Теоретические аспекты изучения психологического здоровья студентов-сирот педвуза. Что такое психологическое здоровье? Психологическое здоровье и его составляющие

Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма” [“Толковый словарь русского языка”, с. 187]. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной. Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление - психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера - влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека - можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае - глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость , т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод , что основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):

1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять самые разные стороны, вступая с ними в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих различные стороны личности и дать возможность другому человеку быть самим собой в его собственной целостности.

2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».

Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья - положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, - необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:

    обучение положительному самоотношению и принятию других;

    обучение рефлексивным умениям;

    формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью.

Для определения форм психологической помощи и поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.

Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья , как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы.

Психи́ческое здоро́вье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья

    осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

    критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

    соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

    способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

    способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

    способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств

Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма - это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья - это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья - отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. Сейчас к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М. С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции.

Б. С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья - способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности.

Психологическое здоровье органически включено в личность и составляет одну из важнейших характеристик. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое здоровье на всех этапах онтогенеза, в частности в студенческие годы, включающее гармоничные взаимоотношения между человеком и средой, а также между различными аспектами человеческого «Я» — рациональным и эмоциональным, разумом и интуицией и т. п. С точки зрения О.В. Хухлае- вой компонентами психологического здоровья являются: аксиологический, инструментальный, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих, идентификацию, как с живыми, так и с неживыми объектами, единства с миром. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», т. е. абсолютного принятия человеком самого себя при достаточно полном познании себя, а также принятие и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и пр.

Безусловной предпосылкой к этому является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимые качества — умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т. е. в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, высту-

пающий двигателем его развития.

Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором своей биографии» (В.И. Слободчиков.).

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально- культурных условиях. При этом он предполагает приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует мультикультурная социальная компетентность — умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.

Подводя итоги рассмотрению компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

В качестве критериев психологического здоровья можно выделить: 1) позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения); позитивное восприятие мира; 2) высокий уровень развития рефлексии; 3) стремление улучшать качество основных видов деятельности; 4) успешное прохождение возрастных кризисов; 5) адаптированность к социуму (если студент, то к вузу и ближайшему окружению).

Обобщая точки зрения отечественных психологов на рассматриваемую проблему, мы вслед за О.В. Хухлаевой выделяем следующие компоненты психологического здоровья студента: адаптивность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, рефлексия, как способ самопознания.

Психологическое здоровье - это система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотива- ционный компоненты (В. И. Слободчиков).

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей, ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимым качеством является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития, он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором» собственной биографии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции.

  • обучение положительному самоотношению и принятию других;
  • обучение рефлексивным умениям;
  • формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, становится очевидным, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, но не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. В психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей. Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекций необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления.

Критерии психологического здоровья зависят и от понятия проблемы нормы психологического здоровья. Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы для психического здоровья: правомерно за норму принимать отсутствие патологии.

Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы можно подойти к определению уровней психологического здоровья.

Под здоровьем в общем виде обычно понимается форма жизнедеятельности человека, обеспечивающая необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность. В качестве жизни семьи, или ее здоровья, различают два аспекта:

степень временной нетрудоспособности человека, возраст, перехода на инвалидность и т.д. (объективные показатели);

ю степень социальной поддержки, величина нервно-эмоциональной напряженности в семье и др. (субъективные показатели) .

При таком подходе нельзя оценивать здоровье по факту заболеваемости и инвалидности, необходимо учитывать субъективные ощущения отдельного человека и группы. Здоровье ценно тем, что обеспечивает долгую жизнь с высоким уровнем душевного комфорта.

Под нездоровьем понимают:

физическое нездоровье человека (временно потерявшего трудоспособность) определяется его деятельностью, насколько позволяет ему запас мускульной энергетики;

духовное (психологическое ) нездоровье личности, семьи, даже достаточное для преодоления возникшей проблемы, физический потенциал сводит к нулю.

