Что такое тоталитаризм тоталитарное. Режим тоталитаризм. Что такое тоталитаризм? Особенности, черты, суть тоталитаризма. Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм - это политический режим, при котором контроль над всеми областями жизни общества и человека принадлежит государству.

Согласно данным в википедии тоталитарный режим характеризуется формами отношения общества и государства, при которых политическая власть осуществляет над обществом полный контроль. В странах с таким режимом оппозиция подавляется с особой жестокостью.

Вконтакте

История появления

Существует ряд условий, при которых возникает тоталитаризм. Условия эти идентичны во всех случаях.

  1. Бедственное состояние основной массы населения. Более благополучные страны не подвергнуты возникновению тоталитарного режима.
  2. Преобладание идеи опасности, которая объединяет народ.
  3. Зависимость общества от источников жизни (природные ресурсы, продовольствие и т. д.).

Связано это с трудностями, возникающими при переходе к индустриализации государства. В этот период власти прибегают к чрезвычайным мерам, приводящим к политизации и милитаризации общества. В итоге устанавливается военная диктатура, поддерживающая и защищающая политическую власть в стране .

В большей или меньшей степени эти условия возникновения тоталитарного режима присутствовали в фашистской Германии и Советском Союзе. Впервые же мир узнал о тоталитаризме в двадцатые годы прошлого столетия. В то время к власти в Италии пришел Муссолини. С возникновением итальянского фашизма в стране исчезли конституционные права и свободы, проводились массовые репрессии в отношении противников этого режима. Происходила милитаризация общественной жизни.

Страны с тоталитарным режимом стали порождением XX века в фашистских и социалистических государствах в период культа личности. Связано это с развитием в те времена промышленного производства в экономике, позволяющего усовершенствовать технологические способы вести контроль за личностью. А также появилась возможность влиять на сознание людей, особенно в сложные времена Гражданских войн и социально-экономических кризисов.

Как мы отметили ранее, первые страны с признаками тоталитаризма появились сразу после Первой мировой войны. Сначала предпосылки тоталитаризма были сформулированы идеологами фашизма в Италии , а чуть позже с небольшими усовершенствованиями и нацистами в Германии. После Второй мировой войны политиками тоталитарный режим развился в Китае и некоторых странах Европы. Тоталитарный уклон был присущ государственному социализму, коммунизму, фашизму, нацизму и мусульманскому фундаментализму. В странах с такими режимами государственные власти контролируют жизнь общества, образование, религию, бизнес и социальные отношения.

Признаки

Стоит выделить признаки, по которым можно отличить государства с тоталитарным режимом.

  1. Идеология государства . При тоталитаризме идеология создается и развивается пришедшей к власти верхушки общества, возглавляемая назначенным ею руководителем.
  2. Власть принадлежит одной массовой партии . При тоталитаризме вся власть принадлежит одной правящей организации с ее лидером. Она является единственной силой общественного движения, и ее установки выполняются беспрекословно. Во главе такой организации находится лидер (вождь, фюрер), которого объявляют самым мудрым, честным и постоянно думающим о благе своего народа. Любые другие идеи конкурирующих организаций объявляются направленными против народного единства и как подрывающие принципы общественной жизни.
  3. Применение насилия и террора при контроле в обществе . При тоталитарном режиме насилие и террор присутствуют практически во всех областях жизни общества. В политической жизни наблюдается ограничения в правах и свободах. А если осуществляется закрепление прав и свобод в законодательном порядке, то фактически они просто не исполняются. Контроль за личностью при тоталитаризме является обязательной составляющей этого режима и возлагается на полицейские органы.
  4. Милитаризация . Еще одной отличительной чертой тоталитаризма является милитаризация. Государственной властью принимается большинство решений, направленных на повышение мощи армии страны. Вся идеология строится на надвигающейся опасности извне и необходимости усовершенствовать военно-промышленный комплекс. Практически вся жизнь в стране становится похожа на большой военный лагерь. Тоталитаризм является агрессивным режимом, основанным на идее мирового господства. С другой стороны, такая политика позволяет правящей верхушке отвлечь народные массы от насущных проблем и обогатиться бюрократии.
  5. Использование полицейского сыска . При тоталитаризме на широкую ногу поставлена работа полиции, направленная на тайную слежку за мнимыми врагами существующего режима. В этой работе полиция использует последние достижения науки и техники. Ими широко используется видеоаппаратура и подслушивающие устройства, что вынуждает население находиться в постоянном страхе. Происходят массовые нарушения конституционных прав человека, заканчивающиеся неоправданными арестами.
  6. Централизованный контроль экономики . Не менее важным признаком тоталитаризма является полное подчинение экономики страны, телевидения, газет и других СМИ. Эта форма контроля дает возможность власти полностью распоряжаться трудовыми ресурсами, тем самым создавая себе необходимый фундамент для дальнейшего развития своего политического строя. Примером может служить принудительное перемещение рабочей силы в более отсталые области народного хозяйства.
  7. Создание особого вида человека . Благодаря своей идеологии правящая власть создает особый вид человека. Начиная с детского возраста, у человека складывается особый тип психики и поведения. Он становится полностью подверженным и поддерживающим нынешние политические идеи власти. Человек начинает жить не столько для себя, сколько для блага общества. В итоге таким человеком не надо управлять, он сам следует существующим лозунгам и призывам руководящей верхушки. Правда, в действительности такая политика приводит к написанию доносов, предательству и полному разложению общества.
  8. Возрастание роли исполнительной власти . При тоталитаризме резко возрастает роль исполнительных органов, происходит всевластие должностных лиц, занимающих свои посты по рекомендации или по прямому назначению правящих структур. На фоне исполнительных органов особенно выделяются «силовики» (армия, полиция, прокуратура и органы безопасности), находящиеся под контролем государственной власти.

