и Гаевым не представляется окончательным торжеством, полной победой делового человека. И свидетельством исторической незавершенности пьесы становится самочувствие победителя. Лишь на один час после закончившихся торгов он переживает чувство успеха и торжествует. В другое он сам рефлексирует по поводу своей социально-преобразующей миссии: «надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…» Персонажи лишены типовой определенности. Раневскую и ее брата нельзя назвать лишь бездельниками, праздными, легкомысленными людьми. Все это им присуще. Но в них есть и чувствительность, доброта, достоинство, патриотизм. Они могут принимать драматизм ситуации легко, поэтому их социальная легкомысленность даже привлекательна. Лопахин не похож на типичного купца, у него нет неприязни к господам, он хранит благодарную память о них, он привязан к их усадьбе. Слово «недотепа» применимо ко всем персонажам пьесы, всем им присуща некоторая уязвимость. С этим качеством пьесы связана ее жанровое своеобразие. Пьеса нерндко исполнялась как драма и воспринималась читателями как драма, хотя по своей природе это лирическая комедия. Ей присущ лиро-драматический и комедийно-юмористический пафос одновременно. Действ. лица вызывают у читателя то сочувствие, то насмешку, то восхищение, то иронию. Чехов создает эту игру «тональной светотени» неожиданными столкновениями людей; их неадекватными ситуации высказываниями; репликами, брошенными «для себя», никому не обращенными. В пьесе нет строгого деления героев на положительных и отрицательных. Авторская оценка их характеров лишена однозначности. Главная коллизия чеховких пьес – это общее недовольство строем жизни, страстное ожидание перемен. В пьесах Ч. много символов, символичны целые сцены и эпизоды: оставленный в заколоченной усадьбе в финале «В.с.» Фирс. Символичны топосы – дом и сад. Символичны звуки – звук лопнувшей струны во втором акте «В.с.», удар топора по вишневым деревьям в заключении пьесы. Символичны и некоторые лирические и комические средства: паузы, недомолвки, эксцентрические трюки и т.п.

Своеобразие конфликта и проблемы жанра в пьесе «Вишневый сад»

1903 год. У порога новый век - век нефти, пара и электричества, век больших скоростей и торжества человеческой мысли. Нарушено привычно-размеренное, неспешное течение жизни в России, общество волнуется и кипит, как большая река в половодье, идет переоценка веками утвержденных ценностей. Вместе с тем недовольство, спрятанное в восьмидесятых годах под скорлупой внешнего благополучия, начинает проситься наружу, затрагивая при этом все слои русского общества. «Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть, и вечная мечта час от часу насущным и полезным отчетливей, бесстыдней занята»,- писал поэт Баратынский, глядя в будущее. Он сумел предвидеть, что утрата старого жизненного уклада повлечет за собой и утрату многих духовных ценностей. Эти проблемы и решает в своем творчестве А. Н. Чехов. С особой остротой писатель ставит их в своей пьесе «Вишневы» сад», которую по праву называют творческим завещанием Чехова.

Сам Чехов подчеркивал, что «Вишневый сад» является комедией, причем считал пьесу загубленной («Сгубил мне пьесу Станиславский»), если актеры видели в ней драму.

Глубоким сочувствием проникнуто отношение автора к Раневской, Гаеву, но оба они по-настоящему комичны: Раневская смешна своей беспечностью, оправдывающей себя безнравственностью (вспомним случай с телеграммами из Парижа), безалаберностью; Гаев - своим инфантилизмом (Фирс до сих пор указывает ему, «какие брючки надеть», и чистит его щеточкой), неумение что-либо делать самостоятельно, выспренными речами перед половыми и лакеями. Петя Трофимов считает себя идущим «в первых рядах» борцов за счастье и справедливость, а сам вот уже десять лет не может окончить университет, падает, с лестницы и ходит в рваных калошах.

В пьесе много и чисто комедийных персонажей: Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлотта; много комедийных ситуаций.