В силу существования в группе различных социально-психо- логических процессов, в частности общения, а значит и информированности, комфортности, социализации и т.д., психическое нездоровье отдельной личности трансформируется в психологические состояния других членов труппы. Оно способно нейтрализовать значительные потенциальные возможности по ее сопротивляемости жизненно трудным ситуациям. С этой точки зрения психологическое здоровье представляет особый интерес как предмет диагностики семьи, ее благополучия или проблемное™.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальными, экономическими, биологическими, психологическими, педагогическими и т.д. Важнейшим фактором, его естественнонаучной основой является физическое здоровье членов семьи. Но здесь не может быть жесткой зависимости, так как имеют место воздействия и других факторов (в том числе не всегда в унисон с основным). Поэтому возникает необходимость поуровневой и комплексной оценки этого явления для каждой семьи. В поуровневой оценке наиболее значимы три позиции: норма, отклонение от нормы, отсутствие.

Здоровье - это не только отсутствие острых или хронических болезней тела, психических расстройств, но и отсутствие эмоциональных страданий и социального неблагополучия. Безусловно, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Но часто человек либо наделен очень щедро, либо столь же обделен. Когда Ходжу Насреддина некие люди попросили наделить их орехами по-божески, он дал одному один, другому горсть, а третьему все, что оставалось в мешке, и сказал, что именно так и наделяются в жизни люди по-божески, а не по-человечески.

Составляющие здоровья человека

1. Физическое здоровье предполагает анатомическую целостность и функциональную полноценность всех органов и систем. Сердце, сосуды, легкие, пищеварительный тракт, мочевыделительная, половая системы связаны в единый комплекс нервной системой, а также регулируются эндокринной системой, продуцирующей гормоны и рилизинг-факторы. Иммунная система на клеточном и системном уровнях обеспечивает безопасность физической составляющей здоровья человека. Опорно-двигательная система обеспечивает жизненную активность и защитную функцию.

2. Психическое здоровье - это залог нормальной интеграции человека во внешнюю среду. В частности, в общество. Нарушения речи, памяти, мышления делают человека непригодным для внешних контактов и превращают его в изолированное от окружающих существо.
Чрезмерная эмоциональность, бурная реакция на всякое внешнее воздействие или внутреннее переживание также дестабилизирует систему.

3. Психологическое здоровье человека - неразрывно связано с его внутренним соответствием морали общества, в котором он существует. Любое расхождение приводит к психологическому дискомфорту и при определённых обстоятельствах способно перейти в область психиатрических заболеваний в той или иной форме.

Взаимодействие составляющих здоровья человека

Нельзя нарушить здоровье одного уровня в организме, чтобы это не повлекло за собой сбои в других взаимосвязанных системах. Этим объясняется механизм развития практически любого заболевания или травмы, последствия мозговых катастроф, инфарктов или обширных травм. Система постоянно стремится к стабильности, отсекая все, что может эту стабильность нарушить. При неблагоприятных внешних факторах запускается наивысшее напряжение всех ресурсов организма, называемое стрессом. Это способ выживания в экстремальных условиях. Но если стресс тянется длительно, то наступает срыв компенсаторных возможностей. Физическая составляющая здоровья человека начинает “сыпаться” и давать сбой по всем направлениям.

Европейские представления о здоровье утверждают, что в здоровом теле здоров и дух. Но восточные мудрецы знают, что дух может творить над телом истинные чудеса. Чистая победа духа заключается в том, чтобы волей заставить организм оздоровиться, справиться с болезнями и жить полноценно. Чтоб всесторонне прочувствовать аспекты взаимодействия физической и психической составляющей здоровья человека, Вы можете , в течение которых специалисты помогут Вам разобраться во всех аспектах прогрессивных современных методик оздоровления человека.

Термин «психологическое здоровье» был введен Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. В последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. Психологически здоровый человек - это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье - это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Компоненты психологического здоровья - положительные самоотношения и отношения к другим людям, личностная рефлексия и потребности в саморазвитии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции: обучение положительному самоотношению и принятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. Для психологического здоровья норма - это, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.