Тоталитаризм сегодня

В заключение хочется отметить, что тоталитарный строй способен изменяться, как это произошло в истории Советского Союза после смерти Сталина. В последующие годы хоть и сохранился тоталитаризм, но он потерял ряд своих признаков, то есть фактически стал посттоталитаризмом. В настоящее время по наличию ряда признаков можно сказать, что у нас существуют все предпосылки тоталитаризма. К этому ведет страну находящееся у власти нынешнее руководство. Еще хочется добавить, что тоталитаризм неизменно ждет крах и у этого режима нет будущего. читайте у нас на сайте.

30Ноя

Что такое Тоталитарный Режим (Тоталитаризм)

Тоталитарный режим (Тоталитаризм) – это концепция управления государством, которая характеризуется тотальным контролем за абсолютно всеми происходящими процессами в стране. Понятие тоталитарного режима было окончательно сформировано в политической теории после правления Бенито Муссолини в Италии, и Адольфа Гитлера в нацистской Германии. До этого времени, тоталитарные режимы существовали как явление, но полноценное их определение было сформировано уже в 1900-ых годах.

Что такое ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и ТОТАЛИТАРИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Тоталитарный режим или Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей.

Люди, живущие под этим типом режима, в целом также поддерживают его в силу , идеологии или страха. Граждане обычно боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. А те, кто осмеливаются открыто выступить против режима, как правило, исчезают, и члены их семей находятся под пристальным вниманием.

Из этого можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных подход к управлению государством, где люди лишены большинства прав и свобод. В большинстве случаев, тоталитарный режим имеет множество сходств с и авторитаризмом. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с .

Черты тоталитарного режима.

Характерные черты тоталитарного политического режима могут разнится в каждом отдельном случаи. Это может зависеть от множества факторов, но есть некоторые основные симптомы или признаки, которые свидетельствуют о наличии в стране подобного режима власти.

Общие черты тоталитарных режимов:

  • Диктатура (правитель находится очень долго, отсутствует сменяемость власти);
  • У власти находится фактически одна правящая партия;
  • Обществу внушается внешняя или внутренняя угроза. Царит атмосфера страха;
  • Жесткая цензура в средствах массовой информации;
  • Массовая пропаганда в СМИ, государственных и социальных структурах;
  • Запрещена любая критика государства или власти;
  • Существует обязательная военная повинность;
  • Общество подвержено милитаризации;
  • Активно работают секретные правительственные службы;
  • Развиваются националистические партии и идеологии;
  • В обществе наблюдаются настроения;
  • Сильный упор делается на конкретные религиозные или идеологические организации;
  • Ведется контроль воспроизведения населения, в ту или иную строну зависимо от потребностей.
  • Права и свободы граждан могут быть отменены или не соблюдаться по желанию власти;
  • Существует ужесточенная и развитая система тюремных учреждений и трудовых лагерей (пример );

Тоталитарный режим власти – примеры.