Таким образом, по жанру «Вишневый сад» можно отнести к лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни.

Необычен и конфликт в пьесе. Тема «родового гнезда» освещена в ней по-новому. Основное событие пьесы - покупка вишневого сада бывшим крепостным - лишено той остроты, какую оно бы приобрело в романах прежнего времени. Лопахин - буржуа, купец, лишен зависти и ненависти по отношению к недавним «хозяевам жизни», лишен характерной для купцов в литературе XIX вежа (вспомним того же Островского) агрессивности, скупости, ярко выраженной жажды наживы. Покупка имения, «прекрасней которого нет на свете», не радует его. Напротив, Лопахин, видя плачущую Раневскую, расстроенных Гаева, Аню, Варю, призносит свою знаменитую фразу: «Поскорей, поскорей бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь», и не потеря имения, ни разорение так печалят Любовь Андреевну, потому что ведь был же ей предложен прекрасный экономический проект спасения ее сада. Истоки конфликта в пьесе лежат гораздо глубже.

Всех героев «Вишневого сада» угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, да и в жизни современной им России, «порвалась дней связующая нить», разрушено старое, а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть когда-нибудь. А Гаев, Раневская, Лопахин - все они плоть от плоти того прекрасного мира, унесенного ветром перемен». Они уже не молоды, чтобы начинать жизнь сначала, их характер и мировоззрение уже сформированы («Я - человек восьмидесятых»,- говорит про себя Гаев), поэтому они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет. Они оста-лись за бортом новой, стремительно летящей вперед жизни.

Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладности бытия. Одиноки и несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин. Воплощенное одиночество - Шарлотта, а Епиходов- воплощение несчастья. Все герои пьесы замкнуты в самих себе, они настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Все они больны эгоизмом, равнодушием. (Вспомним, как в ответ на рассказ Дуняши о том, что Епиходов сделал ей предложение, Аня говорит: «А я растеряла все свои шпильки».) В этом смысле символична глухота Фирса.

Раневская уже так привыкла страдать, что она ждет несчастий отовсюду, боится всего: звука лопнувшей струны, стука топора но дереву, случайного прохожего. («Я так и жду, что над нами обвалится дом».) То же относится и к Лопахнну, и к Шарлотте, и к Пете Трофимову.

Все герои возбуждены, нервы у всех натянуты до предела, все живут в атмосфере тревоги, неизвестности, страха перед будущим. Но тем не менее в сердцах всех живет надежда. Сломленные и одинокие, герои Чехова не утратили своей красоты, в том числе и красоты внутренней. Все по-разному отвечают на вопрос,
Поставленный перед ними будущим. Кто-то возвращается к прошлой распутной жизни (Раневская), кто-то умирает (забытый Фирс), кто-то меняет свою нынешнюю жизнь на еще более неустроенную (Варя, Шарлотта), кто-то доверчиво идет за своим кумиром (Аня). Петя Трофимов верит в новую, прекрасную жизнь, на пути к которой «он в первых рядах», по его словам. Но какое оно, это будущее? Этот вопрос Чехов оставляет открытым.

Стремление к высшей правде объединяет лучших героев Чехова. Нравственные идеалы Раневской, Лопахина, Пети Трофимова несут в себе заряд духовности, так необходимой в новый, жестокий век. И эта вера в торжество добра, любви и справедливости ставит А. П. Чехова в один ряд с великими гуманистами: Пушкиным, Толстым, Достоевским.

Истоки создания пьесы.

А. П. Чехов закончил свою пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, когда новый век стучался в двери. Шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обреченный на гибель. На смену ему шла могучая сила - буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капиталистов - вот основа пьесы. Чехов понимает, что и новые хозяева жизни недолго удержатся как класс, так как вырастает другая, молодая сила, которая будет строить новую жизнь в России.

Жанровые особенности пьесы.