Пример тоталитарного режима №1.

Советский Союз под правлением Иосифа Сталина. После окончания гражданской войны, Сталин устранил всех неугодных людей с другой точкой зрения и приступил к построению тоталитарного режима в обществе.

Пример тоталитарного режима №2.

Фашистская Италия при правлении Бенито Муссолини. Сразу же после захвата власти в 1922-ом году, Муссолини провозгласил себя лидером нации и стал править в тоталитарной манере.

Пример тоталитарного режима №3.

Нацистская Германия . Адольф Гитлер использовал тоталитаризм, как способ добиться покорности нации.

Существует две ветви в политическом правлении: демократические и антидемократические уклады. Тоталитарный не относится к первому из них. Его концепцию обсуждают не первое столетие, он приковывает внимание десятков критиков. Сложно найти человека, который не знает, что такое тоталитарный режим. Но если уделить этому понятию время, то можно узнать больше интересного.

Кратко тоталитарный режим – это полное контролирование всех сфер жизни властью. Абсолютное подчинение граждан под одну идеологию. Для более точного определения можно сказать, что это полная противоположность демократии.

За годы своего существования тоталитаризм подвергался критике политических деятелей. Вопрос о его возникновении спорный. Несмотря на то, что первые правители, которые «прославили» его на весь мир – Муссолини и Сталин, истоки уходят глубже в века.

Каждая страна вносит свои корректировки, от того понятие может искажаться. Однако существуют основные черты, которые в полной мере отражают особенность и сущность тоталитаризма.

Интересно! На самом деле даже демократия не обещает полных свобод и не всегда обеспечивает права гражданам.

В полной мере понятие раскрывает сайт «Википедия». Согласно ему – это стремление власти над полным контролем всех направлений общественной жизни.

Кроме того, любое сопротивление в жесткой форме пресекается. Акцент поставлен на правлении Муссолини и Гитлера, критике известных политологов и ситуации в Советском Союзе.

Вместе с тем отмечается, что история такого проявления власти начинается далеко не в Италии, где впервые применен сам термин.

Интересно! Как проявляется природная и социальная

Характеристика

Несмотря на то, что каждый правитель вправе по-своему формулировать концепцию, есть ряд общеизвестных особенностей. После их прочтения сразу становится понятно, что значит этот режим. Он не только противопоставлен демократии, но и имеет общие направления с авторитаризмом и даже социализмом.

Основные характеристики:

  1. Первое, что обращает на себя внимание в тоталитарном обществе – одна единая идеология. Она является фундаментом политической системы. Граждане не имеют права отступить от общепринятого, не хотят или даже не считают эту мысль допустимой.
  2. Всеми правит одна единственная партия, что не дает права выбора. Диктатор руководит абсолютно всеми процессами.
  3. Государство воздействует на все сферы жизни.
  4. Средства массовой информации полностью подчинены государственному аппарату.
  5. В случае распространения «неугодной» информации в СМИ и сфере образования грозит наказание.
  6. Политическая пропаганда контролирует и подчиняет себе абсолютно все население.
  7. Это политический террор и репрессии.
  8. Все права и свободы людей уничтожаются.
  9. Милитаризация общества.

Говорить о том, что несколько пунктов уже в полной мере характеризуют любой уклад как тоталитарный, неправильно. Дело в том, что некоторые ограничения допускаются не только в социализме, но и демократизме.

Из всего перечисленного политологи выделяют отсутствие прав и свобод, единую идеологию как основу.

Кому принадлежит власть

Тоталитарный строй характеризуется тем, что власть в государстве принадлежит одному человеку. Тот, кто правит, лишая прав и свобод граждан, называется диктатором. Говоря о тотальном контроле всех сфер жизни, без внимания не оставляется Муссолини, Гитлер и Сталин.

Три правителя оставили след и увековечили годы своего правления, как времена тотального контроля, преимущество идеологии перед правами населения и целой системы манипулирования общественными массами. Причем если в отношении Муссолини термин был прикреплен уже в 1923 году Джованни Амендолой, то система правления в СССР с конца 1920 годов активно маскировалась под желание сделать страну великой и могущественной.

Сравнение Сталина и Гитлера стало целой наукой. Политологи спорят, находят разногласия, и, наконец, сходятся в одном. Два жесточайших правителя, два кровавых вождя были так похожи в своем происхождении и правлении, и так по-разному поставили точки.

Дело в разных целях и мотивах такого образа владения. Гитлер бредил исключительностью своих идей. Уничтожал, убивал, подчинял. И закончилось это крахом, развалом и черным пятном. Сталин использовал тотальное наблюдение как инструмент для достижения пика своей могущественности. В результате оставил на страницах истории великое государство.

И спустя столько лет два человека способны поспорить: в СССР было хорошо или плохо. Расходятся мнения и в том, насколько диктаторы были жестоки. Гитлер убивал врагов, Сталин – и своих тоже. Но на руках первого больше крови.

Муссолини – тоже спорный персонаж. Дело в том, что именно с ним ассоциируется тотальная слежка, с него началась история термина. Однако у себя в стране диктатор не выстроил ту самую тоталитарную систему.

Там были некоторые отличия и свободы, которые сейчас позволяют оспаривать мнение политологов о нем, как о жестоком диктаторе и о его особенностях правления.

В СССР процветал столь антидемократический распорядок только при Сталине. Глупо говорить, что вся его история основана на тотальном контроле.

Страны с тоталитарным режимом

Мнения политологов и других общественных деятелей о странах с тоталитарным устоем расходятся. Все происходит от того, что добиться конкретного правления сложно. Как уже было сказано, каждый правитель устанавливает свои нормы. Многие страны пережили тоталитаризм с «нотками» других явлений правления.

Каких бы споров о Муссолини или Гитлере не было, сейчас все же можно сделать вывод о том, что их характер правления – тотальный контроль, ограничение прав и свобод. СССР (только при Сталине), Германия и Италия являются самыми популярными и наглядными примерами.

Если говорить о современных государствах, то лидер в гонке – КНДР. Республика наиболее приблизилась полному контролю, обособилась от других стран. Если учитывать только относительное наблюдение, то претендентов немного больше.


Из-за того, что реальных примеров, которые не навевают сомнений определенно мало, некоторые и вовсе опровергают правильность такого термина как «тоталитаризм», и относят его к отклонению или ужесточению авторитаризма.
Одна малоизвестная страна в Восточной Африке поражает своими особенностями в правлении.

И даже превосходит современную КНДР. В Эритрее все жители, независимо от положения в обществе, проходят службу с 18 лет до 55. Общение в одном кругу 3 человек – собрание, на которое нужно получить разрешение.

Никто не может соревноваться и с нищетой, и замороженной войной. Если говорить о странах прошлого, то добавляют Португалию, Японию, Китай, Иран. Но такое мнение относительно ошибочно.

Где режим берет начало

Термин известен с 20 века, но это не значит, что он возник из ниоткуда. Примеры древних государств с подобного рода ограничениями описывались в работах Платона «Государство».

В качестве первого примера называют шумерскую Третью династию Ура. Значит, история берет свое начало еще четыре тысячелетия назад в Месопотамии. На граждан накладывали много запретов.

В первую очередь на свободную торговлю. Ремесла тоже контролировались. Процветало рабство, что как нельзя лучше доказывает предположения о таком начале. Школьное образование всеми способами контролировалось, и должно было следовать определенным идеологическим соображениям. История подвергалась фальсификации в угоду правителю.

Второй пример – философская школа в Древнем Китае «фацзя». Основоположник положений разработал систему на основе преследований инакомыслящих. Так, жителей нужно было лишить разного рода развлечений, направить на изучение и ввести систему наказаний. На одну награду должно приходиться 9 наказаний. Эти факты о тоталитарном режиме освещает и Википедия.

Более современный пример – иезуитское государство в Парагвае. Начало правления исходило из коммунизма, но исследователи утверждают о тоталитарном строе.

Критика

Критиков тотального ограничения довольно много. Кому понравится ограничение любых свобод, манипулирование, откровенная жестокость? В своих работах развернуто проанализировали такое политическое направление:

  • Фридрих Хайек;
  • Х. Арендт;
  • К. Поппер.