Пьеса «Вишневый сад» проникнута светлым, лирическим настроением.Сам автор подчеркивал, что «Вишневый сад» является комедией, так как он сумел сочетать драматическое, подчас трагическое начало с комическим, как и в реальной жизни.

Тема.

Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.

Конфликт комедии и его особенности.

Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений, трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.

Основные образы комедии.

Центральный образ пьесы - вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад - это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ - символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.

В пьесе мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего. За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу героев пьесы скрыто их непонимание друг друга. Основной конфликт пьесы «Вишневый сад» в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.

Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.

Основная идея пьесы.

Ожидание изменений - вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев «Вишневого сада» угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, как и в жизни современной им России, «порвалась дней связующая нить», разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Все они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет.

Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Одиноки и несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин, но и Шарлотта, Епиходов. Все герои пьесы замкнуты в себе, они настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Этот вопрос Чехов оставляет открытым... Петя Трофимов смотрит на жизнь исключительно с социальной точки зрения. В его речах много справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных вопросов. Он мало понимает реальную жизнь. Поэтому Чехов дает нам этот образ в противоречии: с одной стороны, это обличитель, а с другой - «недотепа», «вечный студент», «облезлый барин». Аня - полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства.


Похожая информация.


Содержание
1. Назвать основные проблемы пьесы Чехова «Вишневый сад» 3
2. Могли ли спасти свой сад старые хозяева и почему? 4
3. Какой представляется новая жизнь Лопахину? 5
Список литературы 6
1. Назвать основные проблемы пьесы Чехова «Вишневый сад»
«Вишневый сад»… Невозможно найти человека, который не знал бы этой пьесы Антона Павловича Чехова. Есть что-то удивительно трогательное в самом звучании этих слов – «вишневый сад». Это лебединая песня писателя, последнее «прости» миру, который мог бы быть человечнее, милосерднее, красивее.
Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.
Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином «вишневого сада», хранителем его красоты и богатства. Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад - символ уходящей жизни. Конец сада - это конец поколения уходящего - дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, «роскошнее этого». «Вся Россия - наш сад». И этот новый цветущий сад, с его благоуханием, его красотой, предстоит выращивать молодому поколению.
Пьеса «Вишневый сад» поднимает социальную проблему: за кем будущее России? Дворянство уходит со статуса ведущего класса, но будущее не за такими, как Лопахин, который прямо себя оценивает: «Мой папаша был мужик, идиот..., меня не учил, а только бил спьяна и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот». Эти люди невежественны, хотя и деловые, но допускать их до высоких постов нельзя.
Еще одна из основных проблем пьесы заключается в том, что люди не в силах переломить ход жизни в свою пользу, даже в мелочах. В этом и заключается основной пафос пьесы: конфликт между героями и жизнью, разбивающей их планы, ломающей их судьбы. Но в событиях, которые происходят в пьесе, это не выражено в борьбе против какого-либо злоумышленника, поставившего себе целью погубить обитателей имения. Поэтому проблема пьесы уходит в подтекст.
2. Могли ли спасти свой сад старые хозяева и почему?
Прекрасный вишневый сад можно спасти, если разделить его на дачные участки. Но этот путь к спасению не для главных героев пьесы - Раневской и Гаева. Превратить имение в доходное место - значит предать и роскошный сад, и самих себя. Брат и сестра предпочитают отдаться неизбежному. Раневскую окружают любящие люди. Они могут посочувствовать, но не могут помочь. А тот, кто может помочь и больше всех любит, сам покупает вишневый сад. В действующих лицах, населяющих имение героини пьесы или приезжающих в гости, есть и что-то смешное. У каждого своя тема, своя мелодия, свои повадки. Все вместе они создают неуловимую, трогательную, иногда печальную, иногда веселую атмосферу «Вишневого сада».
Все попытки спасти имение оказались тщетными. В четвертый акт Чехов вводит стук топора, стучащего по дереву. Вишневый сад, центральный образ пьесы, вырастает до всеобъемлющего символа, выражающего неизбежную гибель уходящей, распадающейся жизни. Все герои пьесы виноваты в этом, хотя все они искренни в своем стремлении к лучшему. Но намерения и результаты расходятся, а горечь происходящего в состоянии подавить даже радостное чувство Лопахина, оказавшегося в борьбе, к победе в которой он не стремился. И лишь один Фирс остался до конца преданным той жизни, и именно поэтому он оказался забытым в заколоченном доме, несмотря на все заботы Раневской, Вари, Ани, Яши. Вина героев перед ним – это тоже символ всеобщей вины за гибель прекрасного, что было в уходящей жизни. Словами Фирса пьеса заканчивается, а дальше слышен только звук лопнувшей струны да стук топора, вырубающего вишневый сад.
Действительно, единственный способ спасения усадьбы – разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от подобного предложения спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными.