Хайек в трудах «Дорога к рабству и «Конституция свободы» доступно и кратко разъяснил о тоталитарном режиме, недопустимости такого контроля, посягательств на права. Критике подверглась экономика и система рыночной торговли.

В отличие от других критиков, Поппер не анализирует системы правления, а приводит их основные черты, что позволяет самостоятельно понять, насколько это плохо или хорошо. Приводиться пример «открытого» и «закрытого» общества.

Ханна Арендт философствует об истоках, о том, что означает для них тоталитарный режим, и проводит анализ общих черт нацизма и сталинизма.

Тоталитаризм и авторитаризм

Если человек привел порядка десятка примеров стран с тоталитаризмом, то очевидно, все или большинство из них на самом деле с авторитарным режимом, подвергшемся изменениям. Стоит отметить, что они одинаково не относятся к демократическим.

Их общие черты:

  1. Власть в руках нескольких лиц.
  2. Принцип «закрытого» общества, что означает полное обособление.
  3. Любое сопротивление невозможно.
  4. Не обеспечиваются права и свободы.
  5. Армия и органы правопорядка под контролем власти.
  6. Выборочный процесс имитируется.

В основе авторитаризма — личность правителя. А вот тоталитаризм – это режим, при котором смерть диктатора не влечет за собой крах страны. Идеология в первом варианте не всегда имеет место быть. А действие тотального контроля напрямую связано с единственной идеологией. Схожесть и тонкие отличия формируют различные мнения о том, в какой стране какой устрой процветает.

Литература и политический режим

В литературе описано множество политических форм правления. Тоталитаризм неоднократно подвергался критике и высмеиванию в литературных шедеврах. Такие книги воспринимаются не сразу. Не все умеют смотреть сквозь призму метафор. Но открыть глаза такой подтекст может с легкостью.

Важно! Самый известный пример, который поражает своей грязной правдой, открытой критикой и силой сравнений – роман «1984» Д. Оруэлла.

Туда же относят и его сатиру «Скотный двор», где царил тоталитаризм, а свиньи ассоциировались с людьми. Без внимания не остается «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина и многие другие работы, в которых, возможно, не так открыто говориться о гневе к власти, но есть акцент на том, что тоталитарный режим – это яма прошлого и большая пропасть будущего.

Полезное видео

Подведем итоги

Тоталитаризм – режим, при котором целью является полное ограничение свобод и прав граждан, вмешательства во все сферы жизни. Известно три страны, в которых он процветал: Италия при Муссолини, СССР при Сталине, Германия при Гитлере. Ведутся многочисленные споры о праве называть правление этих диктаторов тоталитаризмом. В литературе есть много примеров описания и сравнения полного ограничения и вмешательства в любые процессы общества, которые критикуются с помощью литературных приемов.

Вконтакте

“Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”.

“Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко “второму эшелону индустриального развития”. Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов” .Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие “тотальное государство” имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

“Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять граници страны, и оглупления народа”.

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. “В диалоге “Государство” содержится знаменитый проект “идеального общественного строя”, основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах (“Полития”, “Законы”) нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в “Государстве”. Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти”.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. .

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин “тоталитаризм” для характеристики итало-фашистского режима.

“Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы”.

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

ь всеобщая государственная идеология,

ь монополия государства на средства массовой информации,

ь монополия государства на все средства вооружения,

ь жестко централизованный контроль над экономикой,

ь одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

ь особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные .

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий “сверхинтерес” населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. “Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития”. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

ь глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

ь господство репрессивных аппаратов;

ь упразднение представительных органов власти;

ь монополия правящей партии и интеграция ее и всех других

общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

“Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии”.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой идеей”, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан .

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

“Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства” .

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое “чистое” общество.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен преходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

УДК 340.126:321.64

А. А. Карпов

Современный тоталитаризм и его разновидности

Тоталитарные режимы подробно проанализированы в отечественной и зарубежной научной литературе. В основном в них рассматривались крайняя форма данного политического режима - фашизм, а также советский период развития нашего государства. Но тоталитарные режимы существуют и в настоящее время в отдельных государствах, таких как Корейская Народная Демократическая Республика, Лаос, Китайская Народная Республика, Вьетнам, Куба. Несмотря на то что все они обладают сходными чертами, характерными для данного политического режима, между ними наблюдается и существенная разница, в том числе и в объеме прав и свобод, гарантируемых гражданам данных государств. В данной статье автор рассматривает эти отличия на примере КНДР и Вьетнама.

Totalitarian regimes are accurately analized in the Russian and foreign science literature. Mostly this regime was being studied in its extreme form of appearance - fascism, and also in the sovietic period of national development. Totalitarian regimes also exist in the modern states, such as the Democratic People"s Republic of Korea, Laos, the People"s Republic of China, Vietnam, Cuba. In spite of the fact that all these states have some common features, distinctive for this political regime, they also have big difference, such as the difference in the volume of the rights and liberties, that are guaranteed to the citizens of these states. In this article the author looks into these differences taking as the example the states of the Democratic People"s Republic of Korea and Vietnam.

Ключевые слова: тоталитаризм, тоталитарные режимы, политические режимы, КНДР, Вьетнам.

Key words: totalitarianism, totalitarian regime, political regime, DPRK, Vietnam.

КНДР образовалась в 1948 г., освободившись после Второй мировой войны от колониальной зависимости Японии. Долгое время она находилась под влиянием СССР, что сказалось на ее политическом режиме. В КНДР с самого начала была установлена идеология, в основе которой лежит учение чучхе. Оно было разработано Ким Ир Сеном в противоположность марксизму-ленинизму и означает самостоятельность и опору на свои силы, независимость от других государств. В нем человек - центральное звено. Однако,

© Карпов А. А., 2016

согласно учению, он может проявить себя лишь в коллективе под руководством мудрого вождя и политической партии. Также на становление идеологии чучхе в КНДР оказало влияние конфуцианство, поскольку республика долгое время находилась под влиянием китайской культуры. Этим объясняется и психология населения КНДР, поддерживающего данный политический режим. Традиционно северокорейское общество стремится к порядку и гармонии, которое, согласно Конфуцию, может представить только сильный центральный аппарат. По этой теории все люди делятся на управляемых и управляющих. Примечательно, что закон рассматривается ими как система жестких наказаний, поддерживающих порядок в обществе. Во главе государства стоит не закон, а управляющий - вождь, партия. Такое понятие, как «права личности» в теории чучхе отсутствует, оно заменено на долг перед правителем. Ким Ир Сен рассматривал государство как большую патриархальную семью. И как дети должны слушаться своего отца, так и корейский народ должен с сыновней преданностью относиться к Великому Вождю -главному патриарху нации, и своей матери - партии . Поэтому жители КНДР беспрекословно подчиняются верховной власти, и их решения считают единственно верными. Наиболее ярко отражает эти положения Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики, принятая в 1972 г. В ней, в частности, сказано: «Корейская Народно-Демократическая Республика - наша социалистическая Родина, где претворены в жизнь идеи чучхе великого вождя товарища КИМ ИР СЕНА и осуществлены его предначертания» .

Таким образом, в КНДР развит культ личности вождя, причем вождь обожествляется, ему приписываются сверхъестественные возможности. Первым из них был основатель государства - Ким Ир Сен. После его смерти культ личности распространился на его сына Ким Чен Ира. А с 2011 г. возглавляет государство младший сын последнего - Ким Чен Ын. Как отмечают некоторые исследователи, передача власти по наследству не вызывает никакого сопротивления со стороны правящей элиты - партии, армии, госаппарата. Этому способствовали четко выстроенная Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром вертикаль власти, а также организационные и кадровые перестановки. В СМИ была развернута программа по убеждению граждан в правильности передачи власти по наследству. В них уже обожествлялся будущий наследник, а его руководство различными областями жизни страны объявлялось великим .

Основная же цель КНДР - стать независимой великой державой. Отсюда ее стремление обладать ядерным оружием, попытки освоения космического пространства. Кроме того, КНДР считается одной из самых

милитаризованных стран в мире. С приходом к власти Ким Чен Ира армия заняла центральное место в государственном аппарате. На вооружение тратилась четверть бюджета страны, при том, что в стране наблюдался экономический кризис и голод. Вся экономическая и общественная жизнь стала строиться по военному образцу, была проведена пропагандистская работа, направленная на утверждение роли вождя и политической партии в государстве, на милитаризацию . На сегодняшний день по своей численности армия КНДР является четвертой в мире. Северная Корея тратит на военные цели от 15 до 16 % государственного бюджета. При населении 23,5 млн чел. вооруженные силы КНДР насчитывают 1,2 млн человек. Резерв составляет около 5 млн чел., мобилизационные ресурсы страны - более 6 млн человек.