15 сентября 1903 г. Чехов писал жене Станиславского, М. П. Алек-сеевой (Лилиной): «Вышла у ме-ня не драма, а комедия, местами даже фарс...» Прочитав пьесу, Ста-ниславский отвечал Чехову: «Это не комедия, не фарс, как Вы писали. Это трагедия...»

С тех пор не умолкают споры о жанре «Виш-невого сада».

Школьникам было предложено ответить на тради-ционный вопрос: «Почему Чехов назвал «Вишневый сад» комедией? Многие в своих ответах, не сомневаясь в чисто комедийной природе пьесы, стреми-лись во что бы то ни стало найти в ее содержании что-либо смешное или разоблачающее: «Большинст-во эпизодов вызывает у нас смех. Например, про-щание Раневской и Гаева со своим имуществом»; «Жизнь действующих лиц — аристократов — смеш-на и бессмысленна. Это лицемерные люди, ищущие для себя только выгоду, люди, стремящиеся к на-живе»; «Пьеса названа комедией потому, что обита-тели вишневого сада ставят себя в смешное поло-жение. Они воспитанные, образованные, а не могут решить вопрос: как жить дальше?»

Вот в этом-то все и дело. Найден все-таки этот вопрос — мучительный, необычайно трудный — как жить дальше? Как жить дальше Раневской? Лопахину? Ане? Как они будут жить без вишневого сада? Но для некоторых школьников сложных проб-лем в жизни не существует. Отсюда и представле-ние о людях, не умеющих найти ответ на, казалось бы, такой простой (!) вопрос, как о смешных и даже бестолковых. Отсюда и восприятие «Вишневого сада» как смешной комедии — и не больше.

Правда, попадались и другие ответы. В них отра-жалось иное восприятие чеховской пьесы, порою со-пряженное со сложными поисками своего отношения не просто к жанру, но и к проблематике «Виш-невого сада»:

«На месте автора я назвала бы пьесу не коме-дией, а трагедией. Люди сами себя лишают пре-красного, памяти о прекрасном прошлом. Разве это не трагедия?»; «Почему Чехов назвал "Вишневый сад" комедией, я не понимаю. Ведь потерять ис-тинное счастье в жизни, воспоминания о детстве, которое прошло возле этого сада, — это же самая большая трагедия, которая может быть у человека. Вот представьте себе: вы родились в каком-то го-роде, который вам до сих пор дорог, и вдруг этот город исчезает, разрушают его, а вместе с ним исче-зают и ваши воспоминания о самой прекрасной по-ре — детстве. Неужели для вас это будет комедией?»

Вообще вопрос о жанровой системе Чехова-драма-турга очень сложен. Мы обычно прежде всего вспо-минаем историю с «Вишневым садом», поскольку она выразилась в открытом конфликте драматурга с Московским Художественным театром. Однако воз-можность такого же столкновения существовала и раньше. «Чайку» Чехов тоже назвал комедией, а В. И. Немирович-Данченко увидел в ней прежде всего «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пье-сы». И Чехов против такой трактовки не возражал.