Выборы в Верховное народное собрание - высший орган государственной власти - являются безальтернативными. Как правило, исход выборов заранее известен. В КНДР действует лишь одна Трудовая партия. Все остальные общественные движения, объединения признают ее руководящую роль и полностью подконтрольны ей.

В КНДР существует жесткая административно-полицейская система контроля за всеми сферами жизни граждан. Интересным представляется и организация мест лишения свободы. В них попадают не только за уголовные преступления, но и за политические. Поэтому лагеря и тюрьмы четко разграничены: в одних находятся уголовные преступники, в других - политически неблагонадежные, причем последних отправляют в лагеря без суда и на неопределенный срок. Это не является наказанием .

Государство в Северной Корее стремится внедриться в личную жизнь граждан. В стране развиты система доносов и коллективная ответственность. «Народные группы», созданные по месту работы или жительства, несут круговую поруку за каждого члена. Если один совершит проступок, репрессиям подвергаются все члены группы .

В стране также применяется смертная казнь. Так, в январе 2014 г. по обвинению в попытке свержения власти был казнен дядя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэк. Кроме него, были казнены все его ближайшие родственники и даже дети, что говорит о стремлении власти ликвидировать всю линию Чан Сон Тхека. После этого власти провели кампанию по выявлению и его сторонников .

Северная Корея является одной из самых «закрытых» в мире и в информационном плане.

В то же время в государстве выстроена социалистическая модель здравоохранения. Медицинская помощь, лекарственное обеспечение являются бесплатными. На безвозмездной основе предоставляются путевки в санатории и

др. Медицина носит профилактический характер. Проводятся вакцинация населения, плановые осмотры. Особой заботе подлежат материнство и детство.

Таким образом, КНДР по степени жесткости политического режима превосходит ранее существовавшие в СССР, Германии и Италии. О правах человека и гражданина в Северной Корее вообще говорить не приходится. Ему гарантированы, как и в СССР, лишь социальные права, с целью поддержания хорошей физической формы строителя социализма.

Несколько иная картина представлена во Вьетнаме. Само независимое государство образовалось после Второй мировой войны, когда под руководством Коммунистической партии она избавилась от оккупации Японией, и ранее от французской колониальной зависимости. В настоящее время в Народной Республике Вьетнам действует 4-я Конституция, принятая в 1992 г. В ее преамбуле закреплено, что она «отражает отношения между партией-руководителем, народом-хозяином и государством, осуществляющим функцию управления во вьетнамском обществе», т. е. в республике также существует однопартийная система. Коммунистическая партия Вьетнама является руководящей, все остальные союзы ей подчинены. В стране установлена и поддерживается коммунистическая идеология.

В то же время, в отличие от КНДР во Вьетнаме в последнее время проводится ряд реформ, целью которых является выведение страны из экономического кризиса и приближение ее к современным реалиям. Так, в 2005 г. Центральный комитет Коммунистической партии республики принял постановление, согласно которому была определена политика совершенствования правовой системы до 2010 г. и ориентированная на 2020 г. В нем, в частности, отмечалось: «построение и совершенствование единой, общей, способно применяемой и гласной системы права, обеспечивающей совершенствование и развитие институтов рыночной экономики в рамках социалистической системы; построение социалистического правового государства - государства, созданного народом, принадлежащего народу и действующего в интересах народа; увеличение роли права и юридической силы закона в целях обеспечения общественной стабильности и экономической интеграции в мировое сообщество; построение сильного, чистого государства и обеспечение прав и свобод человека и демократизации общества...» .

Однако многолетние традиции повлияли на психологию вьетнамцев. Они не склонны доверять законам и не считают их гарантом порядка и справедливости. Они полагают, что права человека второстепенны, каждый должен стремиться к согласию во имя блага всех. В то же время многие реформы постепенно претворяются в жизнь. Так, согласно Конституции Республики Вьет-

нам высшим органом государственной власти является Национальное собрание. Оно избирается народом сроком на 5 лет. В последние годы произошли некоторые перемены в его формировании и деятельности: увеличилось количество самовыдвиженцев на выборах; парламентские прения приняли характер дебатов, в ходе которых выдвигались важные законопроекты, разрабатывались альтернативные планы экономического развития; появились альтернативные кандидатуры при избрании на руководящие должности .