Стало быть, речь должна идти о каком-то слож-ном сочетании в пьесах и комических, и драмати-ческих элементов, причем чаще всего нельзя ска-зать определенно, каких элементов там больше.

Заметим, что Чехов не был в этом отношении одинок. Он продолжал определенную традицию в русской драматургии XIX в. Как объяснить, почему Тургенев называл комедиями такие явно некоме-дийные пьесы, как «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне»? Почему Островский отнес к жанру комедии такие произведения, как «Лес», «Послед-няя жертва», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»? Вполне вероятно, что разгадка в дан-ном случае связана со все еще живыми традициями так называемой серьезной или высокой комедии. Пушкин писал, что «высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,— и что нередко (она) близко подходит к трагедии».

В наше время словосочетание «высокая» или «се-рьезная» комедия уже не употребляется, но, очевид-но, это в принципе то же самое, что мы сегодня называем трагикомедией. Так происходит, например, с современными определениями жанровой природы классической комедии Грибоедова «Горе от ума».

В трагикомедии драматург отражает одни и те же явления действительности одновременно и в ко-мическом, и в трагическом освещении. При этом комическое и трагическое не просто механически соединены. Напротив, эти элементы, взаимодейст-вуя, усиливают друг друга, образуя, в конечном счете, органическое нерасторжимое единство. Трагико-медия — особый жанр, который невозможно разло-жить на составные части.

Примером трагикомедии и является «Вишневый сад». Своеобразие жанра этой пьесы особенно на-глядно можно показать на примере третьего дейст-вия — начиная с исходной сюжетной коллизии: бал в тот самый день, когда имение продается с торгов. Обратите внимание на авторскую ремарку. Не фар-совая ли эта ситуация: дирижером бальных танцев оказывается... Симеонов-Пищик, толстый, задыхаю-щийся, в поддевке и шароварах (вряд ли он пере-оделся во фрак)? И под звуки еврейского оркестра (мы ведь даже знаем его состав: четыре скрипки, флейта и контрабас) он выкрикивает по-французски (!) необходимые бальные команды. И тут же упоми-нание о Варе, которая «тихо плачет и, танцуя, утирает слезы». Материал с сайта

Вот это и есть «зерно» — не только одного третье-го действия, но, быть может, и всей пьесы. Это и есть коллизия, которую просто нельзя называть иначе, как трагикомической: танцуя, плачет... Тут ведь не в одной Варе дело. Вспомним Любовь Андреевну, которая, напевая лезгинку, тревожно спрашивает о брате.

Все это нельзя разложить по полочкам, класси-фицировать по отдельным элементам — комические, Трагические. Такое жанровое своеобразие позволяет одновременно передать и жалость по отношению к персонажам пьесы, и гнев, и сочувствие к ним, и их осуждение — все то, что вытекало из замысла автора.

Бывает так, что не только предшествующий опыт искусства, но и последующее его развитие помогает решить какие-то сложные вопросы, связанные с анализом данного произведения. Опыт драматургии Чехова помогает нашим современникам осознать по-тенциальные возможности, которые заключены в трагикомедии. Так, рассказывая о своих фильмах, сценарист и кинорежиссер Эльдар Рязанов прямо пишет, что из них выглядывает «грустное лицо комедии, в которой хочется не только хохотать, но и плакать. Фильмы эти приближаются к траги-комедии. Мне думается, что этот жанр наиболее полнокровно отображает многообразие жизни, сме-шение в ней радостного и скорбного, фарсового и горестного».

Это принцип чеховской драматургии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проблема вишневый сад чехова
  • тема и проблема пьесы вишневый сад
  • вишневый сад проблемы
  • чехов вишнёвый сад проблематика пьесы
  • чи актуальні питання порушені у песі вишневий сад