В настоящее время в стране издается более 700 газет и журналов. Некоторые из них критикуют министров за их ошибки. Но оппозиционной прессы нет.

Особенностью экономического развития Республики Вьетнам является, с одной стороны, появление рыночных механизмов, с другой - сохранение государственного регулирования и контроля основных отраслей хозяйства. Появляются частные предприниматели, и как следствие, исчезает уравнительный порядок распределения имущественных благ. Но олигархов, как в капиталистических странах, во Вьетнаме нет, поскольку крупные промышленные и финансовые группировки находятся под контролем государства. Экономика остается плановой, но планы не имеют силу закона, а являются ориентиром для дальнейшего развития.

Кроме прочего, особое внимание руководство страны уделяет здравоохранению и образованию. На сегодняшний день во Вьетнаме существуют две системы образования - государственная и частная. Но платные услуги занимают небольшую часть сферы образования.

Также целью Народной Республики Вьетнам является построение социального государства, борьба с бедностью .

В стране принят Трудовой кодекс, регламентирующий занятость, устанавливающий 8-часовой рабочий день, режим труда и отдыха. В то же время конституция провозглашает труд не только правом, но и обязанностью. Она также гарантирует ряд личных, социальных и культурных прав и свобод гражданам.

Во Вьетнаме в последние годы происходит и трансформация общества, отход от коллективизма к индивидуализму. Каждый человек теперь больше нацелен на поиск своего собственного «Я», определения своего места в обществе .

Таким образом, можно говорить о том, что во Вьетнаме установлен тоталитарный политический режим, но с элементами политической, экономической и духовной свободы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тоталитарные политические режимы в различных странах сходны по сути, они обладают однотипными характеристиками. В них только провозглашается принадлежность

власти народу, который на практике не имеет возможности участвовать в управлении делами государства. Политические права принадлежат правящей партии и ее лидеру. Народ лишь поддерживает проводимую политику. Для этого создается и широко задействуется аппарат принуждения. В то же время в некоторых странах, появляются зачатки оппозиции, свободы слова (Вьетнам).

То же самое наблюдается и с экономическими правами. Государственная экономика в некоторых странах приобретает элементы рыночной, появляется частная собственность. Контроль над духовной жизнью также в некоторых тоталитарных государствах ослабевает, что способствует развитию творчества и науки.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что современный тоталитаризм можно разделить на абсолютный и тоталитаризм с элементами свободы личности.

Список литературы

1. Булычев Г.Б. Политические системы государств Корейского полуострова. -М.: МГИМО, 2002. - С. 56.

2. Денисов В.И. Северокорейские вооруженные силы и их роль в политической жизни КНДР // Вестник МГИМО университета. 2011. - № 4. - С. 44-45.

3. Жебин А.З. КНДР: время перемен? // Междунар. отношения и мировая политика. - 2012. - № 3. - С. 115-116.

5. Ланьков А.Н. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее // Северная Корея: вчера и сегодня. - М.: Восточная лит., 1995. - С. 192.

6. Май Ван Тханг. Правовая система: определение понятия и особенности вьетнамской правовой традиции // Право и политика. - 2008. - № 1. - С. 37.

7. Нгуен Ван Нгань. «Мы изучаем опыт реформ многих стран, но идем своим путем обновления» // Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 16. - С. 40-43.

8. Нгуен Кань Хоп. Национальное Собрание СРВ - вопросы перехода к парламенту // Гос-во и право. - 1998. -№ 6. - С. 88-94.

9. Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. - Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз., 1998.

10. Тинь Тьюен Ха. Трансформация вьетнамского общества на современном этапе его развития // Философия и о-во. - 2006. - № 4. - С. 152-163.

11. Федякина А. Телевидение КНДР показало генерала, казненного за сон при Ким Чен Ыне // Рос. газета. - 14 мая - 2015.

12. Чарльз Ф. Эндрейн Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000. - С. 124.